9-й день Зуль-Хиджа: Великий День Арафа

9-й день Зуль-Хиджа: Великий День Арафа

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Всевышний Аллах поклялся днем Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днем обещанным! Клянусь свидетельствующим (днем) и засвидетельствованным!» (аль-Бурудж 85: 2–3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День обещанный» – это день Воскрешения, «засвидетельствованный день» – это день Арафа, а «свидетельствующий день» – это пятница». ат-Тирмизи 3339, ат-Табарани 3458. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

В день Арафа Аллах освобождает рабов Своих от Ада и прощает им их грехи

Аиша рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафа. Поистине, Он приближается к ним, а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: «Чего они желают?» Муслим 1348.

Также от Анаса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Арафа сказал: «О Биляль, созови людей!» Биляль сказал: «Слушайте слова посланника Аллаха!» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди! Пришел ко мне и передал салам от моего Господа, и сказал: «Поистине, Всевышний Аллах простил тем, кто находится на Арафа и на Маш’аре (гора в долине Муздалифа) и вблизи этих мест!»

Тут встал Умар ибн аль-Хаттаб и спросил: «О, посланник Аллаха! Это только для нас?!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это для вас и всех, кто будет после вас вплоть до Судного дня!»Ибн аль-Мубарак. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2/33.

Самая лучшая мольба (ду’а) – это мольба в день Арафа

Сообщается со слов Абдуллаха ибн Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшая мольба – это мольба в день Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он над всякой вещью властен!». ат-Тирмизи 3585. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 1536.

لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد و هو على كل شيء قدير

/Ля иляха илля-Ллах, уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, уа хууа аля кулли шей-ин къадир/.

Хафиз Ибн Абдуль-Барр говорил: «В этом хадисе указание на то, что мольба в день Арафа лучше, чем мольба в иное время, и в этом также указание на то, что день Арафа лучше других дней. И в этом хадисе также указание на то, что все мольбы или же большинство их них в день Арафа получают ответ. И также в этом хадисе указание на то, что наилучшее поминание Аллаха – это «ля иляха илля-Ллах»!» См. «ат-Тамхид» 6/41–42.

Имам аль-Баджи сказал: «Мольба в день Арафа – наилучшее поминание, за него больше вознаграждения и оно ближе к тому, чтобы получить ответ. Скорее всего, речь идет в хадисе только о тех, кто совершает Хадж, поскольку именно они обращаются во время Хаджа с мольбой в день Арафа». См. «Шарх аль-Мууатта» 1/358.

Однако некоторые саляфы считали, что это достоинство не ограничивается только паломниками, несмотря на то, что это больше относится к ним, и считали желательным не совершающим Хадж тоже обращаться к Аллаху с мольбами и поминать Аллаха в мечетях в день.

Что особенного в Дне Арафа?

День Арафа (9-ое Зуль-Хиджжа) имеет следующие особенности:

1) Это день, в котором стала полноценной Религия и завершилась Милость.

В обоих «сахихах» сообщается со слов Умара б. аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, о том, как некий иудей сказал ему: «О повелитель правоверных! Вы читаете в своей книге один айат. Если бы он был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали праздником тот день, о котором в нём говорится». Умар спросил: «И что же это за айат?»

Иудей ответил: ««Сегодня Я довел до полноценности для вас вашу Религию, исполнил [обещанную] вам Милость Свою, и одобрил для вас Ислам, как Религию» (Св. Коран, 5: 3)». Умар сказал: «Мы знаем, что это за день. Мы даже знаем то место, где был ниспослан Пророку, мир ему и благословение Аллаха, [этот айат]. Он тогда стоял у Арафата в пятницу!»

2) Этот день является праздником для тех, кто его застанет.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «День Арафа, День Закалывания и следующие за ним три дня «ат-ташрик» являются нашими праздниками, о люди Ислама! Это дни еды и питья». Этот хадис приводят составители «суннанов». Сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Айат: «Сегодня я довёл до полноценности…» снизошел в пятницу, в День Арафа, и оба эти дня, хвала Аллаху, являются для нас праздником!»

3) Это день, которым поклялся Аллах.

Великий, клянётся только великими вещами. И одной из таких великих вещей является «засвидетельствованный день» (йаум аль-машхуд), как сказал Всевышний: «Клянусь свидетельствующим (шахид) и засвидетельствованным (машхуд) (Св. Коран, 85: 3).

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «обещанный день (йаум аль-мав’уд) – это День Воскресения; засвидетельствованный день – это День Арафа; свидетельствующий – это пятница!» Хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбанисчел его хорошим.

Это также «нечетный» (аль-витр) день, которым клянётся Аллах: «Клянусь четным (шаф’у) и нечетным (витр)(Св. Коран, 89: 3). Ибн Аббас сказал: «Четный – это День Жертвоприношения (йаум аль-адха), а нечетный – это День Арафа». Также высказались Икрима и ад-Дахак.

4) Пост в этот день служит искуплением для двух лет.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что относительно поста в День Арафа, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Он служит искуплением [прегрешений] прошедшего года и будущего года!» — передаёт Муслим.

Однако, это желательно только для того, кто не совершает хаджж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является сунной соблюдать пост в День Арафа, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался от поста в этот день. Сообщается, что будучи у горы Арафат, в День Арафа, он удерживал людей от поста.

5) Это день, в котором Аллах взял завет для потомков Адама.

Со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, Аллах взял завет, с поясницы Адама в День Ни’ман (т.е. Арафа) и извлёк из его поясницы всех до единого его потомков. Он рассеял их пред собой подобно пыли, затем обратился к ним со словами: «Разве не Я ваш Господь?» Они сказал: «О да, мы засвидетельствовали!»

И получено это свидетельство, чтобы не говорили они в День Воскресения: «Поистине, мы были относительно этого [единобожия] в неведении». Или же: «Поистине, были многобожниками отцы наши, что были до нас. Мы же были потомками после них и следовали за ними. Погубишь ли Ты нас за то, что совершили приверженцы лжи из наших отцов?» (Св. Коран, 7: 172 – 173)». Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани подтверждает его достоверность.

Нет величественней дня и нет величественней завета!

6) Это день прощения грехов, освобождения от огня и хваления людей

В «сахихе» Муслима приводится со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет такого дня, в котором Аллах освобождает от огня рабов больше, чем в День Арафа. И поистине, Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: «Что они хотят?»«

От Ибн Умара передано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в ночь Арафа, перед англами Всевышний Аллах хвалится людьми, которые прибыли на Арафат, и говорит: «Взгляните на моих рабов! Они пришли потрёпанные и покрытые пылью». Этот хадис приводит Ахмад, а аль-Альбани отнёс его к достоверным.

Мухаммад Салих аль-Мунаджид