Бид'а - нововведения, выводят мусульманина из спасенной группы...

Бид'а - нововведения, выводят мусульманина из спасенной группы...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Спасенная община (аль-фирка ан-наджия) в фикхе

Когда человек начинает активно интересоваться Исламом, то в первое же время узнает, что согласно исламскому летоисчислению мы сейчас живем в 15 веке от хиджры. То есть прошло более 1400 лет с того года, в который пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, переселился из Мекки в Медину, в результате чего призыв к Исламу получил свободу и силу.

И в это же самое время заинтересованный мусульманин нередко сталкивается с последователями современного модернистского течения, которое обвешано баннерами, кричащими о собственной ортодоксии. От них он узнает, что, согласно их объяснению, в наше время каждому мусульманину необходимо следовать только доводам в понимании саляфов, а истинное следование доводам в понимании саляфов заключается в том, чтобы слепо и преданно ограничиваться личными заключениями такого-то и такого-то из современных шейхов, а также такого-то и такого-то из учащихся в исламских учебных заведениях или популярных в их кругах проповедников. Или же, согласно информационной повестке более радикальных: каждый должен сам смотреть в каждом вопросе на доводы и определять, что правильно, а что нет. Будто бы вся исламская община более 1400 лет не знала своей религии, не искала истину, не уточняла, чему можно следовать, а чему нельзя, не сверяла полученные выводы с доводами и наследием саляфов (первых имамов), и оставила это все в виде хаоса и собраний ереси для великих нас и наших непревзойденных современников.

На самом же деле очень большой пласт информации об Исламе давным-давно выверен и проработан до мельчайших деталей. И в первую очередь это касается фикха, который представляет собой подробное руководство к организации повседневной жизни каждого мусульманина. В фикхе разносторонне изучены и досконально расписаны четыре правовые школы: ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. И современный мусульманин не обязан изобретать новую, чтобы быть на истинном пути. Достаточно должным образом заняться изучением того, что уже унаследовано от поколений из знатоков религии. И скорее даже наоборот: кто изобретает новые пути, тот более заслуживает того, чтобы оказаться под сомнением и угрозой заблуждения.

Хафиз Ибн аль-Муляккын аш-Шафии (ум. 804 г.х.) говорил еще более шести веков назад: «Автор книги «аль-Бади’ фи тафдыль мамляка аль-Ислям», имам Мухаммад ибн Ахмад ибн Аби Бакр ан-Найсабури передал от группы из мурджиитов и каррамитов, что каждый муджтахид прав и в основах, и ответвлениях, кроме приверженцев несовместимой с Исламом ереси (зиндики). В доказательство они привели хадис: «Моя община разделится на 73 течения. 72 будут в Раю, а одно в Аду». Но более известна обратная версия этого хадиса, в которой сказано: «72 будут в Аду». И вторая версия достовернее иснадом. И если верна первая, то погибшая группа — это батыниты. А если верна вторая, то спасенная группа — это величайшая община, и она — это последователи четырех мазхабов, т.е. Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и приверженцев хадиса (т.е. ханбалитов. См. «ат-Таудых» 32/339.

قال الحافظ ابن الملقن الشافعي (ت. 804 هـ): «ذكر صاحب «البديع في تفضيل مملكة الإسلام»، وهو الإمام محمد بن أحمد بن أبي بكر النيسابوري عن طائفة من المرجئة والكرامية: أن كل مجتهد مصيب في الأصول والفروع جميعًا إلا الزنادقة، واحتجوا بحديث: «تفترق أمتي على ثلاث وسبعين فرقة، اثنتان وسبعون في الجنة وواحدة في النار». والمشهور عكسه وهو: اثنان وسبعون في النار. إلا أن الثاني أصح إسنادًا فإن صح الأول فالهالك هم الباطنية، وإن صح الثاني فالناجية هم السواد الأعظم، وهم أتباع المذاهب الأربعة وهم: أبو حنيفة ومالك والشافعي وأصحاب الحديث»
انظر: «التوضيح لشرح الجامع الصحيح» 32/ 339

И писал более двух веков назад выдающийся ханафитский ученый Шихабуддин Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахтави (ум. 1231 г.х.): «О верующие, вам надлежит следовать за спасенной общиной, которая называется ахлю ас-сунна уа аль-джама’а. Ведь помощь от Аллаха в согласии с ними, а Его оставление без поддержки, гнев и недовольство в противоречии им. Эта спасенная община (аль-фирка ан-наджия) сейчас собралась в четырех мазхабах, и они: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. И кто в это время находится вне этих четырех мазхабов, тот из приверженцев нововведений и Огня». См. «аль-Хашия ‘аля ад-Дурр аль-мухтар», Китаб аз-забаих 3/153.

قال العلامة شهاب الدين أحمد بن محمد الطحطاوي الحنفي (ت. 1231 هـ): «فعليكم يا معشر المؤمنين باتباع الفرقة الناجية المسماة بأهل السنة والجماعة، فإن نصرة الله في موافقتهم، وخذلانه وسخطه ومقته في مخالفتهم، وهذه الطائفة الناجية قد اجتمعت اليوم في المذاهب الأربعة هم الحنفيون والمالكيون والشافعيون والحنبليون، ومن كان خارجًا من هذه المذاهب الأربعة في هذا الزمان فهومن أهل البدعة والنار».
انظر: «الحاشية على الدر المختار»، كتاب الذبائح 3/ 153.

При том, что известно разногласие насчет допустимости выхода за границы четырех мазхабов в отдельных вопросах и насчет допустимости таклида за захиритами, слова Ибн аль-Муляккына и ат-Тахтави говорят о многом. В них отражена научная действительность и практика, широчайшим образом представленная в исламском научном сообществе на протяжении многих веков. Таким образом, если говорить о спасенной общине со стороны фикха, то в первую очередь в нее будут входить последователи четырех мазхабов ахлю ас-сунна.

Какой является характеристика спасенной группы? Если человек не подходит под какую-нибудь из этих характеристик, значит ли это, что он не в спасенной группе?

Наиболее отличительной чертой спасенной группы является приверженность пути Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в акыде (вероубеждении), ибада (поклонении), манерах и в отношениях с другими. Спасенная группа имеет определенные отличия в этих четырех сферах.

В вопросах акыды вы увидите, что они следуют тому, что сказано в Книге Аллаха и Сунне Его посланника т.е. абсолютному Единобожию (Таухиду) в Божественности, в поклонении Аллаху, и в Именах и Атрибутах Аллаха.

В вопросах поклонения вы увидите, что эта группа отлична своим полным следованием и применением того, что совершал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) в отношении различных актов поклонения, как они совершались, как долго, где и когда и в чем была причина. Вы не увидите у них нововведений в религии Аллаха, напротив они показывая предельное уважение к Аллаху и Его посланнику, они не опережают Аллаха и Его посланника (49:1), привнося новшества в акты поклонения, на которые не было дано разрешение.

В вопросах манер и отношении, вы также увидите, что они отличаются от других своим благим отношением, например желают мусульманам блага, у них доброжелательные лица, хорошо разговаривают, щедрые, отважные и другие благие и прекрасные качества.

В отношениях с другими вы увидите, что они общаются в открытой и откровенной манере. Они те о ком сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда две стороны (заключают сделку) и у них есть выбор (продолжить дело или прекратить) до того как они разойдутся. Если они искренни и открыты, то их дело будет благословлено для них, и если они лживы и обманывают, то благословение будет потеряно».

Если какой-нибудь человек не подходит под какую-либо из этих характеристик, то это не значит, что он не принадлежит спасенной группе, но для всех будут ступени в соответствии с тем что они делали (46:19). Недостатки в вопросах Таухида могут вывести человека из спасенной группы, например недостатки в ихласе (искренности и намерении). Тоже самое относится к бида (нововведениям), когда человек совершает деяния которые выводят его из спасенной группы

Недостатки в вопросах морали и общения с другими эти недостатки не выводят человека из этой группы, но понижают его статус.

Необходимо более детально посмотреть в вопросы манер и отношений. Одним из самых важных вопросов является единство в Истине. Это то, что нам приказывает Аллах в аяте): «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему». (42:13).

Аллах сообщает нам о том, что те кто разделили свою религию на секты не имеют ничего общего с Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал (перевод смысла): «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». (6:159).

Единство и гармония – являются наиболее выразительной характеристикой спасенной группы – Ахли Сунна Валь Джамаа. Если между ними начинается диспут, происходящий из-за разности в ижтихаде (в тех вопросах, где ижтихад разрешен) – то они не носят в себе злобу, неприязнь друг к другу. Напротив они считают друг друга братьями даже если появляются эти разногласия.

Один из них будет молится за другим, даже если он думает, что у другого нет вуду, в то время как имам считает, что у него есть вуду. Например, один из них будет молится за тем кто поел мясо верблюда и этот имам считает, что мясо верблюда не портит вуду, а человек который совершает за ним намаз считает, что мясо верблюда портит вуду. И он верит, что молитва за этим имамом действительна, но если он сам будет молится в подобном состоянии, то его молитва будет недействительна. Все это происходит из-за разности в ижтихаде, в вопросах где ижтихад допустим, потому что каждый из них следует доказательству (далиль), и он соглашается с ними, потому что они руководствуются доводами. И несмотря на то, что он отличается от них, он все же следует доводу из Книги Аллаха или Сунны Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует).

Ученые знают о разногласиях между сахабами, даже во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), но он не осуждал их. Когда он (Да благословит его Аллах и приветствует) вернулся из битвы Ахзаб и Джибриль пришел к нему и сказал ему отправляться к племени Бани Курайза, которые нарушили договор, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал сподвижникам: «Никто из вас не должен молиться молитву аср, пока не достигнет Бану Курайза». Они выехали из Медины к Бану Курайза, и они беспокоились о том, что могут пропустить молитву Аср. Некоторые из них совершили молитву после того как достигли племя Бану Курайза и время молитвы вышло, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Никто из вас не должен молиться молитву аср, пока не достигнет Бану Курайза». Другие совершили молитву Аср во время, говоря что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) имел ввиду, что они должны торопится с отправкой к племени Бану Курайза, и он не имел ввиду то, что следует отложить молитву. Они были правы, но Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не осудил ни одну из этих групп, и не выразил недовольство. Мусульмане которые желают следовать Сунне должны быть умой и не разделяться на группы, враждуя друг с другом на словах и споря и ненавидя друг друга в вопросах в которых допустимы разные мнения. Нет нужды упоминать каждую группу по имени, умный человек поймет о чем я говорю.

Я считаю, что Ахли сунна валь Джамаа должна быть единой, даже если они различаются в понимании некоторых текстов, которые могут быть объяснены разными путями. Это вопросы в которых допустимы разногласия, хвала Аллаху. Важна гармония и единство. Вне всяких сомнений, враги Ислама, те кто открыто враждует или проявляет ложную внешнюю дружелюбность, хотят разделить мусульман. Мы должны приобретать характеристики, которые являются характеристиками спасенной группы, т.е. быть едиными.

Фатава ва Расаиль ли Фадилат аль Шейх Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) ибн Салих аль Усеймин, том 1, стр 38-41