Пятигорск: мечеть преткновения

Светлана Болотникова
В центре СКФО после письма Владимиру Путину все-таки выделили землю под мечеть
Не зря муфтий Ставропольского края Хаджи-Мурат Рахимов пугал президента России Владимира Путина отрядами самообороны мечети. Вопрос с предоставлением земли под легальное соборное культовое сооружение для мусульман всего СКФО в столице округа быстро решился. Мечеть будет в 10 километрах от Пятигорска. Права коренных мусульман защищены. А вот казаки собираются поднять вопрос о референдуме, чтобы не допустить исламизации Кавминвод. Впрочем, мечеть – это скорее следствие, чем причина изменения религиозного облика региона.
Компромисс на гористой местности
Соборная мечеть для всего Северо-Кавказского федерального округа на Ставрополье все-таки будет построена вместо подлежащей сносу нелегальной постройки в Сквозном переулке Пятигорска. Но землю под нее власти выделили не в черте города, а в районе села Винсады. Это примерно в 10 километрах от столицы округа, на Черкесском шоссе.
Муфтият это место устроило. «Выбранный участок нам полностью подходит, – заявил глава мусульман Ставрополья Мухаммад Хаджи Рахимов. – Наконец-то мы займемся процессом официального оформления земли, чтобы как можно скорее приступить к строительству новой мечети».
Культовое сооружение в самом Пятигорске было оборудовано в частном подворье, пожертвованном одним из местных жителей, и не было приспособлено для приема большого количества верующих. В праздники они молились даже во дворе, не помещаясь внутри здания, а вокруг создавались пробки из-за припаркованных автомобилей.
Кроме того, сам факт появления мечети в Пятигорске вкупе с превращением города в столицу кавказских народов напрягал местное славянское население. Пошли разговоры о том, что край нужно выводить из состава СКФО, чтобы прекратить отток русских людей и исламизацию. Прошло несколько протестных акций под этим лозунгом. Казаки писали жесткие обращения теперь уже бывшему полпреду Александру Хлопонину, который грезил курортами, словно не замечая, что на Кавказе идет война с исламистами.
В конечном итоге милость властей к пятигорской мусульманской общине сменилась на гнев, и мэрия Пятигорска подала иск о сносе нелегальной мечети. Суд это требование удовлетворил в августе прошлого года, обязав снести минареты. Само здание было опечатано. При этом муфтият выражал надежду, что сможет использовать его позже в качестве религиозного учебного центра и для административных функций. Однако 29 апреля этого года Ставропольский краевой суд постановил, что сносу подлежит и здание мечети.
Не митингом, так самообороной
Последнее решение суда мусульман возмутило до такой степени, что они обратились с открытым письмом к президенту России. Муфтий сравнил происходящее с периодом «лютого безбожия» в СССР. Он пообещал, что если к мечети приблизятся бульдозеры, на ее защиту выйдут «тысячи мусульман со всего Северного Кавказа, которых придется усмирять уже не бульдозерами, а танками». «В мусульманской общине Пятигорска уже ходят разговоры о создании отрядов самообороны для защиты единственной недостроенной мечети в городе и организации митингов у краевой и городской администрации», – написал муфтий, заверив, что ДУМ СК против такого развития событий.
Подобная угроза собрать мусульман на многотысячный митинг в Пятигорске уже звучала в прошлом году, когда мечеть была опечатана без перспектив на постройку в другом месте. Примерно в это время суды постановили снести еще две такие же нелегальные мечети в Кисловодске – в поселке Индустрия и в Белореченске, где живут общины карачаевцев. А в Ставрополе депутаты выступили против строительства торгового центра на улице Кулакова, по внешнему виду напоминающего мечеть и в любой момент способного в нее превратиться.
Вскоре после призыва на коллективный намаз на центральной площади города власти пообещали выделить землю под строительство нового культового сооружения для мусульманской общины. Но вопрос так и заглох, пока новое судебное решение не подтолкнуло муфтият обратиться лично к Владимиру Путину с просьбой вмешаться и защитить права мусульман России, которые, как подчеркнул Рахимов, «не чуждая часть общества, а полноправные граждане страны».
Уже на следующий день после появления письма согласительная комиссия вопрос с выделением земли решила. В некоторых СМИ это сочли результатом шантажа со стороны муфтията.
Казаки потребуют референдум
Решение строить мечеть за пределами Пятигорска – это уступка требованиям терского казачества. Но и удаленное расположение мечети не устраивает многих русских активистов. Руководитель движения «Русское единство Кавказа» (РЕКА) Сергей Попов объясняет это конфликтами в самой мусульманской умме, которые порождают терроризм.
«Внутриконфессиональное противостояние привело к тому, что только мусульманских священнослужителей убито за последние годы 115 человек, – сказал он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТА. – Поэтому мы призываем: прекратите убивать друг друга, а потом приходите на Ставрополье. Пока вы убиваете друг друга, любая мечеть превращается в черный ящик, откуда неизвестно что выйдет».
По словам Попова, вопрос о выделении земли под мечеть в Винсадах должен решаться только референдумом. В местах, где мусульманское население составляет большинство, как, например, в Канглах под Минеральными Водами, полумесяц над куполом и пение муллы ни у кого неприятия не вызывают. Хотя, по мнению пятигорских казаков, в регионе Кавминвод сейчас достаточно мусульманских культовых зданий, чтобы вообще обойтись без дополнительной мечети, так как «мусульман у нас всего полпроцента».
Права коренных мусульман
Точных цифр, сколько мусульман в Пятигорске, наверное, никто не назовет. Но по последней переписи населения 2010 года только азербайджанцев и кабардинцев, традиционно исповедующих ислам, насчитывалось более четырех процентов. Есть также на Ставрополье и «коренные» мусульмане, для которых этот край – такая же родина, как для казаков. «Это ногайцы, которые живут на территории Нефтекумского района и в регионе Кавминвод. Есть коренной народ туркмены, – рассказал в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТА Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. – Помимо этого фактически коренными в регионе Кавминвод являются, например, кабардинцы. Кроме того, там живет много мусульман, которые являются гражданами Российской Федерации, пусть даже они не считаются коренными, но они тоже нуждаются в мечети. Ситуация с мечетью в Пятигорске должна быть разрешена справедливо. Если произойдет разрушение мечети – это будет огромным раздражающим фактором».
По словам Ярлыкапова, религиозная сфера требует деликатного решения вопросов, и компетентные власти не должны допускать подобных конфликтов. «Нельзя доводить до того, чтобы верующие шантажом или другими крайними мерами добивались своих прав», – считает эксперт.
Ислам, который исповедуют ставропольские мусульмане, не является конфликтогенным, уверяет наш собеседник. «В этой части Северного Кавказа мусульмане традиционно исповедуют ислам суннитского направления ханафитского толка. Муфтий – ханафит. И второй по распространенности – это шафиитский толк того же суннитского направления. Эти два толка друг друга признают, между ними нет догматических различий. Есть различия в трактовке шариата, но это не касается важных вопросов, связанных с вероучением. Поэтому серьезных конфликтов между последователями этих толков суннизма нет», – отметил он.
Опасения пятигорцев, которые боятся терроризма в связи с появлением мечети, Ахмет Аминович считает безосновательными.
Мечеть как следствие демографических процессов
Спокойно разрешить ситуацию вокруг мечетей призывает и профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор политических наук Сергей Передерий. «Здесь интересы мусульманской уммы нужно принимать во внимание, – заявил он в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТА. – Другое дело, в какой это форме делать? Здесь категорических подходов быть не должно. Межконфессиональные отношения – вообще сложный вопрос, тем более в нашем регионе. Хватает у нас взрывоопасного потенциала».
По мнению политолога, увеличение числа мечетей на Ставрополье – это результат уже произошедших демографических сдвигов. «Выезжает русское население, сокращается паства православной церкви, это место занимают другие, – пояснил он. – В рамках СКФО происходят миграционные процессы. Такие серьезные вопросы и порождают подобные конфликты. Нельзя запрещать мечети, если не решать эту проблему».
Эксперт отметил, что в регионах, где русское население составляет около половины жителей, как в Татарстане, строительство новых православных храмов не ведется.
Мечеть, конечно, будет притягивать мусульманское население, но «это следствие, отток русских уже начался», считает эксперт. «Построят одну мечеть, потом другую. В контексте выезда русского населения это – свидетельство укрепления мусульманской уммы. Эти процессы необратимы. У нас много неучтенных мусульман. Одни рынки тут дают целые городки мигрантов. И что важно – возрастает социально-культурный раскол среди граждан, проживающих в СКФО. А требование мечети – это уже следствие».