Аллах Всевышний побудил верующих просить у Него о прощении и обращаться к Нему с покаянием...

Аллах Всевышний побудил верующих просить у Него о прощении и обращаться к Нему с покаянием...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

О мусульмане, завершайте месяц Рамадан, каясь пред Аллахом за свои грехи. Поистине, человек не застрахован от ошибок и упущений. Каждый человек допускает ошибки, а лучшими из ошибающихся являются кающиеся.

Аллах Всевышний в Своем Писании побудил верующих просить у Него о прощении и обращаться к Нему с покаянием. К тому же самому побуждал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَأَنِ اسْتَغْفِرُواْ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُم مَّتَاعًا حَسَنًا إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى وَيُؤْتِ كُلَّ ذِي فَضْلٍ فَضْلَهُ وَإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنِّيَ أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ كَبِيرٍ ﴾

«Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я (Мухаммад) боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день». [Сура Худ, аят 3]. А также:

﴿ قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَقِيمُوا إِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُ ﴾

«Скажи (им о, посланник): "Я - такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении (от Аллаха), что ваш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения"». [Сура Фуссылят, аят 6]. А также: 

﴿ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾

«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, чтобы вы преуспели (как в этом мире, так и в Вечной жизни)». [Сура ан-Нур, аят 31]. А также: 

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ ﴾

«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки». [Сура ат-Тахрим, аят 8]. А также: 

﴿ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ ﴾

«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». [Сура аль-Бакара, аят 222].

Есть много других аятов, в которых говорится о покаянии. А далее мы приведем пророческие хадисы на эту тему.

Сообщается со слов аль-Агарра ибн Йасара аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, я же, поистине, приношу покаяние по сто раз в день». [Муслим, 2702].

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день». [аль-Бухари, 6307].

Сообщается со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты - раб мой, а я - Твой Господь!”, - допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования». [Муслим, 2747].

Сообщается со слов Анаса и ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы заимел человек целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё одну, и никогда не наполнит утробу его ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается». [аль-Бухари, 6436; Муслим, 1049].

Покаяние (тауба) – это возвращение от ослушания Аллаха к покорности Ему

Человек должен торопиться с покаянием пред Аллахом. Запрещено откладывать покаяние на потом. Ведь, Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели каяться пред Аллахом, а веления Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, нужно выполнять настолько быстро, насколько возможно.

Если человек будет откладывать покаяние на потом, то, ведь, смерть может застигнуть человека врасплох, и он не успеет покаяться пред Аллахом. К тому же постоянное совершение грехов делает сердце черствым, отдаляет человека от Аллаха и ослабляет его веру. Ведь, поистине, вера человека увеличивается, когда он покорен Аллаху, и уменьшается, когда он ослушивается Аллаха. К тому же, когда человеческая душа привыкает к совершению определенного греха, для нее становится тяжелым расставание с этим грехом. И так постепенно шайтан приводит человека к другим грехам, которые больше и величественнее его первых грехов.

Именно поэтому обладатели знания и нравственности говорили: «Поистине, грехи – это предвестник неверия». Человек постоянно совершает грехи и постепенно-постепенно отходит от своей религии полностью. Просим у Аллаха спасения от такого конца!

У искреннего покаяния есть пять условий, которые человек должен соблюсти:

1 — Покаяние должно быть искренним, совершенным только ради Аллаха.

К покаянию человека должны побуждать любовь к Аллаху, Его возвеличивание, надежда на Его награду и страх пред Его наказанием. Принося покаяние, человек не должен желать чего-то мирского. Человек не должен приносить покаяние, чтобы просто снискать милость людей. А если у человека будут такие цели, то его покаяние не будет принято, ибо он не каялся пред Аллахом, а каялся только, чтобы обрести что-то мирское.

2 — Покаянию должно сопутствовать сожаление.

Человек, кающийся пред Аллахом, должен печалиться по причине прошлых грехов. Он должен хотеть того, чтоб этих грехов вообще не было. Именно по причине такого сожаления человек возвращается к покорности Аллаху, предается Ему и упрекает свою душу, которая велела ему совершать дурное.

3 — Кающийся человек должен тут же прекратить совершение греха.

Если человек совершал что-то запретное, то, покаявшись, он должен прекратить совершение этого запретного поступка. Если человек оставлял какое-либо обязательное предписание, то, покаявшись, он должен тут же начать его совершать.

Покаяние недействительно, когда человек упорно продолжает совершать грех. Например, человек заявляет, что покаялся пред Аллахом за то, что занимался ростовщичеством, но, несмотря на это, он не оставил данный поступок. В таком случае его покаяние будет подобно издевательству над Аллахом. Это покаяние не добавит ему ничего, кроме еще большего отдаления от Аллаха.

Или, например, человек заявил, что покаялся пред Аллахом за то, что оставлял совершение коллективной молитвы в мечети, но, несмотря на это, он по-прежнему не совершает молитву в мечети. В таком случае его покаяние не будет действительным.

Если грех человек связан с его обязанностями перед определенными людьми, то покаяние не будет действительным до тех пор, пока человек не выполнит эти обязанности.

Например, если человек несправедливо присвоил себе чужое имущество, то его покаяние не будет принято до тех пор, пока он не вернёт это имущество владельцу, если тот жив. Если же владелец этого имущества умер, то необходимо передать имущество его наследникам. Если же у него нет никаких наследников, то имущество следует передать в казну мусульман. Если человек не знает владельца имущества и не может его найти, то необходимо раздать это имущество в качестве милостыни от его имени.

Если, например, человек злословил о каком-либо мусульманине, то он должен попросить у него прощения, если тот мусульманин уже знает (или велика вероятность, что он узнает) об этом злословии. Если же тот мусульманин не знает об этом злословии, то необходимо просить за него прощения у Аллаха и хвалить его в тех местах и среди тех людей, где человек когда-то злословил о нём. Поистине, благие деяния стирают скверные поступки!

Но покаяние человека за определенный грех принимается, даже если при этом он упорно совершает какой-либо другой грех.

4 — Кающийся человек должен иметь твердую решимость больше никогда не возвращаться к греху.

Такая решимость будет указывать на правдивость его покаяния. Если человек заявит о том, что он кается в совершенном грехе, но намерен в будущем вновь совершить его или не уверен в том, что не совершит его, то его покаяние не является действительным. Совершая временное покаяние, он просто выжидает удобный момент, и подобное покаяние не свидетельствует о его неприязни к совершенному греху и стремлении поскорее избавиться от него.

5 — Человек должен успеть покаяться до того момента, пока покаяние еще принимается.

Покаяние не будет принято после того, как срок покаяния истечёт. Срок окончания покаяния бывает двух видов:

а) Общий срок окончания покаяния для всех творений.

Срок покаяния для всех творений истечёт, когда солнце взойдёт с запада. Когда солнце взойдет с запада, то покаяние не принесёт пользы уже никому. Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَوْمَ يَأْتِي بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ لاَ يَنفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِن قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِي إِيمَانِهَا خَيْرًا ﴾

«В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». [Сура аль-Ан‘ам, аят 158].

«…некоторые знамения твоего Господа…» — это восход солнца с запада, как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. [аль-Бухари, 7121].

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаяние будет приниматься до тех пор, пока солнце не взойдет с запада» [Ахмад, 1/192. Есть и другой хадис с похожим смыслом, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет с запада». Абу Дауд, 2479; Ахмад, 4/99].

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах примет покаяние того, кто покается прежде, чем солнце взойдёт оттуда, где оно заходит» [Муслим, 2703].

б) Конкретный срок окончания покаяния, который касается каждого человека по отдельности.

Покаяние каждого человека принимается до тех пор, пока к нему придёт смерть. Если же к человеку пришла смерть, и он видит её, то покаяние не будет принято и не принесёт пользы. Аллах Всевышний сказал: 

﴿ وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الآنَ ﴾

«Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: "Вот теперь я раскаиваюсь (в своих грехах)"». [Сура ан-Ниса, аят 18].

Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние (Своего) раба до тех пор, пока тот не начнёт издавать предсмертные хрипы» [ат-Тирмизи, 3538; ибн Маджах, 4253; Ахмад, 2/132; аль-Хаким, 4/257. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/175].

Если человек покается, соблюдая все эти условия, то покаяние будет принято и Аллах Всевышний сотрёт его грех, даже если этот грех является великим. Аллах Всевышний сказал:

﴿ قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ ﴾

«Скажи (о, посланник) Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе (долго продолжали совершать грехи): "Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный"». [Сура аз-Зумар, аят 53].

Этот аят касается тех людей, которые покаялись и возвратились к покорности своему Господу, покорившись Ему полностью. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَن يَعْمَلْ سُوءًا أَوْ يَظْلِمْ نَفْسَهُ ثُمَّ يَسْتَغْفِرِ اللّهَ يَجِدِ اللّهَ غَفُورًا رَّحِيمًا ﴾

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным». [Сура ан-Ниса, аят 110].