Вопрос: Каково положение собирания фотографий на память?
Ответ: Фотографирование одушевленных существ является харамом у обладателей знания и не дозволяется. Все равно будет ли это существо человеком или животным, или птицей. Фотографирование всего этого не дозволяется. Опираясь на слова Пророка, (саля Ллаhу алейhи уа салям), в достоверном хадисе: ”Наиболее сильно подвергаются наказанию в судный день создающие изображения”. Так же сказал Пророк,саля Ллаhу алейhи уа салам: ”Каждый создающий изображения в Огне”(часть хадиса). И так же сказал: ”Тот,кто создал изображение,будет приказано ему вдуть в это изображение душу и он этого не сможет”. Эти хадисы ясно указывают на запрет создания изображений одушевленных существ, будь то люди или другие одушевленные существа.
И не разрешается фоторафирование ни на память и ни на что-то другое. Не дозволяется мусульманину фотографировать своего ребенка или жену, или родственников на память. Наоборот, это порицаемо и не позволительно.
Однако прощается человеку фотографирование при нужде и необходимости. Как при получении документов удостоверяющих личность или получении водительского удостоверения, и тому подобное из вынужденных дел. И в таком положении не может человек найти выход и отказаться от этого, так как государство обязывает его этим. В таком положении и подобных ему, нет ничего страшного в этом, из-за вынуждения и обязательной потребности. И положение человека совершающего эти дела, как положение принужденного и нет на нём греха, с позволения Аллаhа.
Однако нельзя брать эти фотографии для наслаждения ими или на память, или для забавы, или для послабления в этом вопросе и т.д. Всё это не дозволяется и порицаемо, но при нужде нет в этом греха с позволения Аллаhа. Как то, что уже предшествовало наподобие гражданских документов. И не возможно человеку получить их, кроме как с фотографией. И так же, как и больной, не возможно ему получить лечение, кроме как с фотографией. И такой человек в этих положениях равняется принужденному.
Из цикла радиопередач ”Нур аля дарб” 8-й выпуск. Так же, сборник фатв шейха Ибн База ”Нур аля дарб” 434 стр. 3.