Бездуховное управление Ингушетии. Конфликт Евкурова и Хамхоева пробил брешь в вертикали муфтиятов

Уникальность ингушской модели управления делами мусульман без муфтия еще не осознана на Кавказе
Недавний визит главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в Саудовскую Аравию и озвученное ему личное приглашение короля посетить Каабу вывели Евкурова в центр религиозно-политической жизни всего Северного Кавказа.
Однако ни разу, ни в одной новости из Саудовской Аравии не прозвучало имя муфтия Ингушетии Исы Хамхоева. Это связано с незавершенным конфликтом Евкурова и Хамхоева и до сих пор не решенным статусом последнего.
Бурное развитие конфликта
Напомним, что в рамках переформатирования религиозной политики, проводимой республиканским руководством, Юнус-Бек Евкуров потребовал от муфтия республики Исы Хамхоева уйти в отставку.
Данное требование связано с тем, что муфтий Ингушетии годами сопротивляется политике Юнус-Бека Евкурова, направленной на преодоление раскола ингушского общества на мусульман разных толков.
Глава республики требует от всех групп верующих, работающих в рамках закона, прекратить распри и заняться воспитанием молодежи. Об этой причине своего конфликта с муфтием глава республики заявлял неоднократно.
«Мы должны общаться и работать со всеми верующими, только в таком случае можно говорить о согласии в умме и о стабильности в ингушском обществе. Я призываю вас, глав мусульманских общин и просто ученых-алимов, трудиться над единением и сплочением всей общины», - отмечал глава республики.
Также Евкуров в ходе эскалации конфликта с муфтием Исой Хамхоевым поднял вопрос о необходимости реанимировать деятельность Совета алимов, который должен был по замыслу получить дополнительные полномочия.
Кроме того, планировалось обновить состав Совета алимов за счет представителей всех религиозных направлений, что позволит предотвращать возможные конфликты на конфессиональной почве.
Запущенный процесс ликвидации
И наконец, еще в начале года стало известно, что Евкуровым принято решение о введении должности помощника-советника и создании Управления по религиозным вопросам при главе Ингушетии для координации всех вопросов, связанных с религиозной жизнью ингушского общества.
В итоге конфликт между главой и муфтием из-за требования отставки дошел до того, что Юнус-Бек Евкуров пригрозил ликвидировать муфтият, если Иса Хамхоев не уйдет. Муфтий встал в жесткую оборону, отказавшись уходить в отставку
В итоге руководство республики запустило юридический процесс ликвидации муфтията через минюст Республики Ингушетия. Евкуров обещал созвать Съезд алимов, чтобы выбрать нового муфтия.
Но после бурного обсуждения в СМИ этой инициативы властей, все процессы по ликвидации муфтията заморозились и исчезли из информационного поля. Ситуация на сегодняшний день остается неясной.
Ликвидирован ли муфтият или он еще существует юридически? Каков статус муфтия? Будет ли созван Съезд алимов Ингушетии для выборов нового муфтия? На эти вопросы с интересом ждет ответов весь Кавказ, поскольку ингушский опыт существования мусульманской республики без муфтия довольно любопытен.
Подвешенный муфтият
Известный ингушский блогер и общественник Багаудин Хаутиев подтверждает, что вопрос ликвидации муфтията пока висит в воздухе: «Насколько я знаю, на официальном уровне муфтият у нас не существует. Их нет в СМИ, на мероприятиях, встречах с главой. Насколько я знаю, они стали собираться реже».
«Муфтият заменили Управлением по делам религий при Администрации главы Республики Ингушетия, которое возглавляет Яхья Хадзиев. Именно через это Управление осуществляются контакты руководства республики с мусульманским сообществом.
Что касается процесса ликвидации муфтията, то, если он на самом деле был запущен, то минюст изыщет возможности для закрытия муфтията», - отмечает общественник в своем комментарии нашему порталу OnKavkaz.
«Это общественная, некоммерческая организация, тем более у них были финансовые вливания из бюджета республики, поэтому найти одну ошибочку, чтобы закрыть – не составляет труда», - делится блогер.
Часть функций муфтията, со слов Хаутиева, выполняет Совет алимов, он состоит, в том числе из людей, имеющих теологическое образование, но ранее не входивших в него, то есть это те духовные лидеры, кто упорно игнорировался муфтиятом:
«Эти люди вошли в Совет и заменили Духовное управление мусульман республики. Создан отдельный Комитет по хаджу при правительстве республики, который будет заниматься вопросами организации и сборов по хаджу».
Замена Советом
«Без муфтията республика чувствует себя нормально. Даже лучше, чем во время его существования, поскольку к нему было много вопросов. На мой взгляд, они больше занимались интригами, чем своей работой», - считает блогер.
«К ней относится и работа со студентами, поскольку более половины населения – молодежь. Вместо работы с молодежью муфтият больше занимался вопросами о том, кто и где будет имамом, и кто что получит.
Минусов от отсутствия муфтията в республике почти нет. Скажу открыто, я не сторонник, чтобы исполнительная власть в лице Евкурова вмешивалась в религиозные дела. Если бы муфтият изначально занимался конструктивной работой, его можно было бы сохранить.
Но когда эта структура занимается интригами, захватом мечетей и раздроблением общества, то лучше ее ликвидировать. Евкуров защищал муфтият и отстаивал его интересы до последнего, пока не начался конфликт интересов.
Избрание нового муфтия пока не планируется. Пока эти функции будет выполнять Совет алимов. Он и раньше существовал, но в ином формате. Это будет длиться до тех пор, пока Евкуров будет у власти», - отмечает он.
Оригинальный эксперимент
Богослов Алаудин Чапанов подмечает, что впоследнее время от официального духовенства требуется все больше. Поскольку за умы и души мусульман, особенно, молодых, идет настоящая информационная война.
«Практика показывает, что религиозные устои, формировавшиеся столетиями на Кавказе – очень хрупкий мир, который можно мгновенно разрушить. Оттого, на плечи духовенства сегодня ложится двойная ответственность.
Соответственно, требования, предъявляемые к духовенству, главе республики и другим руководителям министерств и ведомств не являются прихотью того или чиновника – это требование самой жизни.
Что касается дела о ликвидации муфтията, то оно находится в министерстве юстиции Ингушетии. Специалисты минюста ждали общего заключения. Скорее всего, процедура ликвидации не завершена.
По моим данным, в ходе изучения этого вопроса выявилось, что серьезных оснований для решительной ликвидации муфтията не нашлось. Поскольку это независимая от властей общественная организация.
Сейчас делами мусульман занимается Управление по делам религии. Кроме того, глава Ингушетии назначил себе помощника-советника по религиозным вопросам Магомеда-хаджи Албогачиева.
И параллельно проводится эксперимент: в ближайшие 2-3 года хотят попробовать справляться с делами мусульман без муфтия. А потом вновь вернуться к этому вопросу», - заявил он в комментарии On Kavkaz.
P.S.
Данная ситуация, возникшая из-за конфликта главы и муфтия, выявила не столько чувствительность государственно-религиозных отношений. Сколько уникальную способность мусульманской общины к самоорганизации, причем пока еще не осознанную большинством верующих на Кавказе.
И возможность решать проблемы мусульман без подчинения верующих административной вертикали Духовного управления, замкнутого на руководство республики. Удивительным образом данный конфликт выявил потенциал и альтернативных мусульманских общин и лидеров.
То есть, ингушский опыт показывает, что мусульмане – достаточно сознательная, склонная к самоорганизации часть нашего общества, настроенная на осознанное выстраивание конструктивных отношений с властей и без посредничества отдельной касты уполномоченных на то государством глав Духовных управлений.
Ахмед Евлоев