Аджр и Саваб в Исламе...

بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيم
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Вознагражде́ние (ар. أَجْرٌ [аджр]; ар. ثَوَابٌ [с̱ав̌а̄б]) — поощрение, награда за выполненное действие (бездействие). В противоположность вознаграждению является наказание. Вознаграждение и наказание сливаются в одно слово — «воздаяние». Тем, кто верит и совершает добрые дела, Всевышний Аллах даёт некоторую награду на земле и гораздо большую награду в Будущей жизни. Неверующие и злодеи могут быть наказаны на земле и должны подвергнуться вечному наказанию в будущем. Окончательное разделение этих двух групп будет происходить в День суда.
Терминология
Для обозначения вознаграждения в Коране используются различные термины. Термин аджр (ар. أَجْرٌ) иногда он относится к работе или услугам, оказываемым в повседневной человеческой жизни. Колдуны Фир‘ауна (фараона) ожидают оплаты [26:41]; пророк Муса (мир ему) был вознаграждён за свою работу пастухом [28:25-27]; жёны и рабыни имеют право на аджр [4:24-25; 5:5; 60:10; см. также 33:50]; а разведённые жёны получают плату (мн. ч. уджӯр) за уход за детьми своих бывших мужей [65:6].
Периодически повторяющийся мотив в мекканских сурах заключается в том, что пророк Мухаммад ﷺ не просит оплаты за передачу сообщений (откровений) [6:90; 38:86; 68:46; см. также 23:72], и получит её только от Аллаха [34:47]. То же самое верно и для пророков, живших до него [26:109; 36:21].
В большинстве мест аджр — это награда, данная Аллахом за праведные деяния. В Этом мире можно вознаградить, например, Йусуфа (мир ему) [12:56], но почти всегда аджр даётся в Будущем мире, то есть в Раю. Слово аджр никогда не используется в смысле «наказания».
Слова с̱ав̌а̄б (ар. ثَوَابٌ), мас̱ӯбат̈ (ар. مَثْوَبَةٌ) и другие слова, произошедшие от них встречаются девятнадцать раз, основным значением которых является «вознаграждение, компенсация, возмездие». Только два раза они используются в отрицательном смысле [3:153; 83:36]; в других случаях они фактически являются синонимами «награды». Они всегда указывают на воздаяние от Аллаха за действия человека, будь то в Этом или Будущем мире [3:148].
Слово джаза’ (ар. جَزَاءٌ) означает «компенсация, воздаяние, удовлетворение, оплата». Со своими родственными словами оно встречается в Коране часто. Оно относится как к награде, так и к наказанию на земле, но гораздо чаще в Будущей жизни. В более поздних сурах преобладает дополнительное значение «наказания».
Иногда слово вложено в фразу: «Таким образом Мы воздаем творящим добро», что встречается в более поздних мекканских историях о пророках [6:84; 12:22; 28:14; 37:105, 131], но также использовалось в отношении праведников после Дня различения [77:38; см. также 5:85; 39:34] или в часто повторяющейся фразе: «Аллах воздал им большим, чем то, что они совершили» [9:121; 29:7; ср. 39:35].Для обозначения наказаний в Коране используются термины ‘аз̱а̄б (ар. عَذَابٌ — «мука», «страдание»), ‘ик̣а̄б (ар. عِقَابٌ — «наказание»), интик̣а̄м (ар. إِنْتِقَامٌ — «месть», «отмщение»), х̮изй (ар. خِزْىٌ — «позор», «унижение»), риджз (ар. رِجْزٌ — «наказание»; «грязь», «мерзость»).
В Коране
Согласно Корану вознаграждение ждёт тех, «кто очистился, поминал Имя своего Господа и совершал молитвы» [87:14-15], те, кто «отдавал и был богобоязнен, кто признавал наилучшее» [92:5-6], а также те, кто «уверовали и совершали праведные деяния» [84:25; 85:11; 95:6]. Человек может быть вознаграждён за такие деяний как: освобождение раба, кормление в голодный день сироты из числа родственников или приникшего к земле бедняка, а также принадлежность к верующим, которые призывают друг друга к терпению и милосердию [90:13-17]. Важное значение имеют вера, преданность и ответственное социальное поведение.
В суре аль-Ах̣за̄б (33, «Сонмы») сообщается, что и мужчины, и женщины за свои добрые дела будут вознаграждены [33:35]. Всевышний Аллах в Коране обещает награду тем, что принимает участие в войне [4:95; 9:88-89; 61:11], тем, кто переселились к Аллаху и его Посланнику ﷺ, первым эмигрантам (мухаджирами) и «помощникам» (ансарам) [9:100], верующим из числа Людей Писания [2:62; 3:199; 5:69, 85] и др.
Аллах вознаграждает и наказывает не только в будущем, но и в Этой жизни [3:145, 148; 4:134]. Мухаджиров Аллах одарит «прекрасным жилищем в Этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет ещё больше» [16:41; ср. 16:30, 31]. Те, кто пообещал быть преданным под деревом, то есть в Худайбие, были вознаграждены «близкой победой» [48:18]. Что именно ожидает человечество в Будущем мире, ясно описано во всём Коране. Награда заключается в том, что верующие будут пребывать в восхитительном саду или садах, с реками, текущими под ними, где им дают прекрасную пищу и питьё и дорогостоящую одежду, где они будут обслуживаться юношами и наслаждайтесь компанией привлекательных женщин (гурий). Грешники же будут наказаны тем, что их бросят в адский Огонь, где они не будут ни умирать, ни жить, где с них будут сдирать кожу, подвергнут пыткам, и они будут гореть вечно.
В Коране используются два вида метафор в отношении вознаграждения и наказания. Первый из них — торговля [9:111; ср. 4:74]. Сделка с Аллахом также называется заёмом [2:245; 57:11, 18; 64:17]. Другая торговая метафора — это Весы, на которых все дела будут точно взвешены [21:47]. Выполняя свою часть сделки с человечеством в полном объёме, Аллах не относится «несправедливо», не «обманывает» и не «обсчитывает», а также не растрачивает преимущества человека. Другой вид метафоры носит судебный характер. В нескольких аятах День суда напоминает нам о земном суде, где виновные наказываются, а невиновные освобождаются [84:7-9; 92:15-17]. Вознаграждение может быть, в первую очередь, связано с торговлей, прибылью, доходом т. д., тогда как наказание и освобождение относятся к судебной сфере. В подавляющем большинстве аятов освобождение от наказания связано с блаженством в Раю.
В Коране описаны измерения воздаяния. Человек расплатится за все добрые и злые деяния пропорционально и точно [99:7-8]. Следовательно, существуют различные степени награды и наказания [46-19]. Для многобожников, убийц и прелюбодеев мучения Аллаха «будут приумножены в День воскрешения» [25:69]. Мера вознаграждения также является разной. Двойная награда обещана верующим из числа жён пророка Мухаммада ﷺ, а также Людям Писания, уверовавших в своего пророка, а затем уверовавших и в Мухаммада ﷺ [28:54]. Сражающиеся на Пути Аллаха [4:95] и первые новообращённые [57:10] будут иметь привилегии. Всевышний Аллах в Коране не раз обещает двойную награду тем, кто не имеет особых заслуг. Иногда двойная награда соответствует двукратному делу или двум действиям [34:37; 57:28]. В то время как наказание пропорционально совершённому злодеянию, вознаграждение может быть намного больше, чем в два раза [6:160].