Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Случается, что человек (мужчина/женщина - без разницы) ведет плохой образ жизни, весь в грехах - ну вот прям весь. Но как бы дико это не звучало - это всего лишь внешняя сторона его жизни. В душе он понимает, что гибнет, что так нельзя, что надо карабкаться вверх, чтобы выжить, чтобы стать человеком. И вот он начинает совершать первые робкие шаги новой жизни: начинает совершать намаз, пытается бросить вредные привычки, как выпивка и сигареты, женщина - начинает надевать хиджаб. Это действительно очень тонкий момент, когда решительность и нерешительность одновременно сидят в человеке и пытаются действовать синхронно: решительность в том плане, что человек осознал и признал, что так дальше нельзя, что нужно меняться и он страстно хочет этих перемен, и нерешительность, потому что человек чувствует самого себя таким нелепым в своих попытках измениться, когда он собирает сохранившиеся крупицы своей души, чтобы слепить, построить из этого малого - большое и красивое. Это как... Ну вот представьте себе семью алкоголиков, которые променяли все что есть в доме на водку. Представьте этот кривой, полуразвалившийся дом с диким бардаком внутри, мусором, всюду что-то валяется. И представьте, что в этой атмосфере живет затюканый ребенок - жертва всей этой ситуации, который не хочет так жить, который видит в школе и на улицах нормальных людей с нормальной жизнью и хочет также жить нормально. И вот он пытается создать в этом аду хоть какой-то быт, порядок, чистоту, уют, хотя он и понимает, что все это так нелепо, что без посторонней помощи ему никак не изменить ситуацию.
И вот этот человек (мужчина/женщина - без разницы) старается начать новую жизнь, очень боясь, что у него ничего не получится. И эти страхи усиливаются, когда он видит реакцию окружающих в виде насмешек и издевательств. И дело даже не в том, что в него не верят - не верят, что у него ничего не получится, а в том, что ему не верят - не верят, что он действительно хочет измениться, а самое главное, что он уже изменился в своем сознании. Ему постоянно с насмешками напоминают о том, кем он был, говорят ему, что таковым он и останется, а значит все эти его перемены это ложь, обман и лицемерие. Смотрите на него - он говорит, что больше не пьет и начал совершать намаз! Ха-ха. Мы-то знаем тебя, грязный алкаш. Смотрите на нее - надела хиджаб! Ха-ха. Мы-то знаем тебя, грязная ... И самое обидное, что в этих нападках против него объединились те, из чьей среды он хочет вырваться, и те, в чью среду он хочет попасть. И те, и другие преследуют его насмешками и издевательствами, загоняют его, не оставляют в покое. Он как... нет - не как гадкий утенок - это слишком красивое сравнение - он как паршивая, больная собака, которой брезгают, которую прогоняют ото всюду, которая является предметом издевательств для окружающих.
И однажды для такого человека, (мужчина/женщина - без разницы) наступает момент, когда он окончательно ломается. Он сдается. Свой среди чужих и чужой среди своих, не признанный ни кем, он соглашается с теми, кто называл его лжецом, а его попытки измениться - лицемерными. И он снова падает камнем в ту же яму откуда пытался вылезть, но уже гораздо глубже, чем раньше. От обиды и отчаяния. Теперь его окружают еще худшие люди, чем прежде. Он теряет последние крупицы чистого, что у него были. Он погибает. Потому что никто не захотел ему поверить. Никто не захотел ему помочь.
Смысл хадиса «сбудется записанное ему, и он станет совершать дела обитателей Ада»
Вопрос: Я хотел бы узнать шарх хадиса: Передается от Абдуллаха б. Масуд, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли. Затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде куска плоти. Затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух, и он получает веление записать четыре момента: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела жителей Рая до тех пор, пока не окажется от него на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдёт туда. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от него на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела жителей Рая и войдёт туда». Хадис передал аль-Бухари. Честно говоря, я в смятении. Мне кажется, что я совершаю дела жителей Рая, а мне предписано быть обитателем Огня.
Ибн Кайим сказал: «Люди, незнающие Аллаха, Его имена и атрибуты, отрицают их истинный смысл, вызывают у людей ненависть к Аллаху, отрезают им путь к воспитанию любви к Нему и приближению к Нему посредством подчинения, сами этого не зная!
Например, некоторые из них внушают слабым людям, что даже самое усердное и длительное, явное и скрытое подчинение Всевышнему Аллаху не приносит человеку никакой пользы, и он не защищен от Его хитрости. Они утверждают, что Аллах может взять благочестивого человека из места поклонения и ввергнуть его в публичный дом, обратить от единобожия и мечети к многобожию и свирели, и что Он обращает сердце искренне верующего в неверие. При этом они приводят достоверные предания, не понимая их смысла, вместе с ложными сообщениями от посланника Аллаха ﷺ и утверждают, что это и есть истинное единобожие…». См. «аль-Фаваид» (159).
Затем он сказал: «И этот банкрот не делит действия на хорошие и плохие, не радуется благим делам и не питает неприязни к дурным поступкам. Существует ли лучший способ отчуждения от Аллаха и внушения ненависти к Нему, чем этот?! Если еретики приложат все свои усилия, чтобы вызвать ненависть к религии и отвратить людей от Аллаха, они не придумают ничего лучше этого.
Приверженец данной идеологии думает, что он усиливает единобожие и веру в предопределение, опровергают сторонников нововведений и поддерживает религию. Но, клянусь Аллахом, умный враг приносит меньше вреда, чем невежественный друг. Все писания Аллаха и все Его посланники свидетельствуют об обратном, особенно Коран. Если бы все призывающие к Аллаху придерживалась метода Аллаха и Его посланника в призыве людей, то весь мир преобразился бы, и не осталось бы на земле нечестия.
Всевышний Аллах сообщил, что Он относится к людям по их заслугам и воздает им за их поступки. Нет страха для добродетеля, что Аллах поступит с ним несправедливо ни в малейшей степени, и его благодеяния ни в коем случае не будут потеряны: «Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (Коран, 4:40). Всевышний вознаграждает даже за добро размером в горчичное зерно, и не дает этому благу пропасть. Он воздает за такое же зло и удаляет его, если человек раскаивается, сожалея о содеянном, просит прощения за это и совершает благие дела, или когда его постигает беда. Аллах воздает за благо в десятикратном размере, и увеличивает эту награду до семисот раз, и даже больше!
Всевышний исправляет порочных людей, поворачивает к Себе сердца тех, кто отвернулся от Него, прощает грешников, направляет заблудших на прямой путь, спасает погибающих, просвещает невежд, показывает выход тем, кто оказался в затруднении, напоминает беспечным, дает убежище изгнанникам. Он посылает наказание только после тяжелой смуты и упрямого высокомерия людей, и только после призыва их к Аллаху…». См. «аль-Фаваид» (161).
Следующий великий хадис приводят аль-Бухари (3208) и Муслим (2643) со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах. Некоторых людей привели в замешательство слова Пророка ﷺ: «Поистине, любой из вас может совершать благие дела до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Огня. И точно так же, любой из вас может совершать дурное, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Рая».
Это пример тому, что сказал Ибн Кайим, да помилует его Аллах, о неверно понятых достоверных сообщениях.
Ответ заключается в том, что это касается тех, кто не поступает искренне и с верой, хотя и совершает дела обитателей Рая (как это кажется людям). Объяснение этого приводится в хадисе Сахля о том, что Пророк ﷺ столкнулся в бою с многобожниками в одном из своих походов. Затем каждая из сторон двинулась в сторону своего лагеря. Среди мусульман был мужчина, который не оставлял ни одного многобожника на своем пути, обязательно преследовал их и убивал. Люди сказали: «О, посланник Аллаха, среди нас сегодня никто не заслужил такой награды, как он!» Он ответил: «Поистине, он один из обитателей Огня». Они сказали: «Если он обитатель Огня, то кто из нас является обитателем Рая?!» Тогда один из присутствовавших сказал: «Я буду присматривать за ним все время!», и следовал за ним, пока тот не был сильно ранен. Чтобы ускорить смерть, он упер рукоятку меча в землю, а его острие себе в грудь и убил себя, навалившись на меч. Наблюдавший за ним мужчина пришел к Пророку ﷺ, и сказал: «Свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха». Он спросил: «Что случилось?» И тот рассказал ему о случившимся. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Истинно, человек совершает деяния жителей Рая, как кажется людям, являясь при этом обитателем Огня. Другой же совершает деяния обитателей Огня, как кажется людям, являясь при этом жителем Рая». Хадис передали аль-Бухари (4207) и Муслим (112).
Что касается того, кто действительно совершает деяния жителей Рая с искренностью и верой, то ведь Всевышний Аллах – Справедливейший, самый Щедрый и Милостивый, и не бросит его в конце его жизни.
Наоборот, Аллах – это Тот, кто оказывает содействие, направляет на правильный путь и укрепляет, как сказал Всевышний: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (Коран, 14:27). «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!» (Коран, 29:69). «Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Коран, 12:90). «Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (Коран, 3:171).
Ибн Кайим сказал: «Что касается того, что человек совершает дела жителей Рая, пока не окажется от Рая на расстоянии локтя, и тогда сбывается записанное ему (на роду), то это дела жителей Рая лишь по мнению людей. Если бы это действительно были праведными делами, заслащивающими Рай, которые любит и которыми доволен Аллах, то Он не дал бы им пропасть. Если кто-то скажет, что слова «пока не окажется от Рая на расстоянии локтя» не вписываются в это толкование, то ответ будет следующим: Если оценивать дела по тому, как они заканчиваются, то у этого человека не хватило терпения довести их до конца, поскольку в них был скрытый фатальный недостаток, из-за которого он потерпел поражение в конце своей жизни. Этот недостаток и скрытая беда предала его в ответственный момент. Если бы в его действиях не было фальши, то Аллах не погубил бы его веру…. Аллах знает о Своих рабах то, что они не знают друг о друге». См. «аль-Фаваид» (стр. 163).
Ибн Раджаб сказал: — Слова «как кажется людям» указывают на то, что скрытая сторона дела может в корне отличаться от его внешней стороны, и что причиной плохого конца бывает скрытая проблема человека, о которой не знают другие, будь то плохой поступок или нечто подобное. И эта скрытая черта может привести к плохому концу перед смертью.
Аналогично человек совершает дела обитателей Ада, но глубоко внутри у него скрывается хорошее качество, которое одерживает вверх к концу его жизни, что и приводит к благому концу.
‘Абд аль-‘Азиз б. Аби Равад сказал: "Одного умирающего побуждали сказать шахаду «Нет бога, кроме Аллаха», но последними его словами были: «Он не верит в то, что ты говоришь» (имея в виду себя), и умер с этими словами! Я спросил о нем, и оказалось, что этот человек имел пристрастие к спиртному!".
После этого ‘Абд аль-‘Азиз говорил: "Остерегайтесь грехов, ведь именно они привели его к плохому концу".
В общем, конец является результатом того, что было раньше, и все это было записано у него на роду. Поэтому праведные предшественники сильно боялись плохого конца, и некоторым из них не давал покоя совершенный когда-то грех.
Было сказано, что сердца праведных людей не перестают тревожиться о конце своей жизни. Они говорят: Каким же будет наш конец?!
А сердца приближенных к Аллаху тревожатся о своих прегрешениях. Они говорят: Как же они повлияют на наш конец?!
Поэтому сподвижники и праведные предшественники сильно боялись, что они могут быть лицемерами. Верующий боится обнаружить в себе даже толику лицемерия, опасаясь, что оно может превзойти его перед смертью, превратившись в большое лицемерие, ведь, как мы уже говорили, скрытые изъяны могут привести к плохому концу. См. «Джами’ аль-‘Улюм валь-Хукам» (1/57-58).
Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «Хадис Ибн Мас’уда (пока не окажется от нее на расстоянии локтя) не означает, что это дела привели его к месту на расстояние локтя от Рая, поскольку если его дела действительно были бы делами жителей Рая с самого начала, то Аллах не оставил бы его без поддержки, ведь Аллах более щедр, чем Его рабы. Раб приблизился к Аллаху так, что до Рая осталось расстояние с локоть, и Аллах отвратил его?! Такое невозможно. Поэтому смысл хадиса в том, что людям лишь кажется, что он совершает деяния жителей Рая, пока от срока его жизни не останется лишь немного и затем его сердце отклоняется – да упасет нас Аллах, и мы просим у Него благополучия! Таков смысл хадиса Ибн Масуда. Следовательно, между ним и Раем остается локоть, в смысле срока его жизни, и изначально он не совершал деяния жителей Рая – да упасет нас Аллах от этого! Просим Аллаха не отвращать наши сердца! Таким образом, этот человек действует, но в его сердце кроется скверна, которая губит его, когда до смерти остается только локоть». См. «аль-Ликъаъ аш-Шахри» (13/14).
Некоторые ученые предположили, что упомянутый в хадисе человек действительно совершает дела жителей Рая, но конец его жизни оказывается плохим, и он умирает неверующим или грешником, однако это происходит редко. Это так же относится к сокровенному знанию и серьезному недостатку данного человека, что может быть неправильным вероубеждением или смертным грехом, которые приводят к плохому концу, да упасет нас Аллах! Этот хадис предостерегает от того, чтобы полагаться на свои действия и поступки, и обращает внимание на необходимость прошения у Аллаха стойкости до самой смерти. Поистине, сердца находятся между двумя пальцами Милостивого, и Он ворочает ими, как пожелает.
Ан-Навави сказал: «Под локтем в хадисе имеется в виду, насколько этот человек близок к смерти и к входу в Рай или Ад. И что между ним и достижением этой обители остается лишь расстояние, сравнимое с расстоянием локтя. Из хадиса следует, что такое случается с людьми не часто. Кроме того, это говорит о безграничной милости Аллаха, когда многие люди перестают совершать зло и обращаются к добру, и о том, что случаи перехода людей к совершению зла в конце жизни крайне редки и в высшей степени малочисленны, ведь Всевышний Аллах сказал: «Истинно, милость Моя опережает Мой гнев и преобладает над ним» (хадис аль-кудси). Эти слова охватывают и тех, кто начал совершать деяния обитателей Ада посредством неверия и грехов, однако срок их пребывания в Аду различен – тот, кто стал неверующим, будет пребывать там вечно, а грешник, который умер, будучи единобожником, не останется в Аду навсегда. В этом хадисе есть явное подтверждение предопределения, и того, что покаяние (тауба) стирает все предыдущие грехи, и о человеке выносится решение (хукм), согласно состоянию, в котором он умер, хорошее оно или плохое. Однако грешники, избегавшие неверия, зависят от воли Аллаха». Конец цитаты из «Шарх Муслима».
В данном контексте следует отметить, что в самом хадисе, в котором ты запутался, есть разгадка этой проблемы. Этот хадис не ограничивается подтверждением предопределения, изначального знания Аллаха Своих творений и записи всех их действий. Он и другие тексты содержат, в дополнение ко всему этому, утверждение его повелений и запретов, и то, что Всевышний Аллах наказывает или вознаграждает, исходя только из Своих знаний, но и исходя из их деяний и того, что они заслужили.
Шейх Ислама Ибн Таймийа сказал: — Этот и подобные хадисы делятся на две категории:
1. Изначальное предопределение. То есть, Всевышний Аллах знал, кто является жителями Рая и обитателями Огня до того, как они совершили свои деяния. Обязательно (ваджиб) верить в эту истину. Более того, Имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад сказали, что человек, отрицающий это, является неверующим (кафир). Обязательно верить в то, что Аллах заранее знает обо всем до того, как это произойдет, и обязательно верить в то, что все произошедшее было записано до того, как это произошло.
2. Аллах, свят Он и велик, знает истинную суть всех дел, и Он сделал для вещей причины, посредством которых они происходят, и Он знает, какие причины нужны для каждой вещи. Таким образом, Он знает, что у определенного мужчины будет ребенок в результате полового акта с женщиной, от которого она забеременеет. Если мужчина говорит: «Если Аллах знает, что у меня будет ребенок, то нет необходимости в половом акте», значит он глупец, поскольку Аллах знает, что это произойдет посредством полового акта, который он предопределил. Так же, если человек знает, что его посевы взойдут, по причине того, что он полил водой семена, которые посадил. И он говорит: «Если Аллах знает, что это произойдет, то мне нет необходимости сеять семена», то он заблудший невежда, поскольку Аллах знает, что это произойдет посредством этого.
Аналогичным образом, если он знает, что этот человек будет счастлив в Будущей Жизни, а тот будет несчастным, мы говорим: «Это потому, что он совершает дела несчастных, и Аллах знает, что он обречен на страдания по причине своих дел». Если кто-то скажет, что он обречен, даже если ничего не сделает, то это неверно, потому что Аллах ввергает в Огонь только по причине совершенных грехов. Всевышний сказал (Иблису): «Я непременно заполню Геенну тобою и всеми, кто последует за тобою». (Коран, 38:85). Аллах поклялся, что Он заполнит Геенну Иблисом и его последователями, а кто последовал за Иблисом, ослушался Аллаха. Всевышний не наказывает раба на основании того, что Он знает, что он будет делать, пока раб сам не сделает этого….
Точно так же Аллах сотворил Рай для верующих, которые повинуется Ему, и тот, кому предопределено быть одним из них, Аллах облегчает ему веру и повиновение. Кто скажет: «Я войду в Рай независимо от того, кем я был: верующим или кафиром, если Он знает, что я – один из его обитателей», измышляет ложь против Аллаха в этом вопросе. Всевышний знает, что он войдет в Рай, будучи верующим. Если бы он не был верующим, то он не был бы тем, о ком Аллах знает, что он войдет в Рай, а был бы неверующим, о котором Аллах знает, что он является обитателем Огня, а не жителем Рая.
Поэтому Аллах повелел взывать и обращаться к Нему за помощью и прибегать к другим причинам. И кто говорит: «Я не буду взывать и просить, а буду полагаться на предопределение», то он также ошибается, потому что Аллах сделал дуа и просьбы средствами достижения Его прощения и милости, руководства, помощи, пропитания. Если рабу предопределено благо, которое достигается посредством молитв, то он не достигнет этого без молитв. То, что Аллах предопределил и знает о состоянии людей и конечном итоге их жизни, Он предопределил с причинами, приводящими к предписанному результату. В этом мире и в Будущей Жизни нет ничего беспричинного, а Аллах является Творцом причин и их результатов….
В данном вопросе отошли от истины две группы людей. Одна группа верит в предопределение и считает, что этого достаточно для достижения предписанного, и поэтому не прибегает к шариатским средствам и не совершает благодеяний. Это приводит их к неверию в Писания Аллаха, в Его посланников и Его религию.
Другая группа просит вознаграждения у Аллаха, как человек просит свою зарплату у работодателя, полностью полагаясь на свою силу и свои деяния. Это заблудшие невежды. Аллах не повелел своим рабам что-либо, нуждаясь в этом, и не запретил что-либо, скупясь на это. Он повелел то, что является благом для людей, и запретил плохое для них. Всевышний Аллах сказал: «О, мои рабы! Поистине, вы никогда не сможете причинить Мне вред или принести Мне пользу»….
Тот, кто отворачивается от повелений и запретов, обещания и предупреждения, ссылаясь на предопределение, впал в заблуждение. Так же, кто подчинился повелениям и соблюдает запреты, не признавая предопределение, впал в заблуждение. Верующий, это, как сказал Всевышний: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». Поэтому мы поклоняемся Ему, следуя Его приказу, и просим о помощи, веруя в предопределение». Конец цитаты. Выдержка из «Маджму’ аль-Фатава» (8/66) и далее.