​Какие имеются положения ‘Ийда и Сунны в нем?

​Какие имеются положения ‘Ийда и Сунны в нем?

Какие имеются положения ‘Ийда и Сунны в нем?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Всевышний Аллах установил касательно (данного) праздника различные положения, и среди них следующие:

Первое: желательность произнесения такбира в ночь, предшествующую ‘Иду, после захода солнца последнего дня Рамадана, длится это время до выхода имама на праздничную молитву.

Виды такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд».

Или же можно произнести трижды:

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд».

Все это является дозволенным.

(Что касается времени произношения такбира во время праздника Жертвоприношения, то оно начинается после утреннего намаза фаджра в день ‘Арафата и длится до послеполуденного намаза ‘асра. – Прим пер.).

Мужчинам следует повышать свои голоса этим поминанием на рынках, в мечетях и в домах.

А что касается женщин, то они не повышают свои голоса, произнося эти поминания.

Второе: перед выходом на праздничную молитву поесть немного нечетного количества фиников, поскольку Пророк (ﷺ) «в День Разговения не отправлялся на праздничную молитву, не поев нечетное количество фиников» (аль-Бухари, 953).

Следует ограничиваться нечетным количеством (фиников), поскольку так поступал Пророк (ﷺ). (Что касается выхода на молитву для праздника Жертвоприношения, то, наоборот, не следует есть что-то перед выходом тому, кто намерен принести жертвоприношение после праздничной молитвы, и ему следует поесть со своего жертвоприношение, как делал так Пророк ﷺ. – Прим пер.).

Третье: надеть лучшую из своих одежд.

Это касается мужчин, а что касается женщин, то они не надевают красивые одежды перед выходом к месту совершения праздничной молитвы, исходя из слов Пророка (ﷺ): «…и они (женщины) пусть выходят в тафиляте» (Ахмад 2\145 Абу Дауд 565 и др.), то есть, выходят в обычной одежде, которая не является нарядной.

Женщине запрещено выходить (на люди), нарядившись и надушившись благовониями.

Четвертое: некоторые ученые считают желательным человеку совершить полное омовение для праздничного намаза, поскольку подобное передается от некоторых предшественников.

И полное омовение для ‘Ида (праздника) является желательным, подобно тому, как это узаконено для пятничной молитвы, так как и на ней собираются люди.

Если человек совершит полное омовение (для праздничного намаза), то это будет прекрасно.

Пятое: ученые единогласны в узаконенности праздничного намаза. Некоторые (из них) сказали, что праздничный намаз является сунной, другие же посчитали, что он является фардом кифая(1). Еще одна группа ученых сказала, что праздничный намаз является фард ‘айн, и тот, кто оставит его, совершит грех. В качестве довода они приводят то, что

Пророк (ﷺ) повелевал выходить на праздничную молитву всем, даже сидящим за занавесками (девушкам на выданье) и молодым девушкам.

Женщины, которые не в состоянии месячных, выходят из своих домов и присутствуют на месте, отведенном для праздничной молитвы (салятуль-’Ийд) (принимая участие в ней).

Кроме тех женщин, у которых начались месячные. Они должны стоять (чуть) в стороне от места молитвы, поскольку женщине, которая в состоянии месячных, не дозволено находиться в мечети. Дозволено ей проходить через мечеть, но не дозволено находиться в ней.

Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что праздничный намаз является индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), и что для каждого мужчины(2) является обязательным совершение праздничной молитвы, за исключением того, у кого имеются уважительные причины не совершать ее. Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах).

Если человек упустил праздничную молитву (по какой-либо причине), то от него не требуется ее восполнение, поскольку она подобна пятничной молитве.

Ведь если человек упускает пятничный намаз, то он с него спадает (обязанность его возмещения), но упустивший молитву джум'а обязательно должен прочитать молитву зухр, поскольку это время зухра.

А что касается молитвы ‘Ийд, то нет у него предписанного намаза, кроме праздничной молитвы.

Некоторые ученые считали, что сунной является возместить пропущенную молитву ‘Ид (праздничную молитву). Если ты прибыл на молитву ‘Ид в то время, когда уже имам ведет проповедь (хутбу), то ты совершаешь намаз ‘Ид таким образом, как совершил имам молитву ‘Ийд.

Имам в первом рака’ате читает суру «аль-А’ля» и на втором читает суру «аль-Гашийа» (Муслим, 1452).

Или читает на первом рака’ате суру «Каф» а на втором читает суру «аль-Комар» (Муслим, 1477).

Относительно этого пришли достоверные хадисы от Посланника Аллаха (ﷺ).

Шестое: если ‘Ийд попадет на пятницу, то совершают намаз ‘Ийд (праздничный намаз) и совершают намаз джум’а (пятничный намаз), как указывает на это явный смысл хадиса от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привел имам Муслим в своем «Сахихе» (Муслим, 878).

Однако, тому, кто совершил с имамом праздничный намаз, разрешается по его желанию совершить пятничный намаз, либо совершить намаз зухр.

Седьмое: одним из положений праздничного намаза (солятуль ‘Ид) является то, что если человек придет к месту совершения праздничной молитвы раньше имама, то, по мнению многих ученых, он садится, не совершая двух рака’атов намаза, поскольку «Пророк (ﷺ) совершал два рака’ата молитвы ‘Ийд и не совершал ни до, ни после этих двух рака’атов никаких молитв» (аль-Бухари, 964 и Муслим, 884).

Некоторые ученые придерживаются мнения, что если человек придет к месту совершения молитвы ‘Ид, то не усаживается, пока не совершит двух рак’атов намаза, поскольку место, отведенное для совершения молитвы ‘Ид, (тоже) считается мечетью (масджидом), исходя из того, что было запрещено женщинам, которые находятся в состоянии месячных, пребывать в месте, отведенном для совершения молитвы ‘Ийд. И установление для него положения мечети указывает на то, что оно является мечетью, в противном случае, не было бы установлено для него (этого) положения. И на основании этого, оно входит под обобщенные слова Пророка (ﷺ): «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рака’ата» (аль-Бухари 444 и Муслим, 714).

А что касается того, что Пророк (ﷺ) не совершал никаких намазов до молитвы ‘Ийд и после нее, то это потому, что Пророк (ﷺ) когда приходил, то сразу начинал с молитвы ‘Ийд.

Итак, было установлено для места совершения молитвы ‘Ийд два рака’ата приветствия мечети (тахийатуль-масджид), как это было установлено во всех мечетях. Ибо если мы поймем из хадиса, что в месте для совершения молитвы ‘Ид не совершается два рака’ата приветствия (тахийат), то мы должны будем сказать, что нет также двух рака’атов приветствия (тахийат) в мечети для совершения пятничной молитвы (джум’а), поскольку, когда Посланник Аллаха (ﷺ) приходил в мечеть для пятничной молитвы (джум’а), то начинал произносить хутбу, потом совершал два рака’ата (фарда). После чего возвращался к себе домой и уже там совершал установленные сунны джум’а.

И он не совершал никаких намазов до пятничной молитвы (джум’а) и после нее (в том месте, где совершается молитва джум’а).

Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что в месте, предназначенном для молитвы ‘Ид, совершается два рака’ата приветствия мечети (тахий-атуль-масджид), но, несмотря на это, некоторые из нас не должны порицать других относительно этого вопроса, поскольку он является спорным. Не следует порицать в спорных вопросах, кроме как если ясен каждый нюанс контекста. Поэтому мы не порицаем того, кто совершил два рак’ата, так же как и того, кто сядет, не совершив два рака’ата.

Восьмое: одним из положений, связанных с Днем ‘Ийд аль-фитр (Праздник Разговения), является обязательность выплаты закята аль-фитр.

Пророк (ﷺ) «повелел выплачивать фитр перед выходом на праздничную молитву» (аль-Бухари, 1509 и Муслим, 986).

И дозволено выплатить Фитр за день-два до праздничной молитвы, исходя из хадиса Ибн ‘Умара, который передал аль-Бухари о том, что люди «выплачивали Фитр за день-два до праздника разговения» (аль-Бухари, 1511).

Если закят аль-фитр выплатили после праздничной молитвы, то он не засчитывается, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллаха), который сказал: «Кто выплатил закят аль-фитр до молитвы, то он принимается, а кто выплатил его после молитвы, то это будет милостыней из милостынь (садака)» (Абу Дауд, 1609).

Запрещено человеку задерживать закят аль-фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается.

Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание.

Девятое: люди поздравляют друг друга. Однако (зачастую) при этом от многих людей происходят запретные вещи, когда, например, входят мужчины в дома и пожимают руки непокрытым женщинам, которые находятся без своих махрамов(3). Вот эти дурные поступки, часть которых поверх других.

Мы видим, как некоторые люди пугаются того, кто воздерживается от рукопожатия с той, которой он не является махрамом. Именно подобные люди, а не тот человек, являются злотворящими (или несправедливыми). Именно от них исходит разрыв родственных уз, а не от него.

Однако для него является обязательным разъяснить им это положение и направить их к надежным мусульманам из числа обладателей знания, дабы они могли спросить их об этом положении и убедиться в этом.

Он должен объяснить им, чтобы они не гневались из-за того, что сами слепо следуют за обычаями своих отцов и дедов, поскольку подобные (обычаи) не могут сделать запретным дозволенное, а дозволенное запретным.

Он должен объяснить им, что, совершая подобное, они уподобляются тем, о чьи высказывания передал Аллах в Коране: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя (о Мухаммад) в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»» (аз-Зухруф).

Так же некоторые люди имеют обычай в день ‘Ийд отправляться на кладбища и поздравлять усопших, которые покоятся в могилах. Мертвые не нуждаются в поздравлениях, ибо они не постятся и не выстаивают молитвы.

Посещение кладбищ (в шариате) не связывают с днем ‘Ийда, или джум’а или каким-либо определенным днем. Было установлено, что Пророк (ﷺ) посещал кладбище ночью, как это было передано в хадисе ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), который был приведен в «Сахихе» имама Муслима (Муслим, 974).

Пророк (ﷺ) сказал: «Посещайте могилы, ибо они вам напомнят о Судном дне» (Муслим, 976 и ат-Тирмизи, 1054).

Но если кто-нибудь из тех, чьи сердца ожесточились, свяжет посещение могил (с каким-либо определенным днем), то этот поступок не будет далеким от правильности, так как Посланник (ﷺ) указал на причину посещения могил тем, что они напоминают о Судном дне. Чем больше мы забываем о Судном дне, тем чаще отправляемся на кладбище. Однако, я не знаю, кто среди ученых говорил об этом, но если кто-нибудь из них и говорил об этом, то это имеет основательный довод.

Посещение могил является одним из видов поклонения, а поклонения не будет узаконены, пока не будет соответствовать шариату в шести положениях, и одним из этих положений является время. И Пророк (ﷺ) не выделил день ‘Ид для посещения могил, поэтому не следует выделять его (и нам).

Десятое: одно из деяний, которое совершают в день ‘Ийд мужчины – это обнимание друг друга.

В подобном поступке нет проблем.

В целовании махрамом женщин также нет проблем. Но ученые считают нежелательным делать это, кроме как в отношении матери. Мужчина целует голову своей матери или ее лоб, также и свою дочку, и других женщин, махрамом которых он является, и сторонится целовать в щеки, ибо так надежнее.

Одиннадцатое: узаконено тому, кто выходит на молитву ‘Ийд, отправляться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой, следуя примеру Посланника Аллаха (ﷺ) (аль-Бухари, 986).

И данная Сунна не относится к другим молитвам: ни к молитве джум’а, ни к другим, напротив, это касается только ‘Ийда.

Некоторые ученые считают, что это Сунна также была узаконена и в отношении молитвы джум’а. Однако, как гласит правило: любое дело, имевшее причину при жизни Пророка (ﷺ) и которое он при этом не совершал, нельзя делать поклонением, поскольку это будет считаться нововведением.

Если спросят: «В чем же заключается мудрость смены дорог?».

В следовании примеру Посланника Аллаха (ﷺ).

Аллах в Коране сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб, 36).

Когда было спрошено у ‘Айши (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы?», она ответила: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) нам во время месячных было велено восполнять пост, и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари, 321 и Муслим, 787).

Вот это и является мудростью.

Некоторые ученые объяснили это тем, что это (возвращение домой другой дорогой) делается для того, чтобы этот религиозный обряд проявился на рынках мусульман.

Другие указали на причину этого тем, что эти две (разные) дороги могут свидетельствовать за него в Судный день.

Третьи сказали, что это делалось для того, чтобы дать милостыню (садака) неимущим, возвращаясь по другой дороге.

А Аллаху об этом известно лучше!» (См.: «Маджму’ фатауа уа расаиль» 16\216).

Подготовил:Абу Сумая Казахстани