​Недоучка

​Недоучка

Если сделать грубое обобщение, то есть три категории людей по отношению к знанию: невежды – «джахили», недоучки – «полуалимы», знатоки – «алимы», сохраняющие долю невежества, поскольку абсолютное знание присуще лишь уникальному Алиму. Посвятим пару слов каждой из категорий.

«Джахиль» – человек, который ничего не знает и не желает знать, он ограничивается лишь малым набором информации, немногим отличается от кота и лисицы.

«Знаток» – человек, который «знает» и может преподавать что-то другим, получает научные степени и протягивает руки для поцелуев. От таких зачастую шлейфом протягивается кладбищенский душок, поскольку университетские стены и научные конференции, по сути - морги, хранящие живые телеса. Эта категория знакома со многими умозрительными категориями, однако все они равноудалены от их сердец на непреодолимые расстояния.

Самую интересную, промежуточную категорию, мы умышленно оставили для «десерта». «Недоучки» – люди, которые знакомы с книгами и идеями, но не хотят хоронить себя раньше времени и избегают контакта с почетными регалиями. Они предпочитают, чтобы их тело умерло одновременно с духом, а посему выбирают путь к Великому, для них смерть – это реальность, с которой они ежедневно работают и визуализируют ее, движутся ей навстречу.

Как прекрасно была сложена эта мысль в стихе: «Смерть живая не ужас, Ужас – мертвая жизнь…»

Самый известный студент-недоучка русской литературы - Раскольников – глупо распорядился прозрением, поскольку не преодолел свою долю невежества (джахиля).

Удивительным образом получается, что тот, кто следует путем живого сердца в условиях тотального «относительного невежества», свойственного всем тварям, включая «знатоков», получает реальные знания.

Чаще всего такой имеет статус абитуриента. Это особый абитуриент, он плевать хотел на общественные иерархии, поскольку добивается аудиенции Алима: «А тех, которые усердствуют ради Нас – Мы обязательно поведем их по Нашим путям» (сура «Паук» - 69 аят).

Когда ступаешь «фи сабилиллях», сам Аллах обучает тебя и объединяет с живыми людьми для реального исторического делания.

Для остальных – четыре такбира погребальной молитвы.