И если между вами произойдет спор в чем-либо, то вернитесь к суду Аллаха и Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует
Это послание к мусульманам, находящимся в тюрьмах и лагерях, которое мы назвали: 'Ан-Нусус фи-т-тахзир мин иттиба'и дини-л-люсус' (Священные тексты в предостережении от следования религии воров). А также запрет на обращение по различным вопросам к криминальным авторитетам. Всевышний Аллах сказал: "От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток." 3:85.
Религией - дином называется не только иудаизм, буддизм или христианство. Дин - это любой путь (минхадж), система ценностей и законодательство, которое человек принимает для себя в качестве жизненной системы и согласно которой он живет. Всевышний Аллах сказал: "Мы научили Йусуфа этой хитрости, ибо по законам (фи - дини) царя он не мог задержать своего брата." 12:76.
Здесь Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, назвал минхадж и закон царя Египта - дином, т. е. религией. Та система ценностей, традиции и законы, которые приняты в уголовном мире и, в частности, в тюрьмах и лагерях - является ни чем иным, как дином (религией) воров, которые являются в ней законодателями и объектами поклонения (тагутами) уголовников. Всевышний Аллах, Слава Ему, сказал: "Или же у них есть сотоварищи которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?" 42:21.
Абсолютное право на законнодательство, установление законов для созданий принадлежит только одному Аллаху. Тот же, кто присвоил это право себе, помимо Аллаха, является тагутом. В религии воров законодателями, устанавливающими для людей запретное или разрешенное, действительное или негодное - являются "воры в законе", "положенцы-смотрящие", "паханы", или "батьки".
Шейх-уль- Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: ...И поэтому тот судья (правитель), который судит не по Книге Аллаха и к которому обращаются за вынесением решений, был назван тагутом. (Маджмуаль-фатава 28/201).
Всевышний Аллах сказал : "Неужели они ищут суда времен джахилийи? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?" 5:50.
Повиновение тагутам в их законодательстве, разрешении запрещенного Аллахом и запрещении разрешенного Им является поклонением им, помимо Аллаха. Всевышний Аллах сказал: "Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов." 9:31.
Сообщается от Ади бин Хатима, (Да будет доволен им Аллах), что когда он вошел к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и услышал, как он читает этот аят: "Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов", он сказал ему: Но мы ведь не поклоняемся им! На что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: А разве они не запрещают того, что разрешил Аллах, и вы (тоже) запрещаете это, и разве они не разрешают того, что разрешил Аллах, и вы (тоже) разрешаете это? Он ответил : Да (это так) - и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: В этом (и заключается) поклонение им. (Ахмад, ат-Тирмизи- достоверный хадис).
Господами которыми поклоняются помимо Аллаха в уголовном мире являются (воры, положенцы, паханы, батьки). Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал словами Юсуфа (Мир ему): "О мои товарищи по темнице! Множество различных господ лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решения принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает (этого)." 12:39-40.
Шейх Аллямату аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, сказал: Поскольку законодательство и все законы, будь-то юридически-правовые или законы бытия и предопределения, являются особенностями Божественного господства, следовательно, всякий, кто последовал другому законодательству, помимо законодательства Аллаха, тем самым признал этого законодателя господом и придал его в сотоварищи к Аллаху. (Адва аль-байан, тафсир Суры аш-Шура.) Так же он сказал: Придание Аллаху в сотоварищи в решении, точно такое же, как придание Ему в сотоварищи в поклонении. И он также сказал: Следующие решениям законодателей, помимо того, что узаконил Аллах, является мушриком (многобожником). (Тамже в тафсире Суры аль-Кахф.)
Следовательно, из всех вышеприведенных текстов следует, что тот, кто живет по (понятиям, традициям.) и законам, установленным (паханами) воровской религии, является мушриком, даже если он постится, молится и утверждает, что он мусульманин.
Очень тяжело видеть, когда многие (мусульмане), живущие в неволе, пытаются совмещать Ислам с языческой религией воров, одновременно (блатуют, прут по жизни) и совершают намазы, постятся. При чем, в большинстве случаев их никто не заставляет становиться (блатными и бродягами), напротив, они сами стремятся к этому и прилагают значительные усилия для того, чтобы считаться таковыми. Когда такого спрашивают неверные: кто ты по жизни?, он отвечает: Я-шпана!, приходя же к мусульманам, говорит, что: Я-мусульманин! У таких людей два лица - точно так же, как и у мунафиков (лицемеров).
Передают со слов Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, (мир ему и благословения Аллаха), сказал: ...и увидите вы, что худшим из людей являются двуличный, который к одним приходит с одним лицом, а к другим, с другим. (Аль-Бухари, Муслим).
Также двуличные (мусульмане) не считают греховным чифирить за упокой такого-то вора или жулика. Не считает порицаемым отстоять честь и достоинство такого-то вора в кулачном бою с козлами и красными. Всевышний Аллах сказал: "Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута." 4: 76.
Некоторые из них идут дальше: нападают и избивают мусульман за то, что те нарушают(воровские традиции) и совершают (неприемлемое). Например, если мусульманин решил выполнить веление Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): "Если у кого-нибудь из вас упадет кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от(всего лишнего) и съест, не оставляя его шайтану." (У Муслима), - а по воровским понятиям подобное неприемлемо, и кусок, упавший на пол, обязательно нужно оставить шайтану - их покровителю.
Или, например, мусульманин отказался поддержать (общее дело) - отстоять честь и достоинство какого-то блатного и т.п. Такие (мусульмане) могут избить и даже искалечить муваххида (единобожника), отвергающего все их шайтанские традиции (были такие случае с верующими, избитыми такими (мусульманами) в лагере за то, что он отказался выступить за честь и достоинство кого-то там жулика.
Этих псевдомусульман практически невозможно отличить от кафиров, ибо они во всем им подражают: в одежде, в манерах, в речах, в бритье бороды (когда ее можно носить), в отпускании штанов ниже щиколоток, в курении и многом другом.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Тот, кто уподобился какому-либо народу - тот из них." (Ахмад, Абу-Дауд- достоверный хадис). Всевышний Аллах сказал: "Воистину, религией у Аллаха является Ислам." 3: 19. Также Всевышний сказал: "Кто же отвернется от религии Ибрахима, кроме глупца?" 2: 130.
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «Разве ты не видел тех , которые заявляют , что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя , но хотят обращаться за судом к тагуту, хоть им приказано не веровать в него ?!» (4.60). Смысл слова «тагут» в этом аяте- правитель , правящий не законом Аллаха , который сделал сам себя законодателем наравне с Аллахом , или помимо Аллаха . Ибн Таймия да будет доволен им Аллах сказал: «И именно поэтому любого , к кому люди идут за суждением не основанном на Коране и Сунне, называют тагутом». См. «Маджму’уль фатауа», 20.
«Разве ты не видел тех,кто утверждает что они уверовали в то что ниспослано к тебе и в то,что ниспослано до тебя и хотят судится у тагута, в то время когда им было велено чтобы они проявили неверие ему, и шайтан хочет сбить их глубоким заблуждением» (Сура Ан-ниса 60)
Сулейман Ибн Абдуллах аль-Шейх сказал : «В этом аяте (4.60) есть сильное доказательство тому, что избегать обращения к тагуту за суждением, не основанном на Коране и Сунне, является обязанностью, и что любой, кто обращается к тагуту за суждением, является неверным. И здесь есть очень важный пункт, в котором Аллах приказывает, чтобы мы отрицали тагут и посвящали исключительно Одному Аллаху действия поклонения, которые предназначены только Ему. Поэтому, если тагут- это тот, к кому люди взывают для поддержки, то мы не должны просить у него поддержки, и если тагут- это тот, кому люди приносят свои жертвы, то мы, как мусульмане, не должны этого делать по отношению к нему, и если тагут- это тот, к кому люди идут за суждением, то мы не должны обращаться за к нему за судом».
Ибн Къайим сказал: «Тагутом каждого общества (народа) является тот, к кому они обращаются за суждением, основанным не на законе Аллаха и Его посланника, (Да благословит его Аллах и приветствует)» .
Всевышний Аллах сказал: «Но нет- клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью». (4.65)
Ибн Къайим сказал : «Кто бы ни задумал обратиться за судом к кому то , кроме Аллаха и Его пророка , да благословит его Аллах и приветствует, он определенно искал суждение тагута, в то время как ему приказали не веровать в него. Человек никогда не сможет отвергнуть тагута, пока он не признает право суждения исключительно за одним Аллахом» . См. «тарикъ-уль Хиджратайн» , 73.
Хафиз ибн Касир сказал в толковании слов Всевышнего Аллаха: «Неужели они ищут суда времен невежества ? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» 5.50 .
Всевышний порицает тех, кто выходит за рамки закона Аллаха, заключающего в себе все добро и запрещающего все зло, и уклоняется в сторону взглядов, мнений и терминов, придуманных (установленных) людьми, и не основанных на шариате Аллаха… А кто из них будет так поступать, тот- кяфир, против которого обязательно надо (уаджиб) враждовать…» . См. «Тафсир ибн Касир» , 5/5
Шейх Хамд бин Атик (р.а) сказал: «Одним из факторов, который делает из мусульманина вероотступника является искание любого суждения, кроме как от Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Любой, кто подчинится таким законам, является неверным». См. «маджму’а ат таухид», 1/361 .
Ибн Хазм сказал: «АЛЛАХ поклялся самим собой, что человек не может быть верующим, пока он не будет искать суждение у Пророка, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, во всем, с чем oн, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, пришел, и затем подчиняется этому полностью и не имеет никакого недовольства против eго, да благословит eго АЛЛАХ и приветствует, суждения.
Имам разъясняет, что поиск суждения и принятие сердцем этого суждения, является двумя отдельными проблемами, и они должны быть наполнены иманом (верой)». (Взято из Ал Фиссала фи ал-Милал ва Ахва ван Нихаль, 3/235)
Ибн Аль Кайим сказал: «Кто бы ни задумал обратиться за судом с его соперником к кому-то кроме АЛЛАХА, Свят ОН и Велик, и ЕГО Пророка, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, определенно искал суждение тагута, в то время как ему приказали не веровать в него- и что человек никогда не может не веровать (отклониться) от тагута, пока он не сделает все суждение за АЛЛАХОМ, Свят ОН и Велик, Одним т.е. (Шариатом). (Тарик ул Хиджратэйн, стр.73)
Шейх Хамд ибн Атик сказал: «Одним из факторов, который делает из мусульманина вероотступника является искание любого суждения кроме как от АЛЛАХА и ЕГО Пророка, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует. Это же (неверие) случилось, когда люди стали судить согласно законам и традициям их отцов. Они фактически ввели ряд законов, известных как «Шара’а’ арРифака», которым они уделяли первостепенное значение вместо закона АЛЛАХА. Поэтому любой, кто подчиняется таким законам, является неверным. (Маджму ат Тавхид 1/361)
Сказал шейх имам Мухаммад Аль Амин Аш Шанкыти в книге «Адвауль-баяан» 7/65: «Любое обращение к суду помимо закона Аллаха называется обращение к суду тагута».
Говорит Ибн Касир, да смилуется над ним АЛЛАХ: «И кто оставит шаруль мухкам (утвержденный Аллахом закон) спущенный Мухаммаду ибн Абдуллаху печать посланников, и прибегнул к другому правлению из стертых законов- становится кафиром».
И говорит Абдуллатыф ибн Абдурахман Ааль аш Шейх: «Любой кто обращается к другому суду помимо книги АЛЛАХА и сунны Его Пророка, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, то он кафир, Всевышний говорит: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал АЛЛАХ, являются неверующими» Аль-Маида 44, а также : «А разве они желают помимо Аллаха другого…».
Говорит Мухаммад ибн Ибрахим Ааль аш Шейх: «И если между вами произойдет спор в чем-либо, то вернитесь к суду АЛЛАХА и Пророка, да благословит Его АЛЛАХ и приветствует, если вы действительно верующие в АЛЛАХА и в Судный день. Это благое и лучшее из разъяснений!». АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ уже опроверг веру от тех, кто не прибегнул с суду Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, в том, что произошло между ними отверг это подтверждая повторением используя частицу отрицания и клятвы (в арабском языке такая последовательность является только для усиления подтверждения), ВСЕВЫШНИЙ говорит (перевод): «И нет! Клянусь твоим ГОСПОДОМ, не уверуют они пока не сделают тебя судьей в том что произойдет между вами, затем не найдут в своих грудях стеснения от, твоего суда и примерятся полностью».
Шейх Аш Шанкыти сказал в книге «Адвауль-баяан»: «И удивительное положение того, кто судит не по шариату Аллаха и приписывает себя к Исламу, как об этом говорит ВСЕВЫШНИЙ: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение». Ан Ниса 60. И сказал: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». Аль-Маида 44, а также сказал (перевод): «Скажи: «Неужели я пожелаю иного судью, помимо АЛЛАХА, в то время как ОН ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?». Те, кому МЫ даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твоего ГОСПОДА с истиной. Посему не будь в числе тех, кто сомневается». Аль Анъам 114.
И говорит, да смилуется над ним Аллах: «Поистине следующие за законами законодателей, помимо того, что узаконил Аллах, они мушрики- придающие сотоварища Аллаху». Были сказаны такие слова: «В наше время стали распространенными заблуждения, поддавшиеся которым, считают, что если люди живут в государстве, в котором судопроизводство не осуществляется посредством Шариата, они могут обратиться в суд тагута с целью реализации собственных прав и свобод.
В связи с этим возникает вопрос: «Если кто-нибудь возьмёт принадлежащее вам по праву и скажет: «Если вы не будете совершать намаз ради меня, то не сможете взять принадлежащее вам», - и вы выполните его требование, то останетесь ли мусульманами перед АЛЛАХОМ?» Очевидно, что ответ будет отрицательным, потому как намаз является поклонением, совершая которое ради кого-либо, вы будете почитать его вместо БОГА. Ведь обращение за судом и суждением - это такое же поклонение, как молитва, пост, обет и т.д.».
Шейх Абдуллaх бин Къууд сказал: «Поистине, отделение установлений шариата, необходимо присущих религии Ислама, от установлений Ислама и введение вместо них законов, изобретенных самими же людьми и противоречащих установлениям шариата, обращение к этим законам при разрешении споров между людьми и побуждение их к обращению к этим законам является многобожием по отношению к решению Аллаха». (См. «Пятничные беседы» 4/56.)
Единодушное мнение по данному вопросу выразил аль-Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, который сказал об этом следующее: «А если человек отверг ясный закон,ниспосланный венцу пророков Мухаммаду бин Абдуллаху, да благословит его Аллах и да приветствует, и обратился на суд к иным законам, которые были объявлены недействительными, значит он впал в неверие! Да и что еще можно сказать о том, кто обращается за решением свойх проблем к «Ясаку» и ставит его выше шариата?! Единодушное мнение мусульман состоит в том, что человек поступающий таким образом, впал в неверие».
Об этом же единодушии по данному вопросу до Ибн Кясира говорил и его шейх-уль-ислам Ибн Таймия, сказавший: «Религия мусульман также как и единодушное мнение мусульман однозначно свидетельствует о том, что человек, который оправдывает обращение к какой - либо иной религии помимо Ислама, а также подчинение каким-либо законам кроме шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, является неверным» (Собрание фетв, 28 \524)
Шейх-уль-ислам также говорит: «И если человек разрешает то, что по общему мнению, является запретным, запрещает то, что по общему мнению, является дозволенным или заменяет законы, пользующиеся единодушным одобрением людей, то он по общему мнению факихов, является неверным и вероотступником. И о таких людях Аллах Всевышний сказал: «А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это — неверные». (Трапеза, 48). (Собрание фетв, 3\267).
Ибн Таймия, да помилует его Аллах, говорит: Суждения на основании того, что было ниспослано Аллахом, являлись обязательными для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следовательно, обязательными они являются и для всех тех, кто последовал за ним, а тот, кто не придерживается решений Аллаха и Его посланника, впал в неверие». (Путь сунны пророка, 3\22).
«Ведь когда верующих призывают к Аллаху и посланнику Его, чтобы Он рассудил их, то они отвечают только: Слушаем и повинуемся, - и не говорят ничто иного. Такие-счастливы».(Свет,50)
Так же нужно отметить, брать судьей тагута это составной куфр; который состоит из двух куфров:
1) куфр в области господства в суждении: тагут издает свои законы и мы принимая его судьей, придаем его в равные Аллаху в области законодательства.
2) куфр в области уаля: Это отдельно от законодательства. Этот куфр действителен даже если тагут будет судить по законам ислама.
Аллаха Всевышнний сказал: Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение? (Женщины, 60)
И поистине то, что Всемогущий и Великий Аллах использовал слово «утверждают» свидетельствует об объявлении ложными притязания таких людей на обладание верой, ибо обращение на суд не к тому, что принес с собой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, абсолютно не может совмещаться в сердце раба с верой, поскольку одно противоречит собой другому.
И до слов Всевышнего Аллаха: Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью. (Женщины, 65)
Аллах Всевышний сказал: "Иудеи и христиане «уали»и друг — другу. Так не берите же, О вы, которые уверовали, их «уали»ями. А если кто из вас берет их себе в уалии, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!» (Трапеза,51)
Куртуби в тафсире аята сказал: В выражении «А если кто из вас берет их себе в уалии, тот и сам из них» имеется условие: «А если кто из вас берет их себе в уалии» и соответственно следствие, которое вытекает при свершении условия: «тот и сам из них». То есть он станет таким же противником Аллаха, как и они; необходимость вражды с ним станет такая же как и необходимость вражды с ними; огонь станет обязательным для него так же, как он обязателен для них. Таким образом он становится одним из них, т.е. из их среды. (Тафсир Куртуби)
Сулейман ибн Сахман сказал, когда его спросили об обращение к суду тагута с доводом нужды или принуждённости: «Если ты знаешь, что обращение в суд тагута это куфр, то Аллах уже упомянул: (смысловой перевод) «фитна хуже, чем убиение». Куфр больше чем убиение, фитна это куфр. Даже если будет кочевое население сражаться с оседлым, пока они не исчезнут, это было бы лучше чем поставить на земле тагута, который судит не по шариату, который Аллах послал своему посланнику.
Скажем, если обращение к суду тагута куфр, и спор произошёл ради мирского, то как тебе будет разрешено, чтобы ты сделал куфр ради него? Не уверует никто пока Аллах и его посланник не будут любимее всех на свете, пока посланник не будет любимее, чем мать, отец, сын и все люди. Даже если уйдёт всё твоё имущество, не разрешено тебе обращаться к суду тагута. Если кто-то вынуждает тебя или даёт выбор между обращением к суду тагута и принесением в жертву твоего имущества, тогда обязательно будет для тебя пожертвовать твоим мирским имуществом. Не разрешено тебе обращаться к суду тагута, а Аллах знает лучше. (Дурар саният. Глава «хукум муртада», 275 стр).
Аллах приказал во время споров и тяжб относить их к Аллаху и посланнику: «Если же вы разногласите в чем-нибудь, то отнесите его на решение к Аллаху и посланнику» — (4/59)
Сказал Ибн Къайим: Довольство Аллахом как господом означает не брать господом никого, кроме Всевышнего Аллаха, удовлетворившись его правлением, обращаясь только к нему за удовлетворением своих нужд. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Разве кого-то другого, кроме Аллаха, я буду искать Господом, в то время как Он — Господь всего» — (6/164)
Сказал Ибн Аббас: то есть (это значит) разве кого-то другого, кроме Аллаха, я буду искать господином и божеством; то есть как я буду искать другого господа, в то время как он господь всякой вещи.
И сказал Аллах в начале этой же суры: «Скажи: «Разве кого-нибудь другого возьму я уалием, кроме Аллаха, Творца небес и земли?» — (6/14). «Возьму уалием» — то есть объектом поклонения, помощником; у него испрашиваю поддержки, убежища. И это такое такое уалийство, которое содержит любовь и подчинение. В середине этой же суры говорится: «Разве я пожелаю судьей кого-либо, кроме Аллаха, в то время как Он — тот, который ниспослал вам книгу, ясно изложенную» — (6/114) То есть пожелаю ли я кого-нибудь, кроме Аллаха, чтобы он выносил суждение между мной и вами. Поэтому при разногласиях между нами я обращаюсь только к нему на суд. Коран — книга Господа всех судей, и как после этого я могу обратиться к другой книге, а ведь Аллах послал ее ясно изложенной, достаточной, целебной. И если ты хорошенько поразмышляешь над этими тремя похожими аятами, то ты увидишь, что они как раз выражают довольство Аллахом как господом, и исламом как религией, и Мухаммадом как посланником.
Ты увидишь, что этот хадис (о довольстве) разъясняет эти аяты и сам происходит от них. Многие люди довольны Аллахом как господом и не ищут другого господа, кроме него, но они не удовлетворяются только Им, как уалием и помощником, а наоборот ищут других уалиев, кроме него, полагая, что они приближают его к Аллаху и, полагая, что взятие их в уалии и ходатаи это то же самое, что брать приближенных короля уалиями и ходатаями перед королем. Это ничто иное, как ширк. Таухид же это не брать уалиями никого, кроме него. Коран полон аятов, описывающих мушриков тем, что они берут наряду с ним других уалиев. И нельзя путать взятие мушриками уалиями кого-то, кроме Аллаха с тем, что мы берем в уалии пророков Аллаха, его посланника и верующих его рабов. То, что мы берем их в уалии это не отдельное, самостоятельное уалийство, а это только следствие нашей веры и нашего уалийства к Аллаху. Брать в уалии Его уалиев (друзей), это одно, а брать, кого-то уалием помимо Аллаха это совсем другое.
Кто не понимает разницу между этим, должен с самого начала обучаться таухиду, потому, что этот вопрос из основ и принципов таухида. Многие из людей ищут кого-то другого судьей, к которому они обращаются на суд, направляют свои тяжбы и удовлетворяются его хукмом. Все эти три степени являются рукнами (столпами) таухида: не брать никого, кроме Аллаха господом, божеством, судьей. Довольство Аллахом как господом также толкуется и как ненависть к поклонению, кроме Аллаха. Это на самом деле довольство Аллахом, как божеством, но это одновременно следствие довольства Аллаха как господом. Кто должным образом удовлетворится Аллахом как господом, тот и будет должным образом питать ненависть к поклонению, кроме Аллаха. Потому, что довольство опустошением господства влечет за собой опустошение поклонения подобно тому, как знание таухида в господстве влечет за собой знание таухида в божественности. – (Мадаридж ас-Саликин, 1/181).