​История одной «истихары»

​История одной «истихары»

Многие наши братья и сестры могут быть невежественными в вопросах, связанных с выполнением дополнительных намазов, которые совершал или одобрял пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Эти намазы хотя и не входят в список обязательных, но имеют важный смысл и предполагают большую пользу. Например, это двенадцать дополнительных ракаатов в течение дня, которые добавляются к обязательным семнадцати, намаз при входе в мечеть, намаз после омовения, солят ад-духа (выполняемый спустя полчаса после восхода солнца до того времени, пока оно не приблизится к зениту), два ракаата намаза перед казнью (да, есть даже такой узаконенный вид поклонения). Существуют также дополнительные намазы, совершаемые ночью после пробуждения от сна. Есть и такой сунна намаз, о котором знают почти все, но практикуют только один раз в жизни, обычно при выборе супруга(-и).

Намаз Истихара, как завещал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), может совершаться в любых обстоятельствах, когда человеку предстоит сделать выбор. Даже в таких, на первый взгляд, незначительных вещах, как выбор шнурков для обуви. Есть серьезная богословская литература, описывающая детали этого намаза, которые мы здесь не будем раскрывать. Можно лишь упомянуть такого большого алима средневековья, переведенного на русский язык, как ибн Каййим аль-Джаузия (да смилуется над ним Аллах), в чьих трудах содержится исчерпывающая информация. Есть и другая полезная литература по теме.

Хотелось бы поговорить о метафизической стороне вопроса. Зачастую после совершения истихары мусульмане рассчитывают увидеть сон или явный знак, но далеко не всегда Аллах отвечает на дуа именно таким образом. Признаком ответа может быть легкость (тяжесть) при исполнении задуманного, кардинальная смена обстоятельств или внутреннего отношения к ситуации. Человек может вовсе ничего не заметить, но все складывается в итоге наилучшим образом, и, возможно, только по прошествии многих лет он приходит к признанию великой милости Всевышнего в распоряжении его судьбой.

Один брат, некогда всерьез задумался о женитьбе. К этим размышлениям его привело осознание того, что он влюблен и рискует потерять здоровье и всяческую мотивацию продолжать жизнь в случае получения отказа. Разумеется, совершил истихару в стенах мечети, после чего некий импульс подтолкнул его взять в руки Коран и открыть в случайном месте. Взгляд упал на аят: «Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями» (Коран, 52:20)». Он прочел эти строки и расценил их как указание на то, что в этом мире предопределением ему не предписано взять в жены ту девушку, но, немного переждав (до смерти), он имеет куда более любопытные перспективы.

На данный момент он жив и здоров, а кроме того женат (на другой), но, как кажется порой, в его взгляде царит неистребимое томление по вечному, с которым не сравнится ничто. Я искренне надеюсь, что его интерпретация не окажется ошибочной.