Муфтий: Хиджаб – признак гражданского общества, не нарушающий светских устоев России

Начавшаяся в Европе война с мусульманскими головными уборами в последние годы перенеслась в Россию, где последователи ислама являются коренными жителями и второй по численности религиозной группой. Противники хиджабов утверждают, что одежда мусульманок задевает интересы других граждан и противоречит светскому характеру государства, являясь демонстрацией религиозной принадлежности. Мусульмане со своей стороны считают, что проблема хиджаба в РФ нагнетается искусственно. По их словам, хиджаб является отнюдь не прихотью, а религиозным долгом женщин, исповедующих ислам, и право на ношение платка гарантировано Конституцией России. Представляем вниманию читателей статью на тему хиджаба, написанную председателем Духовного Управления мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигуллой Ашировым.
Хвала Аллаху – Господу миров, ниспославшему человечеству ясные наставления для руководства в этом мире и обретения счастья в будущем. Благословение Аллаха и Его приветствия пророку Мухаммаду, ниспосланному милостью для миров, а также его семье, сподвижникам и всем тем, кто последует его призыву вплоть до Судного дня.
В последнее время в российском обществе все большую остроту обретает дискуссия относительно возможности свободного выбора мусульманками предписанной религией одежды и ношения головных платков. Из различных регионов в адрес муфтиятов поступают тревожные сигналы с требованием защитить религиозные права верующих.
Особую актуальность приобрел вопрос запрета на соблюдение религиозных обязанностей мусульманками. Дело даже дошло до того, что руководители учебных заведений, в том числе и вузов, принялись издавать приказы о запрещении предписанной религией одежды, угрожая нарушительницам наказаниями вплоть до отчисления. Более того, под воздействием все расширяющейся пропаганды, война с головными платками, по всей видимости, уже начала обретать форму неконтролируемого в обществе массового психоза. Так в городе Калининграде водитель маршрутного автобуса №37 потребовал выйти из автобуса беременную девушку мусульманку из-за того, что она была в мусульманской одежде с головным платком.
Ношение мусульманками головного платка, по единогласному мнению исламских ученых, является требованием религии, признание обязательности которого является неотъемлемой частью вероубеждения мусульман. И это вопреки утверждению людей, несведущих в области религиозно-нравственных принципов ислама о его необязательности. Ношение мусульманками целомудренной одежды и обязательного головного платка является одним из основных неоспоримых требований исламского законоположения, которое нельзя ассоциировать ни с украшением, ни демонстрацией религиозной принадлежности.
Таким образом, подчеркиваем, ношение мусульманкой головного платка является ее религиозной обязанностью перед Господом миров. А, за пренебрежение ясными установками Досточтимого Корана, являющегося основным источником формирования религиозных принципов ислама, она будет нести ответственность перед Богом. Принуждение же мусульманки к отказу от ее религиозного долга, предписанного Основным законом ее религии, ставит ее пред труднейшим духовным выбором – подчиниться принуждению и стать грешницей со всеми вытекающими из этого последствиями или сохранить свое религиозное вероубеждение, но потерять возможность получения образования. Это, в свою очередь входит в неоспоримое противоречие с законодательными нормами об обязательном образовании и интересами самого человека в вопросе получения необходимых знаний для того что бы быть полезным обществу.
Согласно учению ислама, и каждый верующий в этом абсолютно убежден, вся жизнь человека, каждый его поступок, вплоть до его смерти, не должны противоречить закону Создателя. Всевышний через своих посланников в течение всей истории человечества, начиная от посланнической миссии Адама, да благословит его Господь, разъяснял и устанавливал для человека необходимые нормы поведения и правила жизни, сохранявшие человеческое сообщество от смут, потрясений, духовной и моральной деградации.
И за сохранение этих божественных предписаний и правил сегодня идет непримиримый спор между его противниками и защитниками. Божественные нормы, соблюдаемые мусульманами России, никоим образом не могут задевать или ограничивать чьи-то интересы или права, как и касаться практики других религий. Также они не касаются и не задевают принятых современным обществом своих морально-нравственных принципов и норм, беря во внимание коранический принцип «нет принуждения в религии».
Сегодня многие чиновники, стремящиеся ограничить добровольный религиозный выбор мусульманок рамками разного рода «положений» «уставов» и другими далекими от реальных законов страны документами, путают значения слов “светский” и “атеистический”. Светское государство, в отличие от атеистического, предполагает собой гражданское общество, в котором все люди равны вне зависимости от национальности и вероисповедания и, где гарантирована свобода выбора – быть религиозным или нет.
Российская Федерация, заявлениями руководителей страны, на современном этапе строит гражданское демократичное общество, в котором свобода совести, а значит и неотъемлемое право самого человека неукоснительно следовать постулатам своей религии, гарантируется Основным законом государства – Конституцией РФ. При этом хочется напомнить, простые, казалось бы, истины, содержащиеся в Основном законе страны.
В статье 2 Конституции РФ говориться: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Статья 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Содержание данной 28 статьи Конституции РФ полностью соответствует ст.18 Пакта о гражданских и политических правах и ст.9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 28 Конституции гарантирует обществу, в том числе и мусульманам неукоснительное следование основам заявленной демократии, согласно которой человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям, дискриминации и незаконному принуждению со стороны государства и общества. Именно этими вышеупомянутыми ограничениями общегражданских свобод и занимаются некоторые чиновники, принуждая мусульманок отказаться от требования их религии.
Исходя из норм Основного закона РФ, принуждение мусульманки снять головной платок, недопущение из-за этого к занятиям, увольнение с работы или, какой либо другой вид дискриминации в связи с этим, является прямым нарушением Основного закона страны. Также это нужно рассматривать, как воспрепятствование «иметь и распространять религиозные и иные убеждения и (что особенно важно) действовать в соответствии с ними». Эта норма ясно и недвусмысленно отмечена в Конституции РФ.
Исходя из этого, право мусульманок носить головной платок – есть личный осознанный религиозный выбор, воспрепятствование которому является ущемлением религиозных и гражданских прав, преследованием и дискриминацией по отношению человека к религии.
Открытое обращение к ректору РНИМУ А.Г. Камкину не ограничивать права мусульманок на ношение хиджаба
Ректору РНИМУ им. Н.И. Пирогова профессору А.Г. Камкину
Уважаемый Андрей Глебович!
Как нам стало известно из обращений, вами подписан приказ, в соответствии с которым студентам запрещено носить одежду, указывающую на их принадлежность к какой-либо религии или национальности. (Приказ о внешнем виде студентов №238 от 10 сентября). Среди положений приказа есть пункт, согласно которому в стенах учебного заведения недопустима «одежда, указывающая на принадлежность к той или иной национальности или религии».
Исходя из этого, являясь религиозным деятелем, считаю своим прямым религиозным долгом и обязанностью, довести до Вашего сведения следующее.
Ношение мусульманками головного платка, вопреки мнению людей несведущих в области религиозно-нравственных норм ислама, не является ни украшением и не демонстрацией религиозной принадлежности. Обязательное ношение головного платка является неотъемлемой частью вероубеждения мусульманки, закрепленного ясными, неопровержимыми текстами Досточтимого Корана- Слова Создателя миров. Пренебрежение же установками Корана, являющегося основным источником формирования религиозного мировоззрения и вероубеждения мусульман, влечет по их убеждению суровое наказание в Судный день.
Изданный приказ, принуждающий совершеннолетнюю гражданку - мусульманку к отказу от ее обязательного религиозного долга – ношения головного платка, предписанного законом ее религии, ставит ее пред труднейшим духовным выбором. И этот выбор для нее является трагическим, ибо она должна подчиниться принуждению и стать грешницей со всеми вытекающими из этого последствиями в виде наказания в Судный день, или сохранить чистоту своего религиозного вероубеждения, но потерять возможность получения образования. Это, в свою очередь входит в неоспоримое противоречие с ее гражданскими интересами и правами в вопросе получения необходимых знаний для того что бы быть полезным обществу.
Всевышний через своих посланников в течение всей истории человечества, начиная от посланнической миссии Адама, да благословит его Господь, разъяснял и устанавливал для человека необходимые нормы поведения и правила жизни. Они никоим образом не задевают и не ограничивают принятые современным демократичным обществом свои морально-нравственные принципы.
Проблема заключается в том, что многие путают значения слов «светский» и «атеистический». Светское государство предполагает собой гражданское общество, в котором все люди равны и свободны вне зависимости от национальности и вероисповедания. Россия, заявлениями руководителей страны, на современном этапе строит гражданское демократичное общество, в котором свобода совести, а значит и право человека неукоснительно следовать постулатам своей религии, гарантировано Основным законом государства – Конституцией РФ.
Так, в статье 2 Конституции РФ говориться: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Статья 28 Конституции РФ гласит:«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Слова в Конституции: «действовать в соответствии сними», предполагают неотъемлемое право верующих соблюдать обязательные каноны веры, чем, по сути, и является обязательное ношение мусульманками, достигшими половой зрелости, головного платка.
Содержание данной 28 статьи Конституции РФ также полностью соответствует ст.18 Пакта о гражданских и политических правах и ст.9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 28 Конституции гарантирует нашему обществу неукоснительное следование основам демократии, согласно которым человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации, как со стороны государства, так и со стороны общества и общественных институтов.
Исходя из норм закона РФ, считаем, что принуждение мусульманок снять головной платок, а также недопущение из-за этого к занятиям, является ни чем иным, как воспрепятствованием «действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями», что гарантировано статьей 28 Конституции РФ.
Право мусульманки носить головной платок – есть личный осознанный религиозный выбор, воспрепятствование которому является ущемлением религиозных и гражданских прав, преследованием и дискриминацией по отношению человека к религии.
В связи с этим, уважаемый Андрей Глебович, от имени мусульманок (в том числе и иностранных), а также религиозных организаций, обращаемся к Вам изыскать возможность не ограничивать религиозные права и свободы мусульманок в исполнении ими обязательных канонов веры и снять запрет на ношение головных платков в стенах учебного заведения.
С уважением,
Сопредседатель Совета муфтиев России, Главный муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России
шейх Нафигулла Аширов