​«Еще князь Цицианов просил мечеть для пятигорских мусульман»

​«Еще князь Цицианов просил мечеть для пятигорских мусульман»

Пресс-секретарь ДУМ Ставропольского края Рузана Данилова о ситуации вокруг будущей мечети

Ставропольский муфтият занялся оформлением земли, которую ему после открытого письма Владимиру Путину все-таки выделили под Пятигорском для строительства соборной мечети. У этого компромиссного решения уже появились противники. Но им будет нелишне напомнить, что даже кавказские наместники царя понимали, как важно расположить к себе местное население покровительством исламской религии. Об этом и других острых вопросах вокруг строительства мусульманской святыни КАВПОЛИТУ рассказала пресс-секретарь Духовного управления мусульман Ставропольского края Рузана Данилова.

- Муфтият заявил, что его полностью устраивает место под строительство новой мечети, выбранное при участии специальной согласительной комиссии. А где точно это находится?

- Земельный участок, выделенный для соборной мечети, площадью два с половиной гектара расположен вдоль автодороги Пятигорск - Лермонтов в границах Винсадского сельсовета Предгорного муниципального района.

- Кто там живет поблизости? Не начнутся ли протесты местных жителей?

- Там отсутствуют жилые строения, что позволило минимизировать протестные риски. Участок расположен в так называемой «промзоне», на выезде из города Пятигорск вблизи крупной транспортной развязки.

- А как вы относитесь к высказываниям, что мусульмане шантажом (то обещали созвать коллективный намаз на площади, то в открытом письме Владимиру Путину заговорили об отрядах самообороны мечети) истребовали право на строительство?

- Тезисы о шантаже и давлении, якобы оказываемых муфтиятом на региональные власти, по меньшей мере нелепы и несостоятельны. В тексте обращения к президенту руководством муфтията была дана трезвая и своевременная оценка угроз обострения ситуации в мусульманской общине края в связи с решением Ставропольского краевого суда о сносе мечети. На основе анализа имеющихся фактов нами как общественной силой властям был дан «сигнал тревоги», что само по себе как нельзя лучше характеризует искренность наших намерений.

- Как много коренных мусульман в Пятигорске? Часто оппоненты строительства мечети говорят, что местных прихожан немного, в основном приезжие на заработки и транзитные.

- Этнические мусульмане составляют примерно треть населения города. Не следует забывать, что Пятигорск был местом компактного проживания мусульман-кабардинцев. Вы можете посмотреть «Донесение Кавказского наместника князя Цицианова» от 23 марта 1804 года (том 2, страницы 949-981), в котором он предлагает Государю Императору в районе Константиногорска, а это нынешний Новопятигорск, «разрешить построение казеннымъ коштомъ мечети и позволить, имъя муллу, отправлять служенiе, особливо въ торговые дни, ибо всякiй народъ, привязанный къ въръ, питаетъ в душъ своей почтенiе къ тому, кто покровительствуетъ оную».

Вы видите, как князь Цицианов понимал ситуацию? А в 20-е годы прошлого столетия, уже при советской власти, Пятигорск был официальным центром Нагорного округа Кабардинской автономной области. Сейчас, действительно, в город на учебу в местные весьма престижные вузы ежегодно приезжает много молодых людей-мусульман из сопредельных республик, которые после окончания учебы заводят здесь семьи и часто оседают в городе. Они обеспечивают прирост мусульманского населения. В последние годы приток мусульман происходит также за счет мигрантов из среднеазиатских республик. Нельзя недооценивать потенциальные конфликтогенные риски в этой среде, прочно вошедшей в наше общество и ставшей его органичной частью. Это, так сказать, наша реальность и любые иллюзии в стиле «позиции страуса» в данном вопросе чреваты опасными последствиями, о чем мы и предупреждаем власть и надеемся на успешную совместную работу по нормализации обстановки.

- Какие по национальности общины мусульман живут в Пятигорске?

- Пятигорскую умму с полным правом можно назвать «интернациональной», так как в ней представлены практически все этнические группы, традиционно проживающие на Северном Кавказе. Помимо наиболее многочисленных местных общин карачаевцев, ногайцев, туркмен, татар, кабардинцев, существенное влияние на жизнь краевой уммы оказывают набирающие силу дагестанское и чеченское землячества. В прошлом году нас порадовал тот факт, что в структуру краевого муфтията пожелали войти представители достаточно многочисленной азербайджанской общины.

- Какие направления ислама они исповедуют?

- Преимущественно ханафитский мазхаб суннитского ислама. Второй мазхаб по численности приверженцев – шафиитский.

- Есть ли противоречия между ними, ведь основной аргумент против мечетей – это радикализм некоторых общин.

- В Пятигорске нет противоречий между мусульманскими общинами.

- Были ли в Пятигорске мечети до революции? Какова их судьба?

- В мемуарных книгах современников имеются упоминания о мечети в районе Новопятигорска – это рядом с тем местом, где нам сейчас выделен участок. В архивах есть ответ на донесение Цицианова, свидетельствующий о том, что строительство мечети там было разрешено, а также были выделены средства на эти цели Министерству внутренних дел. Других достоверных сведений по этому вопросу пока, к сожалению, обнаружить не удается. А вот в Ставрополе есть небольшая историческая мечеть, в которой в настоящее время находится галерея местного художника.

Светлана Болотникова

kavpolit.com