Аль - Исра’ уа аль - Ми’радж

Аль - Исра’ уа аль - Ми’радж

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который Создал всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал прямой путь. Хвала Всевышнему, Который разъяснил Своим рабам истинную дорогу и предостерёг их от путей заблуждения.

Благословение и мир пророку милости и прямого пути, указавшему своей умме (общине) дорогу к истине и довольству Всевышнего, который предостерёг верующих от следования шайтану (сатане) и страстям.

Завершается месяц Раджаб. Многие мусульмане начинают с интересом смотреть в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц, для того чтобы выделить некоторые дни, связанные с этими событиями, проводя их в особых видах поклонения. Однако при этом не все задумываются об основе этих знаменательных дней, и можно ли их каким-то образом выделять, и что об этом говорят мусульманские учёные.

Среди прочих знаменательных событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь Исра’ и Ми’радж (перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и вознесения на небеса).

Что же говорится об этом в Священном Коране и в Пречистой Сунне?

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Иср а’».

Что касается Пречистой Сунны, то сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-тонеожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).

«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».

«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это — твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Затем Джибрил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джибрил сказал: “Это — Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джибрил сказал: “Это — Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это — Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джибрил сказал: “Это — Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джибрил сказал: “Это — Муса, поприветствуй же его!” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” — и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джибрил сказал: “Это — твой отец, поприветствуй же его!” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара, а его листья — слоновьим ушам. Джибрил сказал: “Это — лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две — видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это — Нил и Евфрат”.

А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.

Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джибрил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно — пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”». (Аль-Бухари, (3887)).

Пояснения к хадису:

Из вышеприведённого аята и хадиса становится ясным, что событие ночного перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это!

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры, от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): “Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не верят в это только безбожники и еретики”».

Когда произошло событие «Аль-Исра’ уа аль-ми’радж»?

Вопрос датировки и времени этого события остаётся предметом разногласий среди учёных.

По поводу датировки этого события существует большое разногласие. Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл множество мнений, сказав: «Существует разногласие по поводу времени аль-ми’радж (вознесения на небеса). Некоторые сказали, что это произошло до начала пророческой миссии… Большинство же учёных сказали, что это событие произошло после начала пророческой миссии. Затем представители этого мнения разошлись между собой:

1. Некоторые сказали, что это было за год до переселения в Медину. Упомянули это мнение Ибн Са’ад и другие. Ан-Навави также высказал это мнение («Аль-минхадж», (2/208)). Ибн Хазм, преувеличив, сказал, что существует единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе. Однако его слова не принимаются, т.к. существует огромное разногласие. Этот вопрос имеет более десяти мнений. Вот некоторые из них:
2. Ибн Аль-Джаузи привёл, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) был за восемь месяцев до переселения в Медину.
3. Абу ар-Раби’ ибн Салим сказал, что это случилось за шесть месяцев до переселения…
4. Ибн Хазм привёл мнение, что это было в месяц Раджаб в двенадцатом году после начала пророческой миссии.
5. Ибрахим Аль-Харби утверждал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл в месяц раби’ аль-ахыр за год до переселения. Ибн Аль-Мунаййир назвал это мнение предпочтительным в книге «Шарх ас-сира» Ибн Абдуль-Барра.
6. Ибн Абдуль-Барр утверждал, что это произошло за год и два месяца до переселения.
7. Ибн Фарис сказал, что это было за год и три месяца до переселения.
8. Ас-Садди сказал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл за год и пять месяцев до переселения, привели его мнение Ат-Табари и Аль-Байхакый. В соответствии с этим мнением, событие произошло в месяц шаваль или в рамадане, если рамадан и раби’ аль-ауаль были по тридцать дней. Аль-Уакыдий также утверждал это мнение…».

Учёные, помимо Ибн Хаджара (да одарит его Аллах Своей милостью), приводят ещё другие мнения, и это указывает на то, что точная дата данного события неизвестна. Поэтому утверждение о том, что событие ночного перенесения и вознесения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб, является неточным и неверным.

Полезные выводы, которые можно извлечь из истории о ночном перенесении и вознесении пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса.

Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. 

Приведём некоторые из них:

1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.

2. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было наяву как душой, так и телом. Это подтверждают:

во-первых, тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;

во-вторых, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;

в-третьих, Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;

в-четвёртых, если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;

в-пятых, Всевышний Аллах – Могуч, и Он может переселить Своего раба телом и душой, и это не составляет для Него никакого труда. «Господь твой — Всемогущий».

3. Раскрытие груди пророка (мир ему и благословение Аллаха) было подготовкой для него перед важным событием.

4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе явно указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение одинаковое, несмотря на некоторые различия в вопросах поклонения.

5. Хадис указывает на то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из всех пророков, так как он был руководителем в намазе с остальными пророками (мир им всем и благословение Аллаха), а также достиг в своём вознесении той степени, которой никто ещё из посланников не достигал.

6. Ислам является религией фитры (врожденного естества) каждого человека.

7. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.

8. Этот хадис указывает на то, что Адам (мир ему) был пророком, так как он находился вместе с другими пророками на небесах во время вознесения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

9. Наилучшей и наивысшей степенью веры является рабская преданность Всевышнему Аллаху, так как Господь назвал своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом в самых достойных случаях. Так, говоря о перенесении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ночью, Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». В деле призыва Всевышний также назвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему».

10. Как уже было сказано выше, учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса. Имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пять известных мнений. Ас-Суйютый (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пятнадцать мнений.

11. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: человеку нельзя выделять ночь вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) («ночь Ми’радж») среди прочих ночей для совершения молитв, а также запрещается выделять этот день среди прочих дней для поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате? Более того, разногласие представляет собой неутверждённые мнения, ведь определение этого дня и ночи является весьма трудным делом. Ибн Раджаб (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Что касается перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, то некоторые сказали, что это произошло в месяц Раджаб. Однако некоторые учёные назвали это мнение слабым».

При этом пусть не возникает проблем по поводу ночи предопределения «ляйлят аль-кадар», которая также не имеет точной даты. Доподлинно известно, что она бывает в последние десять ночей Рамадана, как на это указывают достоверные хадисы. Что же касается ночи, когда произошло перенесение и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по поводу её датировки нет достоверной информации. С точностью можно лишь утверждать, что она была в одну из ночей года!!! Поэтому, как можно выделять её среди прочих ночей?!

Кроме того, следует различать между вопросом совершения поклонения (ночной намаз, пост) и выделением определённого времени или места для его совершения. А именно, если пост одного из тех, кто обычно соблюдает пост, например, по понедельникам и четвергам, совпадёт с днём ми’радж (в соответствии с датой, которую упоминают в календарях), то он может поститься, так как он соблюдает пост понедельника, а не из-за того, что он выделил этот день по причине того, что он является днём ми’радж. То же самое можно сказать в отношении ночных молитв.

Проблемой в этом вопросе является именно выделение дня или ночи для совершения того или иного поклонения. Доказательством такому различию между самим поклонением и выделением дня для этого поклонения является хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас». В этом хадисе чётко и ясно видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещает совершать ночные намазы и пост, а запрещает выделять какой-то определённый день для выполнения поклонения, по поводу которого нет доказательства из Шариата. Поэтому мы не запрещаем поститься днём или молиться ночью, а запрещаем выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб для этого.

Кроме того, возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”». Если же в ответ они скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».

12. Хадисы про вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.

13. Событие, связанное с перенесением из Мекки в Иерусалим и вознесением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, было своего рода утешением для него после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии.

14. Особая значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине без посредничества кого-либо.

15. В вышеприведённом хадисе ясно говорится о том, что больше всех войдут в Рай представители общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Об этом нам поведал Муса (мир ему и благословение Аллаха), объяснив Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) причину своего плача: “Я плачу потому, что после меня был послан к людям молодой человек, и в рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

16. Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах говорил с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), так же, как и говорил с Мусой (мир ему и благословение Аллаха).

17. В этом хадисе говорится о величие милости Всевышнего Аллаха в отношении нас, предписав пятикратную молитву вместо пятидесяти, желая для нас облегчения. Господь сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым».

18. Истинные верующие должны верить во всё то, о чём сообщил Всевышний Аллах в Священном Коране и Его посланник в достоверной Сунне. Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище «Правдивейший», который не сомневался в том, о чём говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда курайшиты сообщили ему о случае с перенесением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, он уверено сказал им: «Если он действительно рассказал об этом, то он правдив в этом».

19. В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахауийя» Ибн Абу аль-‘Изз (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул мудрость перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим для его дальнейшего вознесения на небеса, сказав: «Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» – то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и поэтому, когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его». Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории. Также становится ясным, что дата этого события неизвестна, вследствие чего нам нельзя выделять ее среди прочих дней года. Кроме того, мы не имеем права выделять какую-либо ночь или день определёнными видами поклонения или торжествами, если на это нет доказательств из Шариата.

К сожалению, многие мусульмане продолжают выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб и праздновать его определённым образом, поэтому в следующей статье, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о религиозном статусе этого дня и ночи, приведём высказывания учёных по поводу данной темы.

Вахитов М. для сайта «Почему Ислам?»

www.whyislam.ru

Осторожно Бидаат. Ночь Вознесения (Ми`радж)

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, кого же Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

Празднование так называемой «ночи перенесения (исра) и вознесения (ми`радж)» является одним из нововведений в религии. Невежественные люди относят это празднество к Шариату и считают его Сунной, которую следует выполнять каждый год. Они проводят этот вымышленный праздник 27-ого числа месяца Раджаб, при этом некоторые из них настойчиво развивают тему данного новшества. В эту ночь они совершают порицаемые действия, которые не соответствуют Шариату, так как являются новшествами в религии.

Эти люди собираются в мечетях, зажигают в них свечи и лампы, создают торжественную атмосферу, поминают Аллаха и читают Коран, особо выделяя эту ночь для религиозных дел. Они читают нараспев историю о вознесении (ми`радж), которую приписывают ибн Аббасу, но во всей этой истории лишь несколько слов действительно принадлежат ибн Аббасу, а всё остальное - это ложь и заблуждение. Также читают историю грешного человека по имени ибн Сультан, который молился только в месяце Раджаб, а в остальное время оставлял молитву, но когда умер, то появились некоторые знамения и признаки, указывающие на праведность этого человека, и когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили об этом, то он якобы ответил: «Он усердствовал и взывал с мольбами в месяце Раджаб». Это выдуманная история, читать и рассказывать которую строго запрещено, если только это не делается с целью разъяснения её лживости.

Также они устилают мечети дополнительными коврами, оснащают различными предметами удобств, устанавливают там медные подносы, на которых стоят стаканы, кувшины и чайники, словно дом Аллаха - это их собственный дом. Мечети построены для поклонения Аллаху, а не для того, чтобы там вальяжно рассиживаться на коврах, для отдыха, еды и питья.

Некоторые из этих невежд собираются в отдельные кружки, в каждом кружке есть свой дирижёр, под руководством которого они совершают определенные виды поминания (зикр) и что-то читают. О, если бы эти виды поминания были взяты из Шариата, но они просто забавляются религией Всевышнего Аллаха. Они зачастую просто искажают слова. Вместо того чтобы произносить «Ля иляха илля-ЛЛах», они произносят нечто вроде «ля яляха яляля», заменяя звук «и» (хамза) на «я» и произнося всю фразу невнятно. Когда они произносят фразу «Субхана-Ллах», то растягивают ее и играют голосом так, что вообще трудно понять, о чем они поют. Их чтецы, читая Коран, добавляют туда слова, которых там нет, и не произносят многих слов, которые там есть. Они делают это для того, чтобы их чтение Корана шло в такт с их мелодиями и напевами, которые похожи на народные песнопения. Эти песнопения они сделали наукой и установили особые термины. Данная наука, несомненно, соответствует их ничтожной репутации.

Этой ночью можно увидеть оскорбительные для любого мусульманина вещи. Например, один из их чтецов читает Коран, а другой вдруг начинает читать стихи, или, желая прочитать их, он вместе с остальными просит чтеца замолчать и тогда читает свои стихи. Иногда они просят чтеца замолчать и тем, что начинают вставать со своих мест. Или же они просто оставляют их обоих читать одновременно наперебой. Один читает стих, другой - Коран. Все это делается для того, чтобы каждый мог послушать то, что ему хочется. Возможно, кто-то пожелает слушать не Коран, а надуманные стихотворные распевы, да убережёт нас Аллах от этого.

Такие действия, как минимум, являются несерьезным отношением и игрой с религией Аллаха. Это запрещено даже вне мечети, что же говорить про совершение таких отвратительных поступков внутри мечети?!

Эти невежественные люди совершают еще много различных нововведений и просто глупых поступков, совершая их под именем Религии и утверждая, что эти действия указывают на их любовь к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Данные празднества проходят в 27-ой день месяца Раджаб. Темные люди утверждают, что именно в этот день произошло чудесное перенесение (исра) и вознесение (ми`радж) пророка Мухаммада из Мекки в Кудс (Иерусалим). Но уже в своей основе это является ложью. Мы не имеем совершенно никаких достоверных доказательств ни в Коране, ни в Сунне, которые указывали бы на дату, когда произошло перенесение Пророка.

Ибн Кайим аль-Джаузи сказал: «Ибн Таймийю (да одарит его Аллах своей милостью) спросили: «Один человек говорит, что ночь вознесения (ляйляту-ль-исра) лучше, чем ночь предопределения (ляйляту-ль-кадар), а другой говорит, что ночь предопределения лучше, чем ночь вознесения, кто из них прав?»

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Что касается первого, который говорит, что «ночь вознесения» лучше «ночи предопределения», то если он имеет ввиду, что ночь, в которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) был перенесён в Кудс и последующие ночи этого числа в каждом году лучше для последователей религии Мухаммада, чем «ночь предопределения», в том плане, что молитвы и дуа (мольбы) в эту ночь лучше, чем молитвы и дуа в «ночь предопределения», то это не соответствует действительности, и никто из мусульман не говорил ничего подобного. Несостоятельность данных утверждений ясна каждому, кто хоть немного знаком с религией Ислам. Даже если предположить, что дата «ночи перенесения (исра)» была бы в точности известна, то все равно нет доказательств превосходства этой ночи перед «ночью предопределения». А что же можно сказать, если не существует абсолютно никаких доводов, указывающих ни на конкретную дату этой ночи, ни на месяц, ни на декаду этого месяца, ни на сам день. Более того, все сообщения, которые дошли до нас, недостоверны, так как имеют оборванные иснады и много противоречий. Нет ни одного пророческого хадиса или высказывания сподвижников и тех, кто был после них, на основании которого можно было бы утверждать о знании даты этой ночи. В отличие от ночи предопределения (ляйляту-ль-кадр), Аллах не узаконил для мусульман каким-либо образом отмечать ночь, в которой, предположительно, состоялось перенесение (исра): выстаивать молитвы и делать другие виды поклонения.

Учёные не имеют единого мнения относительно даты перенесения (исра) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Кудс.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Существуют разногласия относительно времени вознесения, некоторые даже сказали, что оно было до начала пророчества, но это совсем из ряда вон выходящее мнение, если только не предположить, что сторонники этого мнения имеют в виду, что вознесение в то время произошло во сне».

Подавляющее большинство всё же считает, что данное событие произошло во время пророчества, однако далее идут разногласия.

Некоторые сказали, что это было за год до хиджры, это мнение ибн Саада и других. Этого же мнения придерживался и ан-Навави.

Ибн Хазм пошел дальше, он утверждал, что это мнение всех ученых (иджма`), также он утверждал, что вознесение произошло в месяце Раби`у-ль-Авваль. Однако это утверждение ибн Хазма отвергается, потому что разногласие в этом вопросе очень большое, существует более десяти различных мнений. Вот некоторые их них:

Ибн аль-Джаузи сказал, что оно (вознесение) произошло за восемь месяцев до хиджры, в таком случае оно приходится на Раджаб.

Некоторые сказали, что оно произошло за шесть месяцев, тогда оно приходится на Рамадан, это мнение Абу ар-Раби`а ибн Салима.

Мнение ибн Хазма мы уже приводили, он утверждал, что вознесение было в месяце Раджаб на двенадцатом году пророчества, за год до хиджры.

Некоторые сказали, что оно произошло за одиннадцать месяцев до хиджры, этого мнения придерживался Ибрахим аль-Харби. Это можно понять из следующих его слов: «Вознесение произошло в месяце Раби`у-ль-Ахыр за год до хиджры». Ибн аль-Мунайир оценил это мнение как наиболее правильное, упомянув об этом в комментариях, сделанных им к книге «ас-Сира» ибн Абдульбарра.

Другие сказали, что оно было за год и два месяца до хиджры, это мнение привел ибн Абдульбарр.

Некоторые считали, что оно было за год и три месяца до хиджры, это мнение привёл ибн Фарис.

Также некоторые ученые сказали, что вознесение произошло за год и пять месяцев до хиджры, самым известным сторонником данного мнения является ас-Судди, он привел данное мнение по иснадам, возводимым к ат-Табари и аль-Байхакы. В соответствии с этой версией получается, что вознесение произошло либо в месяце Шаваль, либо в Рамадане. Этого мнения придерживались также аль-Вакыди, это соответствует тому, о чём упоминал ибн Кутейба.

Ибн Абдульбарр также привел и другое мнение, отличающееся от вышеупомянутого. Он высказывал мнение, что вознесение было за восемнадцать месяцев до хиджры.

Ибн Саад передал от ибн Абу Сабры, что вознесение было в Рамадане за восемнадцать месяцев до хиджры.

Ибн Абдульбарр и другие считали, что вознесение произошло в месяце Раджаб, об этом также говорил и ан-Навави в книге «ар-Рауда».

Некоторые сказали, что вознесение было за три года до хиджры. Это мнение ибн Асира.

`Ияд, а затем после него и аль-Куртуби, а также ан-Навави, со слов аз-Зухри, привели мнение, что вознесение произошло за пять лет до переселения. `Ияд и его последователи считали это мнение наиболее верным.

Все вышеприведенные высказывания учёных и их разногласия в определении даты, на которую выпала «ночь перенесения (исра) и вознесения (ми`радж)», служат лучшим подтверждением того, что сказал ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью): «Но не существует абсолютно никаких доводов, указывающих на конкретную дату этой ночи, ни на месяц, ни на декаду. Более того, все сообщения, которые дошли до нас, недостоверны, имеют оборванные иснады и много противоречий. Нет ни одного пророческого хадиса или высказывания сподвижников и тех, кто был после них, на основании которого можно было бы утверждать о знании даты этой ночи». (Конец слов ибн аль-Кайима)

Ибн Раджаб сказал: «В некоторых сообщениях приводится, что в месяце Раджаб произошли великие события, однако всё это недостоверно. Говорят, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в первую ночь этого месяца, что ему было дано пророчество в 27-ой день этого месяца, а некоторые говорят, что в 25-ый день. Но в этом нет ничего достоверного».

Абу Шама сказал: «Некоторые повествователи сказаний говорят, что перенесение (исра) произошло в месяце Раджаб. У ученых специалистов по критическому разбору хадисов на предмет достоверности и непригодности (та`диль ва джарх) такие утверждения расцениваются как откровенная ложь».

Постановление Шариата относительно празднования «ночи перенесения и вознесения» (исра ва ми`радж)

Все праведные предшественники едины в том, что ежегодное празднование каких-либо дат , помимо тех, которые узаконены Шариатом, является новшеством в религии, запрещённым посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Пророк сказал: «Избегайте нововведений в делах [религии], воистину каждое нововведение - это бидаат, а любой бидаат - это заблуждение».

Также посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто».

В другом хадисе говорится: «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религии (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто».

Празднование «ночи перенесения и вознесения» (исра ва ми`радж) является нововведением. Ни сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни их ученики табиины, ни те, кто следовал по их стопам, никоим образом не отмечали эту дату, хотя они были самыми усердными в поклонении, самыми лучшими и самыми праведными людьми.

Ибн Кайим аль-Джаузи сказал: «Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Никто из мусульман не говорил, чтобы «ночи перенесения» (ляйляту-ль-исра) отдавалось какое-то особое предпочтение перед другими ночами, тем более, перед «ночью предопределения» (ляйляту-ль-кадар). Ни сподвижники, ни их ученики табиины, которые следовали за ними наилучшим образом, никоим образом не выделяли «ночь перенесения» и вообще не упоминали о ней, поэтому мы и не знаем, в какую именно ночь произошло данное событие».

Несомненно, что ночное перенесение из Мекки в Кудс (Иерусалим) является одним из великих чудес и достоинств пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Но, несмотря на это, Аллах не узаконил для нас в Исламе как-то по особенному относиться к этой дате или к этому месту и совершать в честь этого какие-то обряды и поклонения. Ни Пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники на протяжении всей жизни никогда не посещали пещеру Хира, в которой было ниспослано первое Откровение, и в которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уединялся для поклонения до начала пророчества. Также они никогда не отмечали день ниспослания первого Откровения совершением каких-либо видов поклонения или каким-то другим способом. Ни место, ни время первого Откровения никак не отмечалось первыми поколениями мусульман.

Те люди, которые по собственному усмотрению, без одобрения Шариата, отдают предпочтение определенным местам и отмечают какие-либо даты, совершая в них поклонение или возвеличивая их каким-то иным способом, уподобляются обладателям писания. Христиане, например, празднуют некоторые важные события из жизни Иисуса, совершая в эти дни определенные виды поклонения: отмечают день рождения Иисуса, его крещение и другие события.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел группу людей, которые спешили к некоему месту для того, чтобы прочитать там молитву. Тогда он спросил: «Что это?», ему сообщили, что это место, в котором молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Умар сказал: «Вы хотите сделать следы ваших пророков местами поклонения? Воистину, те народы, что были до вас, погибли (впали в заблуждение) только из-за этого. Если время молитвы застало кого-то в этом месте, то пусть молится, а если нет, то пусть продолжит свой путь». (Конец слов ибн аль-Кайима)

Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Что касается празднования каких-либо дат, помимо тех, что узаконены Шариатом, как например, празднование некоторых ночей месяца Раби` аль-Авваль, которые называют ночами рождества [Пророка] или некоторых ночей месяца Раджаб, или восемнадцатое число месяца Зуль-Хиджа, или первая пятница в Раджабе, или восьмое число Шавваля (который невежды называют «днём благочестивых»), - всё это является нововведениями, которые не одобрялись праведными предшественниками (саляфу салих) и никогда не отмечались ими».

Ибн аль-Хадж сказал: «К числу нововведений, которые они придумали в нём, я имею в виду в месяце Раджаб, - это двадцать седьмая ночь, которая [по их мнению] является «ночью вознесения» (ляйляту-ль-ми`радж)…».

Затем ибн аль-Хадж упомянул много разных нововведений, которые делаются невеждами в эту ночь, такие как собрание в мечетях в кружках поминания, смешение мужчин и женщин в одном помещении, зажигание многочисленных лампад и гирлянд, смешанное чтение Корана и стиховв определенном ритме и различными напевами. Ибн аль-Хадж упомянул о праздновании «перенесения и вознесения» (исра ва ми`радж) в контексте повествования о ежегодных праздниках, которые люди считают исламскими, но которые таковыми не являются.

Мухаммад ибн Ибрахим Али-Шейх (да одарит его Аллах своей милостью), отвечая на приглашение, направленное Всемирной Исламской Лиге присутствовать на одном из праздников, посвященных «перенесению и вознесению» (исра ва ми`радж), сказал: «Это не закреплено в нашем Шариате, и на недопустимость этого указывают Книга Аллаха, Сунна, правила Шариата (извлекаемые из Корана и Сунны) и разум.

Доказательства из Корана

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам. И одорбил для вас в качестве религии Ислам». (Коран 5: 3)

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику». (Коран 4: 59)

Под «обращением к Аллаху» подразумевается обращение к Его Книге, а под «обращением к посланнику» имеется в виду обращение к нему самому при его жизни, обращение к его Сунне после его смерти. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран 3: 31)

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Коран 24: 63)

Доказательства из Сунны

1) Достоверный хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто».

В версии Муслима говорится: «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религии (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто».

2) Хадис, который привел ат-Тирмизи и назвал его достоверным, а также его привели ибн Маджа и ибн Хиббан в своем сборнике «ас-Сахих» от аль-`Ирбада ибн Сария]. В хадисе говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте нововведений в делах [религии], воистину, каждое нововведение - это бидаат, а каждый бидаат - это заблуждение».

3) Хадис, который привели Ахмад и аль-Баззар, со слов Гудейфа. В хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из людей введёт [в религию] какое-либо новшество, то [тем самым] он непременно удалит схожую с ним Сунну».

Подобный хадис привёл ат-Табарани, в его версии говорится: «Если какая-либо община внесёт [в религию] после своего пророка какое-нибудь новшество, то она непременно утратит схожую с ним Сунну».

4) Хадис, который привели ибн Маджа и ибн Абу `Асым со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах). В хадисе говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах отказывается принимать дела человека, вводящего [в религию] новшество, до тех пор, пока он не оставит своё новшество».

В версии ат-Табарани говорится: «Воистину, Аллах закрывает покаяние для каждого, кто привносит новшество [в религию], до тех пор, пока он не оставит своё новшество».

Доказательства, основанные на правилах Шариата, извлекаемых из Корана и Сунны

Одной из главных основ Шариата является правило: все обряды поклонения могут быть дозволены, только если на них существуют доказательства из Корана, Сунны или иджма` (единого мнения всех учёных Ислама). Никто не может поклоняться Аллаху не установленными Шариатом видами поклонения и ссылаться при этом на такие понятия как: масляха мурсаля (неограниченная польза), истихсан (одобрение), кыяс (выведение решения по аналогии), иджтихад (самостоятельное решение ученого, основанное на глубоких знаниях Шариата). Этого нельзя делать, потому что вышеназванные понятия и инструменты шариатского законотворчества нельзя применять к тому, что касается убеждений (акыды), актов поклонения и тех вещей, мера которых строго оговорена Кораном и Сунной, таких как: доли в системе наследования (маварис) и меры наказания преступников (худуд), которые четко определены в священных текстах.

Доказательство разума

Если бы это дело было узаконено и одобрено Шариатом, то лучший человек на земле, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был бы первым, совершающим его. Если бы возвеличивание «ночи перенесения и вознесения» было праведным делом, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не упускал бы возможности добиться довольства Аллаха, отмечая эту ночь, потому что он был самый богобоязненный из людей и больше всех поклонялся Ему.

То же самое можно сказать и про рождество Пророка (маулид), которое справляют невежественные люди, утверждая, что тем самым они проявляют свою любовь к нему и оживляют память о нём в своих сердцах. Если бы в этом было какое-то благо, то Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах), и другие сподвижники, а также ученики сподвижников табиины, а затем великие учёные и имамы нашей религии отмечали бы рождество Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако неизвестно, чтобы хоть кто-нибудь из них делал что-либо подобное, и нам ничто не мешает поступать так же, как поступали они» (Конец слов шейха Мухаммада ибн Ибрахима Али-Шейха).

Затем шейх упомянул слова ибн ан-Наххаса из книги «Танбих аль-гафилин» о новшестве празднования «ночи перенесения и вознесения», он сказал: «Празднование этой ночи является страшным нововведением в религии, это выдумка, которую придумали братья шайтанов».

Также в другой фатве шейх Мухаммад ибн Ибрахим сказал: «Празднование в память о «ночи перенесения и вознесения» (исра ва ми`радж) является недействительным и лживым деянием, это новоизобретённое явление, это уподобление иудеям и христианам в их возвеличивании определённых дат, которые им не было велено возвеличивать в их шариате. Посланник верного руководства, обладатель самой высокой степени среди людей, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), только он [по Откровению от Аллаха] устанавливал для нас Законы и Шариат. Он разъяснил нам, что является дозволенным, а что запретным. Затем после него [религию довели до нас] праведные халифы и имамы верного руководства из числа сподвижников и их учеников табиинов. И неизвестно, чтобы хоть кто-нибудь из них как-то отмечал эту ночь в память о ней.

Это значит, что празднование «ночи перенесения и вознесения» (исра ва ми`радж) является нововведением, отмечать её не разрешается, также как и принимать участие в её праздновании».

«Если человек дал обет, что он заколет животное двадцать седьмого числа месяца Раджаб, то его обет является недействительным, так как содержит в себе грех. Месяц Раджаб возвеличивали язычники в эпоху невежества. Некоторые люди убеждены, что 27-ое число этого месяца является датой «ночи перенесения и вознесения», и поэтому сделали эту ночь праздником, во время которого они собираются и совершают всякие нововведения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил выполнять обет в том месте, в котором язычники справляли свои празднества в эпоху невежества или закалывали в этих местах жертвенных животных.

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у человека, который хотел заколоть верблюда в Буване:

– Был ли там какой-либо из тех идолов, которым поклонялись в эпоху невежества?

Ему ответили: – Нет.

Он спросил: – Проводился ли там какой-нибудь из их праздников?

Ему ответили: – Нет.

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: – Выполни свой обет, [я спрашивал об этом] потому что нельзя выполнять обет в ослушании Аллаха, и в том, чем человек не владеет».

Шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Не имеется никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на точную дату той ночи, в которую произошло перенесение и вознесение (исра ва ми`радж). Все сообщения, которые дошли до нас со ссылкой на Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на данную тему, не считаются достоверными по оценке учёных специалистов по хадисоведению. Великая мудрость Аллаха в том, что люди забыли дату этой ночи. Но даже если бы было достоверно известно об этой дате, то все равно мусульманам нельзя было бы выделять эту ночь среди других ночей, отмечать её совершением каких-либо видов поклонения и праздновать её, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники (да будет доволен им Аллах) не праздновали её и никак не выделяли, не отмечали её. Если бы празднование этой ночи было дозволено по Шариату, то посланник (мир ему и благословение Аллаха) непременно разъяснил бы это своей Умме (общине) либо словом, либо делом. И если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал нечто подобное, то люди знали бы об этом, и это было бы широко известно. Если бы эта ночь отмечалась Пророком (мир ему и благословение Аллаха), то сподвижники обязательно довели бы это до нас, ведь они передали от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) все, в чём нуждается исламская Умма. Сподвижники не сделали ни малейших упущений в вопросах религии, они шли впереди всех в совершении праведных дел, и если бы празднование этой ночи было допустимо по Шариату, то они стали бы отмечать её раньше других. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым чистосердечным и искренним советчиком для людей, он в наилучшем виде донёс до них своё послание, полностью выполнил доверенную ему миссию, и если бы возвеличивание «ночи перенесения и вознесения» являлось частью исламской религии, то он не сделал бы упущений в этом плане и не стал бы скрывать это от нас. А раз так, то становится ясно, что празднование и возвеличивание этой ночи никоим образом не относится к Исламу. Аллах сделал совершенной религию этой общины, сделал полной для нас свою милость и высказал своё порицание тем, кто вносит в елигию то, что Он не позволил. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в своей Ясной Книге в суре аль-Маида (Трапеза): «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам. И одобрил для вас в качестве религии Ислам ». (Коран 5: 3)

Также Он сказал в суре аш-Шура (Совет): «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания». (Коран 42: 21)

Из достоверных хадисов также известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остерегал от нововведений и откровенно говорил, что это заблуждение. Он говорил так, чтобы предостеречь свою Умму от этой великой опасности и отвести мусульман от их совершения». (Конец слов шейха Абдульазиза ибн База)

Далее шейх упомянул некоторые хадисы, в которых говорится о порицании нововведений: «Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто». «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религии (т.е. Шариату), то это дело будет отвергнуто». «Самая лучшая речь – это Книга Аллаха, самое лучшее руководство – это руководство Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), самое худшее из дел – это нововведения, и каждое новшество – это заблуждение». «Вы должны следовать моей сунне и сунне праведных и ведомых прямым путём халифов после меня. Держитесь за неё и ухватитесь за неё своими клыками. Избегайте нововведений в делах [религии], воистину, каждое новшество - это заблуждение».

В упомянутых нами словах учёных и приведённых ими доказательствах коранических аятов и пророческих хадисов достаточно убедительной информации для тех, кто ищет истину в данном вопросе. Истина заключается в том, что празднование «ночи вознесения» является новшеством и никак не относится к исламской религии. Этот праздник является добавлением к религии неузаконенных и недозволенных Аллахом обрядов, это уподобление христианам и иудеям в их практике внесения в свою религию тех элементов, которых изначально в ней не было, и изобретение обрядов, на которые у них не было никакого веления от Аллаха.

Кто вносит в религию новшества, тот своими действиями утверждает, что исламская религия имеет недостатки и обвиняет её в несовершенстве. Каждому человеку ясно, какой вред и грех скрывается в таких убеждениях. Человек, совершающий нововведения, перечит самому Всевышнему Аллаху, который сказал: «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу религию». (Коран 5: 3)

А также тот, кто вносит новшества в Ислам, тем самым перечит посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который во многих хадисах предостерёг нас от нововведений.

Большое сожаление вызывает тот факт, что данное нововведение распространено во многих странах исламского мира. Многие люди искренне полагают, что это одно из предписаний Ислама.

Просим Аллаха исправить положение всех мусульман, даровать им правильное понимание в религии, помочь им держаться Истины и стойко идти этим путем. Просим Всевышнего Аллаха помочь всем мусульманам сторониться всего, что противоречит прямому пути. Воистину, Аллах - наш Покровитель, и Он над всякой вещью мощен.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Из книги «аль-Бида` аль-хавлийя». Автор: Абдулла ибн Абдульазиз ибн Ахмад ат-Тувейджири. Перевод: Абу Ясин Маликов Р.