Арабские завоевания. Разгром Персии и Византии...

Арабские завоевания. Разгром Персии и Византии...

Союз с Румом как стратегическая Сунна!

«Вы заключите перемирие с Румами и вместе с ними совершите военный поход на своих врагов». Ахмад 16826, Абу Дауд 2767, Ибн Маджах 4089.

В суре "Рум" 2-4 аятах Священного Корана, упоминается о поражении Рума от рук Персов. Но сура продолжается предсказанием о скорую победе Рума:

2. غُلِبَتِ الرُّومُ Повержены римляне. Это событие произошло в первые годы Ислама, еще до переселения мусульман в Медину. Многобожники очень обрадовались победе персов и говорили мусульманам, что христиане, также как и мусульмане, являются обладателями Писания, и что если вдруг произойдет сражение, то многобожники также одержат верх над мусульманами. Персы одержали победу над римлянами.

3. فِي أَدْنَى الْأَرْضِ وَهُم مِّن بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ В самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх. В те далекие времена Персия и Византия были двумя величайшими империями на земле. Они вели друг с другом ожесточенные войны и были равными соперниками. Персы исповедовали язычество и поклонялись огню, а византийцы относились к людям Писания и утверждали, что верили в Тору и Евангелие. Безусловно, убеждения византийцев были намного ближе к исламу, чем языческие воззрения персов, и поэтому мусульмане желали византийцам победы над персами. В то же время арабские язычники хотели, чтобы персы одержали верх, потому что огнепоклонство имело много общего с идолопоклонством. Когда же произошло решающее сражение, персы нанесли поражение византийцам. Это поражение не отразилось на целой империи, потому что сражение было лишь за прилежащие к Аравии земли. Весть о поражении византийцев обрадовала язычников и огорчила мусульман, и тогда Аллах обещал им, что очень скоро восточные римляне разгромят персов.

4. فِي بِضْعِ سِنِينَ لِلَّهِ الْأَمْرُ مِن قَبْلُ وَمِن بَعْدُ وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ Через несколько (от трех до десяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются. Аллаху принадлежит (вся) власть и до этого [до победы римлян] и после этого [то, что сначала победили персы и потом одержат верх римляне, произошло по воле Аллаха], и в тот день (когда римляне одержат победу [[И победа римлян произошла через семь лет.]] над персами) возрадуются верующие.

Абу Иса ат-Тирмизи (3194) передаёт, что Нияр ибн Мукрам аль-Аслами сказал: «Когда следующие аяты были ниспосланы: ( الم - غُلِبَتِ الرُّومُ - فِي أَدْنَى الْأَرْضِ وَهُمْ مِنْ بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ - فِي بِضْعِ سِنِينَ ) Алиф лам лим. Побеждены Румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет – в то время персы одерживали верх над римлянами. Мусульмане желали победы римлян потому, что те были обладателями Писания.

По этому поводу Аллах сказал: ( فِى بِضْعِ سِنِينَ لِلَّهِ الأَمْرُ مِن قَبْلُ وَمِن بَعْدُ وَيَوْمَئِذٍ يَفْرَحُ الْمُؤْمِنُونَ - بِنَصْرِ اللَّهِ يَنصُرُ مَن يَشَآءُ وَهُوَ الْعَزِيزُ الرَّحِيمُ ) «Через несколько лет. Аллаху принадлежит власть и раньше и позже, а в тот день возрадуются верующие помощи от Аллаха. Он дарует помощь, кому желает, - Он Велик, Милосерд!»- курайшиты же, наоборот, желали победы персам, т.к. не были обладателями Писания, и вообще не верили в воскрешение. Когда эти аяты были ниспосланы, Абу Бакр пошёл и стал выкрикивать эти аяты в разных районах Мекки: ( الم - غُلِبَتِ الرُّومُ - فِي أَدْنَى الْأَرْضِ وَهُمْ مِنْ بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ - فِي بِضْعِ سِنِينَ ) «Алиф лам лим. Побеждены Румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет». Некоторый курайшиты стали говорить Абу Бакру: «Мы бросаем тебе вызов. Ваш товарищ (Мухаммад) заявляет, что римляне победят персов через несколько лет. Не хочешь ли ты заключить с нами пари?» Тот согласился. И это было ещё до запрета на пари. Когда они заключили сделку и оставили заклады, язычники сказали Абу Бакру: «Несколько ведь это от трёх до десяти. Назови что-то среднее, что устроило бы тебя и нас». Тот назвал срок в шесть лет. И вот прошло шесть лет, а римляне так и не победили. Тогда язычники выиграли пари и забрали заклад Абу Бакра. На седьмой год римляне всё же повергли персов. Тогда мусульмане стали порицать Абу Бакра за то, что тот назвал срок в шесть лет. И он ответил им: «Но ведь Аллах сказал: «Через несколько лет». По этой причине многие приняли Ислам». Так передал этот хадис ат-Тирмизи и добавил, что хадис хороший и достоверный.

Слова Аллаха: ( الم - غُلِبَتِ الرُّومُ ) Алиф лам лим. Побеждены Румы – значение отдельно стоящих букв в начале сур уже обсуждалось в начале суры «Корова». Что касается румов или римлян, то это потомки аль-‘Ийса сына Исхака сына Ибрахима. Это по сути кузены сынов израилевых. Они также известны как народ жёлтых. Исповедовали верования греков – потомком Яфиса сына Нуха. Они родственны тюркам. Они поклонялись семи планетам и молились на север. Они основали Дамаск и построили там храмы с алтарями, направленными на север. Они оставались на своих верованиях ещё триста лет после ниспослания Исы. Их император назывался кесарем, а его владения были раскинуты на весь Левант и Аравийский полуостров. Первым принявшим христианство императором был Константин сын Констанция[Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашен войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского мостаи над Лицинием в 323 стал единственным полновластным правителем римского государства, христианство сделал господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство.] . Его мать Марьям аль-Хилания аш-Шадкания из Хурана[Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250—330 гг.) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства.] , приняла христианство до него, и призвала его к своей вере. Говорят, что он был философом, и последовал ей лишь для вида. Христиане в его время устраивали собрания и дебаты с неким Абдуллой ибн Ариусом[А́рий (греч. Ἄρειος; 256—336, Константинополь) — один из ранних ересиархов, основоположник арианства.] и пришли к большим непреодолимым разногласиям. Но сошлись на том, что выбрали триста восемнадцать епископов, которые и составили для него идеологию и назвали её «Великая вера»[ Нике́йский си́мвол ве́ры (др.-греч. Σύμβολον τῆς Νικαίας, лат. Symbolum Nicaeum) — христианский символ веры, формула вероисповедания, принятая на Первом Никейском соборе (325 год), согласно которой Бог Сын «единосущий (ομοούσιος,consubstantialis) Отцу».] , хотя на самом деле это было «великой изменой». Они составили там свод законов с запретами и дозволениями и другими нужными им пунктами. Изменили религию Мессии (мир ему), добавив и убавив из неё. Заменили праздник с субботы на воскресенье, стали поклоняться кресту, дозволили потребление свинины. Установили праздники: крещения, распятия, вознесения, Пасху, Страстное воскресенье и праздники по другим случаям. Избрали Папу, как лидера, патриархов, митрополитов, епископов, священников, дьяконов, и ввели монашество. Император построил для них церкви и храмы, и основал город, который назвал в свою честь – Константинополем. Говорят, что во время его правления было построено двенадцать тысяч церквей, три алтаря в Вифлееме. Его мать построила в Иерусалиме Храм Гроба Христова. Это были последователи Римской Имперской Церкви. Затем появились яковиты– последователя епископа Иакова[Иа́ков Бараде́й (араб. يعقوب البرادعي‎‎), тж. Барада́й, Бурд’оно или греч. Zanzolus (Цанцалос) (между 490 и 505 гг., Телль-Маузалат — 30 июля 578 года, Эдесса) — сирийский монах-монофизит, затем приор монастыря Фазилте, с 541 года епископ Эдессы — основатель Сирийской православной церкви, также называемой по его имени Сиро-яковитской.] . Затем появились несторианцы – последователи Нестория[Несторианство — диофизитское христологическое учение, традиционно ошибочно приписываемое Несторию,Архиепископу Константинополя (428—431), учение которого было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. ] . И множество других фракций и сект. Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «إِنَّهُمْ افْتَرَقُوا عَلَى اثْنَتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَة» «Поистине они разделились на семьдесят две секты».

Суть в том, что они исповедовали христианство, и после смерти каждого кесаря, его сменял следующий. И так до императора Ираклия[Ира́клий I (575 — 11 февраля 641) — византийский император (5 октября 610 — 11 февраля 641), основатель правившей 100 лет так называемой династии Ираклия. Царствование Ираклия открывает новую эпоху в истории Византии] . Он был мудрым человеком, и одним из самых проницательных и разумных царей с глубоким пониманием и правильным мнением. Он был великолепным правителем. С ним враждовал Хосров[Хосров II Парвиз (пехл. husraw, xusrav (hwslwb’) 'с доброй славой' от авест. *hu-śraųah- 'известный, знаменитый', букв. 'имеющий добрую славу'; перс. خسرو‎ [Xusraw]— известный по иранским источникам под эпитетом «Апарвез» или упрощенно «Парвез» (перс. پرویز‎ от пехл. Parvēz — «Победоносный») — шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 591 до 628 года, последний великий сасанидский император. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV, правнук тюркского кагана Истеми Кагана.] – император Персии, чьё царство включало территории Ирака, Хорасана[Хораса́н (перс. خراسان‎ — Xorâsân — откуда приходит солнце) — историческая область, расположенная в Восточном Иране. Название «Хорасан» известно со времени Сасанидов.] , ар-Рай[Рей (др.-перс., Рага, перс. ری‎) — город в северном Иране, в провинции Тегеран, в древности известный под именем Арсакия. ] , и земли персов. Его звали Сабур Обладатель локтей. Его царство было больше и шире по террритории, чем царство Ираклия. Он был упрямым как персы и властолюбивым. он исповедовал зороастризм – языческое поклонение огню.

Как уже приводилось ранее от Икримы, Хосров отправил своих визирей и войско против кесаря, и они стали воевать. Но известно, что Хосров сам выступил военным походом против кесаря, вторгся в его земли, продолжал побеждать и сокрушать его, пока тот не был вынужден укрыться в единственном оставшемся городе – Константинополе. Хосров держал город в осаде длительное время, чем принёс огромные затруднения кесарю. Христиане очень почитали Ираклия, и Хосрову не удалось захватить город, и даже осаждать его как следует, т.к. одна часть его была на суше, а другая выходила в море. И поэтому в город поступала помощь из разных мест морскими путями. Кесарь всё это время вынашивал план перехитрить Хосрова. Он попросил у него оставить город взамен на выкуп на условиях Хосрова. Тот согласился, но потребовал такую неимоверную сумму, которую не смогли бы выплатить все цари мира. Он потребовал золота, разного вида драгоценностей, тканей, наложниц и слуг, и кесарь согласился. Он заверил, что всё это у него есть в разных уголках страны. Он убедил его, что в состоянии выплатить такую дань, хотя это было безумие со стороны Хосрова потребовать всё это. Ведь даже если сложить богатства двух таких кесарей, это не составило бы даже десятой доли от требуемой дани. Он потребовал от Хосрова выехать в Шам и в другие регионы страны, чтобы собрать требуемую сумму из запасов и сокровищниц. Тот отпустил его. и когда кесарь намеревался выехать из Константинополя, он собрал свой народ и сказал: «Я собираюсь выполнить миссию, которую я задумал, и для этого я взял отборные части армии. Если я вернусь до истечения года, я – ваш император. Если не вернусь через год, то вы перед выбором, либо остаётесь верными мне, либо поставите себе другого царя». Те ответили: «Ты наш император, пока ты жив, даже если будешь отсутствовать десять лет!» Он выехал посреди своего войска, а Хосров остался ждать его. Но кесарь сразу же направился в Персию и учинил там великую резню мужского населения. И так он продолжал убивать персов, пока не дошёл до Мадаина – столицы империи. Там он захватил все богатства Хосрова, его гарем, обрил его сына, усадил на осла и отправил его в цепях в самом унизительном виде. Он написал письмо Хосрову: «Это то, что ты просил, забирай!» Хосров, узнав об этом, впал в неимоверную печаль, попробовал осаждать Константинополь, но безуспешно. Затем он попытался застигнуть врасплох кесаря при переходе реки Тигр, но кесарь, услышав об этом, задумал неслыханную ранее военную хитрость. Он приказал набить тюки камнями и помётом, и завидев персов начинать скидывать тюки в реку. Персы, услышав шум, решили, что именно в этом месте римляне переходят реку. Но кесарь перехитрил их, и перейдя в другом месте, приказал войскам ускорить ход. Так они избежали столкновения с персами и вернулись в Константинополь. Это был великий день для христиан. Хосров вернулся в свою разрушенную страну. Богатства были разграблены, потомство уведено в рабство. Это была победа римлян над персами. И это случилось на девятый год после победы персов над римлянами. Битва римлян и персов, в которой римляне одержали победу, произошла между Эзраатом и Басрой, как об этом сообщили: ибн Аббас, Икрима и другие. Это крайний регион Шама, граничащий с Хджазом. Муджахид сказал: «Это было на Аравийском полуострове, т.к. это ближе к римлянам, чем к персам». 

Аллах знает лучше.

Коран указывает на самую низкую точку Земли

В начале седьмого столетия двумя наиболее могущественными державами на Земле были Византия и империя Персов. В 613-614 г. между этими государствами началась война. Византийцы терпели от врага одно поражение за другим. Персы смогли захватить Дамаск и Иерусалим. В суре «Румы», Аллах сообщает, что, несмотря на жестокое поражение, Византийцы вскоре победят: “Повержены румы в самой низкой земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он – Могущественный, Милосердный”. (Коран 30:2-6).

Эти аяты были ниспосланы в 620 году н.э., то есть примерно через 7 лет после сокрушительного поражения византийцев-христиан от язычников персов. В аяте сообщалось, что в скором времени византийцы вновь одержат победу над персами. Однако в тот период Византия находилась в столь тяжелом состоянии, что само существование империи было под угрозой. Она была уже не в состоянии обороняться от многочисленных соседних государств, то и дело угрожавших ее целостности.

Теперь уже не только персы, но и славяне, аварцы, ломбардцы представляли опасность для некогда могущественного государства. Аварцы дошли практически до ворот Константинополя. Правители многих земель, входивших в состав Византийской Империи, наместники и знать открыто восстали против императора Ираклия. Византийская империя находилась на грани распада. Император Ираклий для обеспечения нужд войска приказал переплавить на деньги все серебряные и золотые украшения, которые находились в церквях и соборах. Когда и этих денег не хватило, на деньги были переплавлены все бронзовые статуи, находившиеся в городе.

Через семь лет после того как были ниспосланы начальные аяты из Суры “Румы”, в декабре 627 года н.э. недалеко от Мертвого моря состоялась решающая битва между Византийцами и Персами, в которой чудесным образом армия Сасанидского Ирана потерпела поражение. На этот раз Византийская армия нанесла тяжелейший удар по позициям врага. Уже спустя несколько месяцев Персы были вынуждены подписать соглашение о возвращении Византии всех захваченных ранее им земель.

Другое научное знамение в области географии, о котором сообщает вышеприведенный аят Корана, заключается в следующем выражении: «… в самой низкой земле» (Коран 30:3). Место, где происходило главное сражение между двумя сверхдержавами того времени находится на одном из участков Восточно-Африканской зоны разломов. 6 000-километровая Восточно-Африканская зона разломов простирается из Тавра в Турции к долине Замбези в южной Африке.

Интересно то, что изображения данного участка, полученные со спутников, показывают, что часть поверхности, прилегающая к Мертвому морю является самой низкой точкой на Земле. Фактически, низшей точкой является берег Мертвого моря, который находится на отметке 400 метров ниже уровня моря. На Земле не существует участка суши, который бы находился ниже этого уровня.

То, что Коран описывает, как самую низкую землю, представляет собой окрестности Мертвого моря. Это является одним из научных знамений Корана, так как в момент ниспослания вышеприведенного аята не существовало технологий, с помощью которых люди могли бы открыть эту научную истину. Это еще раз подтверждает то, что Коран является божественным откровением, ниспосланным Творцом небес и Земли.

Вообще когда анализируешь историю падения Сасанидской империи, да и Византии, то каждое событие в отдельности очень логично и понятно. Также как с битвой – если у нас есть подробные сведения о битве, рассказываем о ее ходе, а там и ошибки проигравшей стороны нам все объяснят. Нет подробного описания – еще проще, пишем, что достоверных сведений нет, но сторона «А» победила. Все логично. Но если подняться над событиями выше, то невольно задаешься вопросом «Охуеть, что происходит?!». А происходит следующее – арабы кое-как объединив кучу племен вторгаются на территорию одной из крупнейших империй того времени – Византию. Ну, в принципе бывает – Византию рвали на части и славяне, и авары, и остготы и еще фиг знает кто. Интересно, что происходит дальше: арабы собирают новую армию и открывают второй фронт против другой могущественной державы – Сасанидского Ирана. Мы можем отдельно объяснить победу в каждой битве, но как объяснить, что в один момент против двух самых могущественных держав начала военные действия совершенно новая сила? Здесь нам на помощь приходит традиционное объяснение – страны были ослаблены войной 604-630 годов. Справедливо – война опустошила обе империи. Но Иран и Византия вели войны с момента появления собственно основания и вся их почти четырёхсотлетняя история – это война (около 140 лет боевых действий с перерывами). Однако мы сейчас видим гигантские арабские территории, но не империю эфталитов или авар, не хазарский каганат, не армянское царство и не славянское государство – а ведь все эти народы были беспокойными соседями двух стран.

Так что же такое смогли противопоставить мусульмане двум могучим врагам? 

Прежде чем мы продолжим изучать историю восхождения ислама, стоит описать собственно армии мусульман. Как выглядели войска Византии и Ирана мы худо-бедно представляем, вот что представляли собой их победители? Арабские воины не прибыли откуда-то из-за тумана войны, а все время существовали рядом с Римом и Персией – в частности, армии Веспасиана и Тита чуть ли не наполовину состояли из арабских контингентов во время подавления иудейского восстания в 66-73 годах. А с самого основания в III веке Империи Сасанидов и до ее падения арабы выступали в качестве одного из основных союзников персов и зарекомендовали себя как отличные легкие конники. Невольно хочется представить себе арабского завоевателя как всадника с саблей на стройном скакуне. Ирония в том, что костяк армии, покорившей Иран и выбившей из Сирии Византию, состоял из пехотинцев.

На первых порах, тактика армий мусульман была достаточно простой. Пехота смыкала ряды и отражала атаки противника, конница при этом защищала фланги. Когда противник выдыхался, арабы по команде с криком «Аллах Акбар» бросались в наступление. Конница, вероятно, играла ту же роль, что и арабы-союзники в армии Сасанидов – атаковали фланги врага, устраивали набеги на его лагерь и всячески мешали снабжению. Кроме того, арабы любили устраивать засады, заманивая врага ложным отступлением (как например, на реке Ярмук). Если так посмотреть, то абсолютно ничего выдающегося эти армии не демонстрируют. Простая тактика, достаточно разнородное вооружение, да и конница ограничивалась легкой. Что нового они смогли противопоставить военным машинам Ирана Византии? Тут стоит задаться одним вопросом – а как вообще проходят битвы армий? Ну как – встречаются два войска и понеслась. Все это так, но в фокусе внимания всегда крупные генеральные сражения - все знают Канны, Кресси, Азенкур, Пуатье, битву на Каталуонских полях. Но что было до самой битвы? Дело в том, что до битвы армии маневрируют друг относительно друга – каждая пытается найти себе максимально выгодное именно для нее место боя или зайти в тыл врагу и отрезать пути к отступлению (опасный маневр). У врага много конницы? Тогда выбираем место, где ей не развернуться. Нечем прикрыть фланги? Ищем место с естественным прикрытием крыльев армии. Соответственно чем маневренней армия и чем она быстрей, тем больше у нее стратегических возможностей. И вот тут арабы смогли удивить своих противников. Простое изобретение – северное аравийское деревянное седло позволило восседать на верблюде, непосредственно на горбе (до этого они сидели за горбом, что в принципе было удобно в мирное время). И массированное использование верблюдов дало мусульманским армиям колоссальную стратегическую маневренность – вся пехота приезжала на поле боя на верблюдах, а не плелась пешком. Даже конница для маршей предпочитала использовать верблюдов, пересаживаясь перед боем. 

Радостную весть отправили действующему халифу – Абу Бакру, который выслушал ее и благополучно умер, оставив после себе преемником Умара. Разбив ромеев, арабы спокойно продолжили осаждать Дамаск. Опять-таки на тот момент мусульмане слабо разбирались в осадном искусстве, поэтому обычно просто перекрывали все подходы к городу и смотрели на осажденных как крокодилы под деревом. Соответственно затягиваться этот процесс мог надолго, если не появлялась деблокирующая армия – как и произошло в этот раз. В конце 634 года под Фихлем появляется крупная византийская армия и арабы снимают осаду с Дамаска. Дальнейшие события описаны достаточно путано во всех источниках, но скорее всего арабы провели до сентября 635 года три сражения – одно при Фихле и два под Дамаском. Во всех сражениях византийцы были разбиты, и 3 сентября 635 года сдается Дамаск.

Договор заключенный с жителями Дамаска, в дальнейшем он поможет нам понять отчасти причины успеха арабов:

"Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!

Это то, что даровал Халид ибн ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него. Даровал неприкосновенность им самим, их имуществу, их церквам; их городская стена не будет разрушена, и ни в одном из домов не будут селиться. Им в этом покровительство (зимма) Аллаха и покровительство его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и халифов и верующих. Не окажут им ничего, кроме добра, если они платят джизью".
Конец 635 и 636 года прошли весьма успешно для армии мусульман – города сдавались один за другим, а немногочисленные отряды византийцев не могли противостоять волне арабов. Но византийский император Ираклий к тому времени должен был отчетливо понять серьезность ситуации и к арабам выдвинулся крупный воинский контингент. Мусульманские источники обычно не мелочатся в оценках – определяя византийскую армию в несколько сот тысяч человек. Что конечно, не согласуется со здравым смыслом, современные историки оценивают силы византийцев в 40-50 тысяч человек, хотя я считаю и эту цифру завышенной. На имперской стороне действовали соединенные силы полевых армий Востока и Армении, которые в сумме они и могли выставить такие силы, но вряд ли они бы полностью выступили в поход, оголив фронт. Скорее всего, совокупные силы византийцев не превышали 30-40 тысяч, в то время как армия арабов составляла 15-20 тысяч человек.Но судя по действиям мусульман, армия ромеев имела ощутимый численный перевес – поскольку арабы оставили ранее захваченные города, включая Дамаск (что стало сильным демотивирующим ударом) и Химс (жителям которой якобы даже вернули уплаченную джизью).

Битва на реке Ярмук

Решающее сражение разыгралось на реке Ярмук. Вообще, учитывая последствия этого сражения, оно довольно подробно рассмотрено множеством историков, и я остановлюсь на нем достаточно тезисно.Битва шла несколько дней с переменным успехом. Первый день не принес никому явного успеха. А вот на второй день кто-то в византийском войске явно успел разобраться в азах ислама, и наступление ромеев началось во время утренней молитвы, арабов отбросили и они побежали к лагерю. Все могло бы закончиться прямо в этот день, если бы арабы не встретили силу пострашней ромеев. Выйдя из лагеря, мусульманских воинов встретили их же жены с камнями, кольями от палаток и крепкими арабскими выражениями. Справедливо решив, что не такие эти византийцы и грозные, арабы развернулись и бросились обратно, отбросив, не ожидавших такой подставы ромеев. Положение окончательно выровнял удар конницы Халида. Третий день в целом прошел в той же канве и снова несчастных арабов встречал заградотряд из собственных жен, пугая их сильнее византийцев. Четвертый день стал самым ожесточенным – византийцы идут напролом, выкашивая ряды мусульман стрелами. Попутно кавалерия ромеем отрывается от основных сил, чтобы провести опасные маневр - действуя без поддержки пехоты внести сумятицу в ряды мусульман, но… Халид, видя это, бросает в бой резерв из собственной конницы, вбивая клин между кавалерией византийцев и основными войсками. Отсечённые от основных сил, конники византийцев отступают на север, чем и пользуется Халид, разворачивает свою кавалерию и обрушивается на фланг ромеев, смяв их порядки.На пятый день, Вахан – византийский главнокомандующий пытался вести переговоры об отступлении остатков армии, но арабы были непреклонны. Последний шестой день стал последним для византийской армии – понеся большие потери в предыдущие дни, арабы не брали пленников в бою, окружая и сминая последние очаги сопротивления, некоторые отряды византийцев, ожесточенно сражаясь, прорывали сопротивление и отступали. Разгром был полный. Византийцы потеряли около 10000 убитыми, арабы около 4000.Я сознательно опускал многие моменты в ходе этой битвы, повторюсь, лучше прочитать ее описание у Каэтани, Большакова, Хэлдона или Николя – каждый из них даст свой взгляд на ход этой битвы и свои выводы относительно причин победы мусульман. Меня интересует вот что – когда случается поражение такого масштаба, всегда находится масса причин его объясняющих: недостаточная координация между отрядами, пылевая буря (столь же эффективная как генерал Мороз, победивший Наполеона), тактическая инициатива арабской стороны. Но вопрос в другом: арабы шли от победы к победе на территории Византии и Ирана, сминая одну армию за другой. Должны быть и общие причины, объясняющие этот феномен. Помните я говорил, что расскажу про вторую причину успеха мусульман? Я уже писал о том, что ключевым и важнейшим фактором, определяющим исход сражения, является отнюдь не сила оружия, а боевой дух армии.

Завоевание Египта

Падение Египта, как мне кажется, стало причиной появления достаточно превратных представлениях о том, что на всей территории Византии мусульман встречали как освободителей со слезами на глазах. Вторжение в Египет на фоне операций в Сирии и Палестине выглядит откровенной авантюрой – около 3500 солдат в большой стране и это после многочисленных поражений византийцев, кои должны были дать понять ромеям насколько опасным мусульмане.

Но тут интересна ситуация в самом Египте накануне завоевания. Главой Египта от Византии тогда был Кир, который успел отметиться весьма неоднозначными делами. В первую очередь он усиленно насаждал монофелитскую догму в регионе, где население делилось на мелькитов и монофизитов (и даже гностиков). Не забивайте себе голову разницей религиозных догматов – просто примите, что для местных жителей такая агрессивная форма насаждения религии была крайне болезненной. Сторонники Кира врывались в коптские церкви, заставляли подписывать акты официального догмата, а те, кто был против подвергались пыткам. К тридцатым годам монофелитство окончательно утвердилось, но проблему, по сути, загнали вглубь, просто сжав пружину народного недовольства. Сравните это с позицией арабов, которые давали простой выбор – платите джизью и молитесь кому хотите, либо велкам в ислам и тогда с вас только саддака (которая куда меньше). Поэтому Египет был одним из немногих регионов, где арабов встретили (не все) достаточно лояльно. В том отчасти и кроется причина достаточно успешной кампании такого маленького отряда, египетская оппозиция, воспользовавшись удобным поводом, сменила одних ненавистных завоевателей на других.

Пророчество свершившееся через 20 лет

Когда Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, с его сподвижником Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, вслед за другими переселенцами тайно отправились из Мекки в Медину (622 г.), мекканские правители объявили большую награду (100 верблюдов) любому, кто сможет доставить Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, живым или мертвым.

Сурака ибн Малик поскакал вдогонку за ним, желая схватить его и получить за это 100 верблюдов. По дороге его лошадь несколько раз спотыкалась, и он падал с нее. Все это было знаком того, что Пророк защищен и поддерживаем Господом.

Когда Сурака, нагнав Мухаммада, подошел к нему, Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал ему: "Вернись к людям, и я обещаю, что в один прекрасный день ты наденешь украшения и браслеты Хосроя, императора Персии".

"Хосроя ибн Хурмуза (императора Ирана)?" - с удивлением спросил Сурака.

"Да, именно Хосроя ибн Хурмуза", - ответил Пророк, мир ему и благословение Всевышнего.

У Пророка не было и тени сомнения в том, что ислам достигнет Персии и станет известен во всем мире.

Сурака вернулся в Мекку, но принял ислам лишь спустя 8 лет, когда Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, мирно овладел Меккой (630 г.). Мухаммад скончался в 632 г., но его сподвижники верили, что обещание, данное Сураке ибн Малику, рано или поздно сбудется.

Прошло некоторое время,и Умар ибн Аль - Хаттаб, мир ему, стал вторым халифом. Во время его правления ислам достиг Персии (642г.), и все сокровища Хосроя, императора Персии, оказались в руках Умара, мир ему.

Умар, мир ему, вспомнил историю Сураки и попросил сподвижников, чтобы его привели. Со времени пророчества прошло 20 лет, и Сурака уже был стариком.

После совместной молитвы Умар, мир ему, сказал Сураке ибн Малику: "Вот браслеты Хосроя, императора Персии, -это то, что Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, обещал тебе. Надень их, и пусть все мусульмане увидят, что обещание Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, исполнилось".

Сурака заплакал. Пророчество Мухаммада совершилось через 10 лет после его смерти.

Союз с Румом как стратегическая Сунна!.. Прочитать полностью...

Ирано-византийская война (602—628)... Прочитать полностью...