Мозаика
«Бизнес по-узбекски»: «Базарные весы» в арабском аэропорту
Двадцатого мая в международном аэропорту Дубая (ОАЭ) пассажиры рейса А-310, вылетающего в Ташкент, стали участниками прелюбопытного инцидента: буквально перед посадкой авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» затребовала с них плату за «лишние» килограммы товара, приобретенного по чекам в магазине Dubai Duty Free.
Made in USSR?
Пройдя необходимые таможенные и паспортные процедуры и оказавшись в нейтральной зоне свободной торговли – в павильоне Dubai Duty Free - направлявшиеся в Ташкент граждане остановились в изумлении: совершивших шопинг пассажиров в накопителе 16-го сектора встречали… громадные переносные весы. Те, что сегодня еще нередко встречаются на узбекских дехканских рынках. Допотопные приборы контроля «исчезали» сразу же, как только заканчивалась посадка на рейс.
«Весы, напоминающие инвентарь советского образца, неожиданно появились примерно за час до посадки. На стойке с логотипом НАК «Узбекистон хаво йуллари» было объявление о том, что пассажиры не имеют права провозить в ручной клади более пяти килограммов багажа, но о дополнительном контроле с учетом оплаты веса покупок из Duty Free ничего не говорилось», - делится впечатлениями на условиях анонимности пассажир рейса А-310. – «Люди, конечно, возмущались незаконным требованием (нарушение прав потребителей, причем в таком известном аэропорту другого государства!) узбекской авиакомпании, нарушающей международные стандарты провоза груза, но никто из них не высказал свои претензии открыто, опасаясь репрессивных мер. Рассказывали про случай, когда одна женщина в сердцах бросила дорогие конфеты, купленные в Dubai Duty Free, прямо в лицо представителям узбекской авиакомпании».
Любопытно, что деньги за перевес багажа пассажиры сдавали не в кассу (ее просто не было рядом), а платили исключительно наличными людям в форме службы безопасности Арабских Эмиратов за соседней стойкой. Что это — сговор представителей узбекской авиакомпании с «хозяевами»?
Что сказать: узбекистанцы и в самом деле везут на родину из Дьюти-фри довольно объемные сумки. Но ведь никто не запрещал?
Контингент, подлежащий обману?
Впрочем, среди пассажиров узбекского рейса все же нашлись смельчаки, которые потребовали объяснений у стоявшей «на весах» сотрудницы, предположительно сирийки, говорящей на арабском языке (имитация, якобы требования исходят от арабской стороны?), пригрозив разместить информацию «об этом сомнительном «бизнесе» в Интернет».
«Видно было, как услышав слово «интернет», та сильно испугалась и пригласила для прояснения ситуации Музаффара Абдувахобова, назвавшегося помощником представителя компании «Узбекистон хаво йуллари» в Дубайском аэропорту», - рассказывает Мохира (имя изменено), - одна из двух женщин, решивших осветить эту «темную историю» с дополнительным контролем багажа. – «Он стал поспешно и нервно успокаивать народ, говоря, что «при регистрации мы ведь вас оповещали о том, чтобы не подходили к Duty Free (?!) – излишние килограммы будут облагаться налогом». Зал взорвался негодующими возгласами, поскольку подобного предупреждения не было. Затем, обращаясь ко мне с подругой, как бы виновато произнес: «Вы же знаете, какой у нас контингент». Сообщив напоследок, что у них на сей счет имеется некая «инструкция», пообещал тут же ее продемонстрировать (мол, ему надо только за ней сходить), но обещания своего так и не выполнил и мы его больше не увидели».
С миру по нитке
По словам Мохиры, на борту узбекского лайнера вместимостью 198 человек находилось 156 пассажиров. Несложный арифметический расчет позволяет сделать интересный вывод: даже если в среднем каждый из них заплатит за «лишние» пять килограммов веса (за один килограмм товара взимаются 30 арабских дирхамов или 8 американских долларов), то в итоге за один только рейс получается не облагаемая никакими налогами сумма «навара» в размере 6240 долларов. А таких «арабских» рейсов на неделе пять. Вот и посчитайте, какую колоссальную сумму неучтенных доходов можно получить при грамотном раскладе.
«Когда мы стали громко требовать предоставления доказательств законности требований по принудительному взвешиванию и оплате приобретенного в Duty Free, где в основу завышенных цен уже заложены все предполагаемые расходы, с нас просто не стали брать денег за дополнительные восемь килограммов, пропустили молча – факт, который говорит сам за себя», - продолжает собеседница. – «В Ташкенте, кстати, мы не видели таких «базарных весов».
«Собственная модель» наплевательства монополиста узбекских авиалиний
Пассажиры этого рейса говорят, что данное «ноу-хау» от узбекской авиакомпании практикуется несколько месяцев: когда в августе прошлого года они летали в Эмираты, подобного безобразия еще не было. Они также уверены, что узнай об этом инциденте (и вообще о практике поборов) на своей территории администрация прославленного на весь мир Дубайского аэропорта, последствия для узбекской НАК были бы плачевны, вплоть до постановки вопроса о лишении ее лицензии.
В сравнении с советскими временами цены на авиабилеты в Узбекистане выросли тысячекратно и продолжают бесконтрольно расти по принципу «своя рука - владыка». Однако нормы провоза багажа при этом остаются на уровне столь ненавистных нынешним властям советских стандартов – 20 килограммов плюс 5 килограммов ручной клади. Билет в Дубай и обратно обошелся каждой из наших собеседниц в 1 миллион 970 тысяч сумов (более $700). Плюс расходы из-за длительного проживания в чужой стране, связанного с введенным узбекским Центробанком ограничением при использовании иностранной валюты с пластиковых карт: не более 80 долларов в день, так что желающим накупить товара на 1000 долларов придется пробыть в стране не менее двух недель! Добавьте еще штрафы за перегруз багажа и не соответствующие стандартам габариты покупок.
Между тем, с упорным постоянством падают показатели качества услуг узбекской авиакомпании, погрязшей в омуте коррупции, нарушениях прав человека и прочих нелестных явлений, в числе которых и то, о чем мы сейчас говорим, – теневой «бизнес» на покупках из арабского Duty Free. Разве пристало уважающей себя компании опускаться до уровня безграмотных неучей, готовых за шелест дармовых купюр продать честь своего предприятия, да что там предприятия, – родины?!
Мы приносим нашим читателям извинения за качество фото. Однако тут весы — крупным планом :-)
В ташкентском аэропорту, позиционирующем себя «не хуже закордонных», с пассажирами никто не считается (зимой и летом в оцепленное отрядом силовиков здание вокзала можно попасть лишь непосредственно перед регистрацией), не говоря уже об игнорировании их прав при прохождении таможенного и паспортного контроля, где из шести кабин досмотра в лучшем случае могут работать три; здесь нет понятия «красный и зеленый коридоры»; ни в одной стране, кроме Узбекистана, не заставляют заполнять декларацию для полета «туда и обратно»…
Международное информационное агентство «Фергана»
Made in USSR?
Пройдя необходимые таможенные и паспортные процедуры и оказавшись в нейтральной зоне свободной торговли – в павильоне Dubai Duty Free - направлявшиеся в Ташкент граждане остановились в изумлении: совершивших шопинг пассажиров в накопителе 16-го сектора встречали… громадные переносные весы. Те, что сегодня еще нередко встречаются на узбекских дехканских рынках. Допотопные приборы контроля «исчезали» сразу же, как только заканчивалась посадка на рейс.
«Весы, напоминающие инвентарь советского образца, неожиданно появились примерно за час до посадки. На стойке с логотипом НАК «Узбекистон хаво йуллари» было объявление о том, что пассажиры не имеют права провозить в ручной клади более пяти килограммов багажа, но о дополнительном контроле с учетом оплаты веса покупок из Duty Free ничего не говорилось», - делится впечатлениями на условиях анонимности пассажир рейса А-310. – «Люди, конечно, возмущались незаконным требованием (нарушение прав потребителей, причем в таком известном аэропорту другого государства!) узбекской авиакомпании, нарушающей международные стандарты провоза груза, но никто из них не высказал свои претензии открыто, опасаясь репрессивных мер. Рассказывали про случай, когда одна женщина в сердцах бросила дорогие конфеты, купленные в Dubai Duty Free, прямо в лицо представителям узбекской авиакомпании».
Любопытно, что деньги за перевес багажа пассажиры сдавали не в кассу (ее просто не было рядом), а платили исключительно наличными людям в форме службы безопасности Арабских Эмиратов за соседней стойкой. Что это — сговор представителей узбекской авиакомпании с «хозяевами»?
Что сказать: узбекистанцы и в самом деле везут на родину из Дьюти-фри довольно объемные сумки. Но ведь никто не запрещал?
Контингент, подлежащий обману?
Впрочем, среди пассажиров узбекского рейса все же нашлись смельчаки, которые потребовали объяснений у стоявшей «на весах» сотрудницы, предположительно сирийки, говорящей на арабском языке (имитация, якобы требования исходят от арабской стороны?), пригрозив разместить информацию «об этом сомнительном «бизнесе» в Интернет».
«Видно было, как услышав слово «интернет», та сильно испугалась и пригласила для прояснения ситуации Музаффара Абдувахобова, назвавшегося помощником представителя компании «Узбекистон хаво йуллари» в Дубайском аэропорту», - рассказывает Мохира (имя изменено), - одна из двух женщин, решивших осветить эту «темную историю» с дополнительным контролем багажа. – «Он стал поспешно и нервно успокаивать народ, говоря, что «при регистрации мы ведь вас оповещали о том, чтобы не подходили к Duty Free (?!) – излишние килограммы будут облагаться налогом». Зал взорвался негодующими возгласами, поскольку подобного предупреждения не было. Затем, обращаясь ко мне с подругой, как бы виновато произнес: «Вы же знаете, какой у нас контингент». Сообщив напоследок, что у них на сей счет имеется некая «инструкция», пообещал тут же ее продемонстрировать (мол, ему надо только за ней сходить), но обещания своего так и не выполнил и мы его больше не увидели».
С миру по нитке
По словам Мохиры, на борту узбекского лайнера вместимостью 198 человек находилось 156 пассажиров. Несложный арифметический расчет позволяет сделать интересный вывод: даже если в среднем каждый из них заплатит за «лишние» пять килограммов веса (за один килограмм товара взимаются 30 арабских дирхамов или 8 американских долларов), то в итоге за один только рейс получается не облагаемая никакими налогами сумма «навара» в размере 6240 долларов. А таких «арабских» рейсов на неделе пять. Вот и посчитайте, какую колоссальную сумму неучтенных доходов можно получить при грамотном раскладе.
«Когда мы стали громко требовать предоставления доказательств законности требований по принудительному взвешиванию и оплате приобретенного в Duty Free, где в основу завышенных цен уже заложены все предполагаемые расходы, с нас просто не стали брать денег за дополнительные восемь килограммов, пропустили молча – факт, который говорит сам за себя», - продолжает собеседница. – «В Ташкенте, кстати, мы не видели таких «базарных весов».
«Собственная модель» наплевательства монополиста узбекских авиалиний
Пассажиры этого рейса говорят, что данное «ноу-хау» от узбекской авиакомпании практикуется несколько месяцев: когда в августе прошлого года они летали в Эмираты, подобного безобразия еще не было. Они также уверены, что узнай об этом инциденте (и вообще о практике поборов) на своей территории администрация прославленного на весь мир Дубайского аэропорта, последствия для узбекской НАК были бы плачевны, вплоть до постановки вопроса о лишении ее лицензии.
В сравнении с советскими временами цены на авиабилеты в Узбекистане выросли тысячекратно и продолжают бесконтрольно расти по принципу «своя рука - владыка». Однако нормы провоза багажа при этом остаются на уровне столь ненавистных нынешним властям советских стандартов – 20 килограммов плюс 5 килограммов ручной клади. Билет в Дубай и обратно обошелся каждой из наших собеседниц в 1 миллион 970 тысяч сумов (более $700). Плюс расходы из-за длительного проживания в чужой стране, связанного с введенным узбекским Центробанком ограничением при использовании иностранной валюты с пластиковых карт: не более 80 долларов в день, так что желающим накупить товара на 1000 долларов придется пробыть в стране не менее двух недель! Добавьте еще штрафы за перегруз багажа и не соответствующие стандартам габариты покупок.
Между тем, с упорным постоянством падают показатели качества услуг узбекской авиакомпании, погрязшей в омуте коррупции, нарушениях прав человека и прочих нелестных явлений, в числе которых и то, о чем мы сейчас говорим, – теневой «бизнес» на покупках из арабского Duty Free. Разве пристало уважающей себя компании опускаться до уровня безграмотных неучей, готовых за шелест дармовых купюр продать честь своего предприятия, да что там предприятия, – родины?!
Мы приносим нашим читателям извинения за качество фото. Однако тут весы — крупным планом :-)
В ташкентском аэропорту, позиционирующем себя «не хуже закордонных», с пассажирами никто не считается (зимой и летом в оцепленное отрядом силовиков здание вокзала можно попасть лишь непосредственно перед регистрацией), не говоря уже об игнорировании их прав при прохождении таможенного и паспортного контроля, где из шести кабин досмотра в лучшем случае могут работать три; здесь нет понятия «красный и зеленый коридоры»; ни в одной стране, кроме Узбекистана, не заставляют заполнять декларацию для полета «туда и обратно»…
Международное информационное агентство «Фергана»