Абу Бакр был ближе к истине, чем Умар (да будет доволен ими Аллах)?

Абу Бакр был ближе к истине, чем Умар (да будет доволен ими Аллах)?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Шейх Бакр Абу Зейд) говорит: «Тот, кому внушались правильные решения (аль-мухаддас, аль-мульхам), повелитель правоверных (амиру-ль-муъминин) 'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им [Всевышний] Аллах) [написал письмо, которое посвящено судопроизводству (аль-къада), и в этом своём] письме он написал: "Того, кто пытает украсить себя чем-то, чем не обладает (что у него отсутствует), опозорит (обесчестит) Аллах". Познакомься с разъяснением этих слов у Ибн аль-Къайима (да помилует его [Всевышний] Аллах)», указывает, что это в книге «И'ляму-ль-муваккъи'ин».

Шейх Ибн 'Усаймин (да помилует его Всевышний Аллах) говорит: «Под человеком, которому внушались правильные решения (мухаддасом, мульхамом), подразумевается 'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им [Всевышний] Аллах), потому что Пророк ﷺ сказал, что «если есть среди вас такие, кому внушается правильные решения (мухаддас), то это [не иначе как] 'Умар [ибн аль-Хаттаб (аль-Бухари (3689) и Муслим (2398)]», т.е. Аллах (пречист Он и возвышен) внушал сердцу 'Умара ибн аль-Хаттаба правильные решения, мнения, суждения, как будто это сообщалось ему через откровения (конечно, он откровения от Аллаха не получал, он не был пророком, но в его сердце внушалось что-то правильное, какие-то правильные суждения).

Это обстоятельство озадачило некоторых учёных, они сказали: «Как так?! Пророк ﷺ говорит сподвижникам: "Если есть среди вас такие, кому внушаются правильные решения (суждения), то это 'Умар". Не подразумевает ли это, что 'Умар, стало быть, лучший из сподвижников (сахаба)?» На этот вопрос отвечает шейх-уль-Ислам Ибн Теймийя (да помилует его Всевышний Аллах), что Умар получал правильные суждения, но через посредничество ангела, Аллах приказывал ангелу внушать какое-то правильное суждение. В отличие от него, Абу Бакр – без посредника. Из этого следует, что Абу Бакр лучше, чем 'Умар (да будет доволен ими Аллах).

Шейх Ибн 'Усаймин приводит примеры: «Если посмотреть на поведение Абу Бакра в самых сложных ситуациях, то можно убедиться, что он [Абу Бакр] был ближе к правильному, чем 'Умар (да будет доволен ими обоими [Всевышний] Аллах). [Например], при подписании перемирия с къурайшитами [Худайбийского мира, который был заключён в 6 году хиджры, — был подписан Худайбийский мир, перемирие на 10 лет, условия этого перемирия показались многим сподвижникам, в т. ч. 'Умару, унизительными], он обратился к Пророку ﷺ [с просьбой отказаться от этого, пересмотреть решение], получил от Пророка ﷺ ответ, после этого пошёл к Абу Бакру [(да будет доволен им Всевышний Аллах), т. е. попытался как-то изменить положение через Абу Бакра, обсудить этот вопрос с Абу Бакром] — ответ, полученный [им] от Абу Бакра, был буква в букву таким, как ответ Посланника Аллаха ﷺ [совпал с ответом Пророка ﷺ буква в букву (аль-Бухари (2731 и 2732))]».

То же самое касается вопроса войны с вероотступниками (أَهْلُ الرِّدَّةِ), когда 'Умар пытался переубедить Абу Бакра: «Как мы будем воевать с этими людьми, ведь они сказали: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха" ("Ля иляhа илля Лллаh")?» (вы знаете, что войны с вероотступниками (أَهْلُ الرِّدَّةِ) были войны, конечно, не только с вероотступниками, часть арабских племён действительно отошла от религии, последовали за лжецом Мусейлимой, лжепророком, были такие, которые отказывались выплачивать закят тем, кого посылал Абу Бакр (да будет доволен им Всевышний Аллах), они это аргументировали тем, что это касается только Пророка ﷺ («Пока он был жив, мы выдавали тем, кого он посылал, сейчас мы этого делать не должны»), но потом 'Умар понял, что был прав Абу Бакр (аль-Бухари (1399 и 1400) и Муслим (23)).