Акыда и Манхадж изучаются в первую очередь

Акыда и Манхадж изучаются в первую очередь

Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллаh, сказал: «В действительности же, тому, кто искренен к своей душе, желает для неё счастья и спасения, необходимо отнестись внимательно к этому вопросу, знанием, действием и положением так, чтобы это стало самой важной вещью для него, самым великим знанием и делом для него. Ведь вся суть – в нем и основывается на нем. И вопрос в Судный день также будет задан о нем. Сказал Всевышний: «И клянусь Господом твоим (о, Мухаммад), Мы, непременно и обязательно, спросим их всех о том, что они творили!» (аль-Хиджр, 92-93). Сказали некоторые саляфы: «Имеется в виду свидетельство «ля иляhа илля-Ллаh»».

И это – истина. Весь вопрос в судный день будет относительно этого свидетельства, его положений, его прав, обязательств и требуемых этим свидетельством.

Все до единого будут спрошены именно о нем, о его обязательствах, и о требуемых этим свидетельством и о его правах.

Сказал Абу-ль-‘Алия: «Две вещи, о которых будут спрошены первые и последние: «Кому вы поклонялись?» и «Что вы ответили Посланникам?» Вопрос о том, кому они поклонялись – это вопрос о самом этом свидетельстве, а вопрос о том, что ответили Посланникам – это вопрос о средстве и пути, который приводит к нему. Последовали ли они этой дорогой и ответили ли Посланнику на то, к чему он их призывал? И поэтому весь этот вопрос возвращается к свидетельству единобожия. Важность этой темы требует того, чтобы объединить все силы и схватиться за это коренными зубами, взять в руки крепко, а не держать кончиками пальцев… И не изучаются эти вопросы как второстепенные и вспомогательные, напротив это должно быть самой великой целью, а то, что помимо них – изучается уже после. Аллаh – Дарующий успех. Нет никого достойного поклонения, кроме Него и нет Господа помимо него!»».

«Тарик аль-хиджратейн» (с.296, 297)

Что такое "манхадж"?

"Манхадж" – это весь образ жизни мусульманина. К нему относится вероубеждение (‘акъида), фикъх, нрав и взаимоотношение с людьми. Также под манхаджем подразумевается путь, методика для воплощения велений Аллаха на земле. См. “Ма’алим филь-манхадж” 3-4.

Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал: «Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж» (аль-Маида 5: 48). В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: “Т.е. Сунна и путь”. ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5.

Отвечая на вопрос о разнице между понятиями «манхадж» и «‘акъида», шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Значение слова манхадж шире, чем значение слова ‘акъида. Манхадж бывает в ‘акъиде, в руководстве, нраве, во взаимоотношениях с людьми и во всей жизни мусульманина. Путь, по которому следует мусульманин, именуется манхаджем! Что же касается термина ‘акъида, то под ним подразумевается основы имана и смысл двух свидетельств (ля иляха илля-Ллах, Мухаммад - расулю-Ллах). Это и есть 'акъида”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 75.
Несмотря на то, что термин "манхадж" является важнейшей частью религии Ислам, все же есть невежды, которые издеваются на теми, кто употребляет это слово, говоря о них: манхаджисты! Так пусть же посмеют в таком случае поиздеваться над Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), которые первыми упомянули этот термин!

Всевышний Аллах строго пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Под «велением пророка» подразумевается его путь, манхадж, Сунна, шариат”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/356.
Некоторые мусульмане полагают, что дозволено призывать к Исламу любыми способами, лишь бы была польза, и тем самым они противоречат манхаджу пророка (мир ему и благословение Аллаха). При этом они даже используют лозунг «Цель оправдывает средства», который не имеет ничего общего с Исламом!

Пусть же поймет каждый, что призыв к пути Всевышнего Аллаха основан не на логике или мнимой пользе, а на знании, и именно поэтому Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).

Имам аш-Шаукани сказал: “Т.е. призываем согласно ясному доводу. Аль-Басыра – это понимание, знание, посредством которого отличается истина ото лжи!” См. “Фатхуль-Къадир” 1/298.

Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.

‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Вы были самыми униженными людьми, и возвеличил вас Аллах, послав к вам Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). И какими бы путями, помимо пути Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), вы ни стремились добиться величия, унизит вас Аллах”. аль-Хаким 2/245, иснад достоверный.

Обратите внимание на слова Умара, говорящего о том, что добиться величия можно лишь следуя методу пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

Истину сказал имам Малик: “Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые”. См. “аш-Шифа” 2/676.
Двери в вопросе методики призыва закрыты, и никто не имеет права придумывать какие-либо методы призыва, которые не использовали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. На это указывают также слова самого пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…и будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути».

Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90.

Следует отметить, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются. В качестве примера "методов призыва" можно привести распространенные в наше время исламские нашиды, исламские фильмы и спектакли, митинги и демонстрации. Эти методы не использовали саляфы. И неужели методы призыва, которые не использовали ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники, ни их последователи, могут быть хорошими и правильными?!

Что же касается книг, кассет, микрофонов, громкоговорителей для призыва к молитве (азан) или для проповеди в мечетях и т.п., то это лишь средства, которые способствуют распространению призыва, и нет ничего порицаемого в их использовании. Поэтому следует понимать, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Какая разница между «‘акъидой и «манхаджем»?

Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, относительно слов Всевышнего Аллаха: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115), - сказал: «Следование по пути верующих или отсутствие следования по их пути является весьма серьезным делом, отражающим положительно и отрицательно. Тот, кто последовал по пути верующих, является спасшимся у Господа Миров, тому же, кто пошел в противоречие пути верующих, достаточно огня, как же скверно это место прибытия» (см.: «Фитнатуль-такфир»).

Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Если будет манхадж правильным, то его приверженец будет в числе обитателей рая. Если он будет на манхадже Посланника (ﷺ) и на манхадже праведных саляфов, то он будет из числа обитателей рая с дозволения Аллаха! А если он будет на заблудшем манхадже, то ему грозит огонь. Правильность манхаджа или отсутствие его является следствием либо рая, либо ада» (см.: «аль-Аджуйба аль-муфида» 125).

Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, также сказал: «Манхадж является более обобщенным, чем ‘акъида. В манхадж входит ‘акъида, нравы, взаимоотношения и вся жизнь мусульманина. Любой образ жизни, по которому идет мусульманин, называется манхаджем. Что касается ‘акъиды, то под ней подразумевают – основы имана, смысл двух свидетельств и то, что требуют они, это и есть акъида» (см.: «аль-аджуйба аль-муфида» 123).

Шейх ‘Убейд аль-Джабири, да хранит его Аллах, сказал: «Одним словом, что Ислам – то есть в арене призыва - состоит из ‘акъиды и манхаджа. У кого будет правильная ‘акъида, у того обязательно будет и правильный манхадж, также и наоборот. Если у кого-нибудь испортится манхадж, то у него будет порок в ‘акъиде.

Хариджиты обвинили в неверии мусульманина из-за больших грехов, в результате чего считают разрешенным кровь его, имущество и семью. И он, по их мнению, является неверующим в этой жизни и выносят постановление в отношении его, что он пребудет в огне вечно, если умрет на большом грехе. Му’тазилиты же считают совершившего большой грех, что он в этой жизни находится между двумя степенями, не является ни мусульманином, ни неверующим. Однако они согласны с хариджитами в постановлении Последующей Жизни в отношении мусульманина, совершающего большой грех. Они противоречат Корану, Сунне и единогласному мнению ученых. Коран, Сунна и единогласное мнение говорят о том, что мусульманин-нечестивец (то есть, грешник мусульманин-единобожник) в этом мире является верующим по причине своей веры и является нечестивцем по причине своих больших грехов, а в Судный День он попадает под желание Аллаха.

Поэтому нарушение манхаджа их основывается на нарушении их ‘акъиды, а иначе, зачем тогда они сражаются с правителями (мусульман) и выходят против них? Потому что они убеждены в том, что они являются неверующими, и что кровь их, имущества и честь являются дозволенными» (см.: «Радд аль-‘Алляма Убейд аль-Джабири ‘аля къауа’ида аль-Халяби» стр.39-43).

Шейх ‘Убейд аль-Джабири, да хранит его Аллах, также сказал: «Ислам состоит из правильной акъиды и правильного манхаджа, и одно без другого быть не может. Поэтому, если у кого-то порочный манхадж, то будьте уверены, что это следствие порочности его ‘акъиды. Если будет правильная акъида, такой как она должна быть, то будет и правильным манхадж» (см.: (или же: сл.:) «аль-Йидах уаль-байан фий кашф ба’д тараикъ фиркъатиль-ихуан»).

Шейха Раби’, да хранит его Аллах, сказал: «Я слышал, что шейх Ибн Баз не делает различие между ‘акъидой и манхаджем и говорит, что все это одно и тоже. Шейх аль-Альбани же делает различие, и я тоже делаю. Я считаю, что манхадж является более объемлющим, чем ‘акъида. Манхадж охватывает ‘акъиду и поклонения. Охватывает то, как ты понимаешь, критикуешь, ведешь себя с приверженцами нововведений (и т.д.). Поэтому манхадж является всеобъемлющим. Манхадж приверженцев Сунны в ‘акъиде, манхадж их в поклонении, манхадж их в обучении и манхадж их в прочем! Манхадж является более объемлющим, без сомнения. Однако приверженцы страстей разделяют между ‘акъидой и манхаджем для хизбитских и политических целях. Прибегают к хитростям по отношению ко многим саляфитам, и говорят: «Ты остаешься на своей ‘акъиде, однако в вопросе манхаджа мы нуждаемся в взаимной помощи в этом. Нет проблем, чтобы ты сказал: «Я в ‘акъиде саляфит, а в манхадже – ихуан»».

Известно, что из манхаджа ихуановцев является выход войной против саляфитской ‘акъиды. Поэтому тот, кто говорит: «Я в ‘акъиде саляфит, а в манхадже – ихуан, или таблиг», то тот свидетельствует против себя самого, что он воюет против саляфитского манхаджа и саляфитской ‘акъиды.

Поэтому это одна из хизбитских и политических хитростей, которую распространяют таблигъи и ихуановцы и разделяют между манхаджем и ‘акъидой, дабы поиграть разумами саляфитов в частности» (см.: «аль-Аджуиба аль-‘алляма аш-шейх Раби’ ‘аля асъиляти аби рауахати аль-манхаджийа»).

Перевод: Абу Сумая Казахстани

Примечание переводчика:
Таким образом, те ученые, кто делает различие между «‘акъидой» и «манхаджем», не разделяют их полностью, напротив, делают ‘акъиду из манхаджа. Поэтому они не принимают, чтобы ‘акъида человека была саляфитской, а манхадж его противоречил саляфам, ибо, по мнению их, ‘акъида входит в манхадж.

Этим становится очевидно заблуждение халябитов во главе с А’машем (админом «салат-форума») в этом вопросе, так как они полностью разделяют ‘акъиду от манхаджа. В результате чего они, в теме о призывающих, говорят: «У такого-то манхадж ихуанский, а ‘акъида ахлю ас-сунна или саляфитская».

Наглядный пример этому: Когда на форуме А’маша спросили про некого проповедника по имени Умар Сулейман аль-Ашкар, то А’маш ответил следующим образом: «У НЕГО МАНХАДЖ ИХУАНСКИЙ. Их было два брата с Иордании. Один из них умер не так давно. НО У ОБОИХ АКЫДА АХЛЮ-СУННА, заканчивали Медину в свое время».

А’маш писал Марату (Абу Зарру): «…но скажи, разве одинаково считать из ахлюль-бид’а (приверженцев нововведений) скажем такого как Хасан или Хууейни и тех, кто был из ахлюль-бид’а во времена Ахмада, му’тазилиты, рафидиты и т.п.?! Брат, даже ихуаны в сравнении с ними – это САЛЯФИТЫ».