​Чем отличается ислам от других верований?

​Чем отличается ислам от других верований?

Наверно, можно привести много существующих различий. Но главным, пожалуй, будет исключительная забота о чистоте единобожия. Вера в Единого Бога означает не просто признание того, что Он существует. Она предполагает поклонение только Ему и отказ от всех ложных богов. Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю. Он — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет! Он — Тот, Кто усыпляет нас ночью и знает, что мы делаем днем. Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для нашего пропитания! Он — Тот, Кто сотворил человека в прекраснейшем облике. Он — Аллах, Которому поклоняются на небесах и на земле! Пречист Он! Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. А значит мы обязаны любить Его и стремиться к Его довольству, уповать только на Него, искать защиту только у Него и обращаться с мольбой непосредственно к Нему, не придумывая никаких посредников. Ведь Он близок к нам и внемлет нашим мольбам.

Приобщение сотоварищей к Аллаху считается самым опасным и тяжким грехом. Этот богопротивный поступок — единственный грех, который Аллах не простит потомку Адама, если только тот не покается в нем при жизни. Приобщение сотоварищей к Аллаху делает тщетными все благодеяния, даже такие полезные, как кормление бедняков, строительство школ или больниц. Награду за эти дела человек, придающий сотоварищей Аллаху, может получить в этом мире, но после смерти все его благодеяния превратятся в развеянный прах. Повинен в этом будет только он сам, ведь он нарушил главный завет между Богом и человеком — приравнял беспомощное творение к Всемогущему Творцу.

Но что значит приобщить сотоварищей к Аллаху? Как вообще можно приравнять творения к Господу небес и земли? Вряд ли найдется разумный человек, не осознающий разницы между творением и Творцом. Но для того, чтобы приобщить сотоварищей к Аллаху, необязательно считать творение Господом Богом. Достаточно любить или почитать его так же сильно, как Аллаха, или уповать и надеяться на него, как на Аллаха, или взывать к нему с мольбами наряду с Аллахом. Есть и другие виды многобожия, на которые многие люди не обращают внимания. Разве вы не видели тех, кто носит талисманы или амулеты, надеясь на то, что они приносят удачу, улучшают самочувствие или защищают от беды? Некоторые верят, что есть особые обереги от сглаза и порчи. В надежде на их магическую силу они надевают их на руки или прикрепляют булавкой к одежде. Фактически они уповают на эти бусины, булавки, зубы или вверяют им своих детей. А ведь спасти от беды и даровать успех может только Всевышний Аллах. Судьбы всех творений — в Его руках. Он властен наказать и помиловать, возвысить и унизить, сохранить и погубить. Он — Царь, и нет бога, кроме Него. Коран гласит: «Скажи (, Мухаммад): "Видели ли вы тех, к кому взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить вред от Него? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они удержат Его милость?" Скажи: "Довольно мне Аллаха. Только на Него уповают уповающие"» (сура 39 «Толпы», аят 38).

Носящий амулет или оберег надеется и уповает на него. Как же обманчивы надежды тех, кто уповает на безделушки вместо Аллаха! В другом кораническом аяте говорится: «Те, которые взяли себе помощников вместо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Поистине, самое непрочное жилище — это жилище паука. Если бы они только знали!» (сура 29 «Паук», аят 41).

Поэтому ислам категорически запрещает носить амулеты и верить в их чудодейственную силу. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, заклинания, амулеты и ворожба суть проявления многобожия» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа).

Что же делать для того, чтобы уберечься от дурного сглаза или нежданной беды? Прежде всего, дорогие друзья, уповать на милость и поддержку Аллаха, ведь Он не оставляет без поддержки тех, кто верует в Него и делает добро. А для того чтобы постоянно находиться под Его божественной опекой, следует часто поминать Аллаха, читать утренние и вечерние зикры, особенно перед рассветом и перед закатом по три раза читать молитву: «Во имя Аллаха, с именем которого ничто не причинит вред ни на земле, ни на небе, ведь Он — Слышащий, Знающий/ Бисмилляхи ллязи ля ядурру маа-смихи шей’ун фи-ль арды ва ля фи-с самаи ва хува-с сами-уль алим)». По вечерам также желательно трижды прочесть молитву: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он создал/ А'узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин шарри ма халяка».

О Аллах! Прими наши мольбы и защити нас и наших близких от всякого зла! Укрепи наши сердца и стопы на прямом пути и отдали от всех грехов и любых проявлений многобожия!

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал:

«Нет сомнений, что Аллах ниспослал Коран в качестве разъяснения всего сущего и что посланник (да благословит его Аллах и приветствует) доступно растолковал его. Вопрос единобожия (ат-таухид) и многобожия (аш-ширк) – это величайшее, что разъяснили Аллах и его посланник. Потому что единобожие – это основа Ислама, основа религии, на нем строятся все дела. Многобожие разрушает эту основу, портит ее и делает недействительной. Потому что эти две вещи (единобожие и многобожие) являются взаимоисключающими противоположностями, которые никогда не могут объединиться.

Поэтому Аллах разъяснил эту основу во всей своей книге. Нет ни одной суры, чтобы в ней не были упомянуты таухид и ширк, а люди читают и повторяют эту книгу.

Однако мало стало тех, кто обращает вниманием на это разъяснение. Поэтому можно обнаружить, что многие люди читают этот Коран и попадают в ширк, лишаясь таухида. И это несмотря на то, что данный вопрос совершенно ясен в книге Аллаха и сунне его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Все это происходит потому, что эти люди следуют обычаям, на которых нашли своих предков и авторитетных людей. Доводом у них является то, что делали их предки, авторитетные люди и жители их местности. Они даже на миг не задумываются над тем, чтобы подумать и поразмышлять над Кораном, сравнить с ним то, что принято у людей: правильно ли это, или же ошибочно?

Их охватило слепое следование отцам и дедам. Они решили, что Коран читается только ради благодати и награды за чтение, а размышление и действие в соответствии с ним – не являются целью чтения.

Мало кто из людей читает Коран с этой целью. Его чаще читают для благодати от чтения, для распевания и наслаждения голосом чтеца, или же читают над больными для исцеления. Очень малое количество людей читает его для того, чтобы действовать в соответствии с ним, размышлять и проникнуться им, сравнить с ним то, что делают люди. Мы не говорим, что таких людей нет, однако их очень мало. Поэтому можно обнаружить, что дела многих людей абсолютно противоречат Корану, и они даже не думают меняться. Если ученый или проповедник попытается изменить их положение, они противостоят ему, обвиняют в заблуждении, восстании против Ислама, в том, что он пришел с новой религией и во многом другом» «Шарх усуль ас-ситта», первая основа.

Ибн Аббас رضي اللـہ عنہ говорил: «Уравнивание (Аллаха) с кем-либо является многобожием, (которое) незаметнее муравья, ползущего по чёрному камню во мраке ночи. Пример этому, когда ты говоришь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью, о такой-то, и своей жизнью!" Или (когда) ты говоришь: "Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Или же слова (одного) человека другому: "Если пожелает Аллах и ты". Или слова человека: "Если бы не Аллах и такой-то". Не связывайте происходящие события с кем-либо [помимо Аллаха], (потому что) во всех этих (выражениях) есть многобожие!» «Тафсир Ибн Аби Хатим», 1/62, № 229.

Шейх аль-‘Аббад (حَفِظَهُ الله) сказал: «Ширк (придание Аллаху сотоварища) — это величайшая несправедливость, худшее заблуждение и грех, который (без покаяния) не прощается Великим и Могучим Аллахом». «Шарх сунан Аби Дауд» №338.

Причина распространения многобожия (ширк)

Говорит имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах): «Знай, что убеждения, которые носят в себе эти люди относительно мертвых, являются многобожием. Однако, суть этого остается незаметной даже для обладателей знания. Это не потому что знание об этом скрыто само по себе, но потому что большинство молчит об этом, а также, потому что прожил среди этого старик и вырос на этом молодой.

Они видели и слышали эти языческие обряды с детства и, вместе с этим, не видели и не слышали никого, кто бы это порицал. Более того, они постоянно слышали тех, кто побуждал к этим обычаям и призывал к ним людей. Подкрепляется и усиливается все это различными баснями и небылицами, которые люди передают друг другу о том, что решились проблемы такого-то, который совершал определенные обряды у могилы.

Все эти обстоятельства вместе с течением времени и смены поколений укрепляют в человеке убеждения о том, что эти обряды у могил являются одними из самых великих видов поклонения Аллаху. После этого, этот человек уже не возьмет пользу от тех знаний, которые он приобретет. Более того, он будет постоянно игнорировать те доводы, которые указывают на то, что их действия и есть самое настоящее многобожие.

Если же он услышит кого-либо, кто говорит об этом, ссылаясь на эти доводы, то непременно отвергнет его. Это потому что практически невозможно представить, что за одно мгновенье он сможет изменить свои устоявшиеся взгляды и начнет понимать, что то, что он считал самым великим поклонением и лучшим деянием, на самом деле не что иное, как самое мерзкое и самое страшное из всего запрещенного».

Источник: «Ихлас Калимат ит-Таухид» с.102-103.