Ахыр Заман: Муфтий Татарстана участвовал в открытии памятника Марджани

Ахыр Заман: Муфтий Татарстана участвовал в открытии памятника Марджани

В Казани открыли памятник татарскому ученому и мусульманскому богослову шейху Шигабутдину Марджани. В открытии приняли участие первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, нынешний глава республики Рустам Минниханов и муфтий Татарстана. 

Памятник разместили в центральной части города, на пересечении улиц Шигабутдина Марджани и Зайни Султана, недалеко от мечети, названной также в его честь. 

Вначале открытия выступил глава республики и поздравил собравшихся с маулидом, а также отметил о значимости установленного памятника Марджани. Продолжил выступление Минтимер Шаймиев. «Это человек, который широко известен по всему миру. Несмотря на все трудности, он сумел отстоять свои философские убеждения. Когда мы открывали Болгарскую исламскую академию, гости из зарубежья благодарили наших татарских ученых. Когда мы решили установить памятник, пошли большие споры среди муфтиев о запрете или разрешении, точно так же, как и в то время, когда на Тысячелетие Казани мы ставили памятник великому болгарскому поэту Кул Гали. Хорошо, что памятники все-таки поставили. Гости нашего города будут видеть его и узнавать, кто это, знакомиться с нашей историей», – отметил Шаймиев. 

Действительно, по законам шариата запрещено делать портреты, а также скульптуры человека. Имам-хатыйб Соборной мечети «Аль-Марджани» Мансур Джалялетдин как бы оправдываясь заметил, что инициатива создать памятник была выдвинута со стороны городских властей, а духовенство республики лишь поддержало это решение.

Исламская традиция о статуях

Ислам запретил мусульманам статуи, под которыми подразумеваются образы, имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы, символизирующие милость и довольство Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями. Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Поистине, ангелы не войдут в дом, где находятся статуи (или изображения)» (передано аль-Бухари и Муслимом).

Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, так как они подобны жилищам неверных, которые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают таких мест.

Мусульманину также запрещено заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для немусульман.

Пророк (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Среди людей, которые получают самое суровое наказание в День Воскресения, — ваяющие (или изображающие) подобные образы». Или по другой версии: «…которые, создавая (образы), подражают Творцу» (передано аль-Бухари и Муслимом).

Он также сообщает: «В День Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в него дух, но он никогда не сможет этого сделать». Имеется в виду, что его попросят оживить то, что он изваял или изобразил, чтобы тем самым упрекнуть и осудить его.

Если же говорить про смысл этого запрета, то неправильно думают те, кто считает, что запрет связан исключительно с сохранением единобожия и с желанием не походить на идолопоклонников, которые пишут картины и ваяют статуи, а затем освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются).

Безусловно главным является то, что Ислам стремится сохранить веру в единобожие. И действительно, эта предусмотрительность и обеспокоенность вполне оправданны. Исследования подтверждают, что поклонение идолам возникло не сразу, а началось с изваяния образов умерших праведников для их поминания. Постепенно, через поколения люди начинали почитать и освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди просили помощи, боясь их гнева и моля их о благословении. Наглядным примером этого является народ, поклоняющийся таким языческим богам: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра (Имена древних языческих богов, которые упомянуты в Коране (71:23)).

Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и сердца людей. Среди таких путей — подражание идолопоклонникам или последователям других религий, которые чрезмерно почитают своих святых. Более того, Исламское законодательство предназначено не только для одного или двух поколений, но для всего человечества во всех уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться невероятным в одной среде, может стать приемлемым в другой, а то, что кажется невозможным в одно время, может стать реальностью в другое.

Другая причина этого запрета относится к создателю скульптур и портретов, которого переполняет гордыня от созданной им работы. Как будто он создал нечто из ничего или произвел жизнь из земли. Однажды один скульптор, изваяв статую, на создание которой он потратил много времени, стоя с восхищением перед своей работой, любуясь ее изящными линиями и чертами, переполненный чувством гордости и величия, обращаясь к статуе, воскликнул: «Говори! Говори!» По этому поводу благородный Посланник (Мир ему) сказал: «Тех, кто создает образы, постигнет наказание в День Воскресения. Им скажут: «Вдохните жизнь в то, что вы сотворили»(передано аль-Бухари и Муслимом).

А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит:«Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят ячменное зерно!».

Те, кто занимается таким искусством, не останавливаются ни перед чем, изображая обнаженных женщин или эротические сцены, а также божества или ритуалы различных верований. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику.

Наконец, статуи были и остаются символами великосветской и роскошной жизни. Люди, занимающие высокое положение, украшают свои дворцы, залы и комнаты статуями.

По материалам книги шейха Юсуфа Кардави «Дозволенное и запретное в исламе».

islamnews