500 тыс. рублей за экстремизм в школе

500 тыс. рублей за экстремизм в школе

Депутаты Госдумы предложили привлекать к ответственности родителей, дети которых увлечены радикальными идеями. Духовным воспитанием школьников активно станут заниматься представители традиционных религиозных организаций России, а в Министерстве образования и науки готовится программа по просвещению подрастающего поколения. Тем не менее не следует забывать, что древнюю истину о сладости запретных плодов и, по мнению экспертов, ажиотаж вокруг ограждения молодежи од радикальных идей может лишь обострить внимание подростков к различным крайним воззрениям, говорится в публикации "Независимой газеты" во вторник.

В Министерстве образования готовятся внести на рассмотрение правительства поправки, в соответствии с которыми школьникам надо будет рассказывать о вреде экстремистских идей. Документ вводит запрет на "пропаганду идеологии насилия и навязывания чуждых российскому обществу ценностных норм".

Не дадут воздействовать и на студентов. Их должны оградить от "проповедей" вербовщиков. В программы вузов хотят включить занятия на тему сохранения межнационального и конфессионального мира и способах противостоять соблазну радикализма. Разъяснят им и ответственность, грозящую за участие в экстремистских организациях, пропаганду их символики и атрибутики, за размещение в Сети соответствующих материалов и за призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Проблема экстремизма среди молодежи накануне обсуждалась сразу на нескольких площадках, отмечает газета. В Москве состоялся третий международный форум "Религия и мир". Там представители основных мировых религий призвали объединиться перед угрозой, которую несет "пренебрежительное отношение к нравственным ценностям". По их мнению, сегодня основной площадкой для вербовки молодежи стал интернет. Для формирования у молодежи "правильного понятия традиционной религии и возрождения общей культуры и традиции" было решено призвать миссионеров. Но чтобы не допустить вредной пропаганды уже с их стороны, в Москве начали работать специальные курсы повышения квалификации. Судя по заявленной программе, она должна коснуться ислама. На лекциях учащихся познакомят "с кораническим гуманизмом и историей религий, расскажут о психологических основах профилактики радикализма и экстремизма в молодежной среде и психологических основах работы имам-хатыба".

Работа по профилактике экстремизма планируется и в медиасреде. Журналистов научат "правильно писать о религии". Для этого организуются семинары и тренинги, где расскажут о технологиях противодействия "распространению идей радикальных религиозных течений".

В Госдуме может появиться инициатива о запрете для СМИ отождествлять экстремизм с каким-либо вероисповеданием или национальной принадлежностью.

Между тем заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству Вадим Соловьев (КПРФ) считает, что, несмотря на активизацию антирадикальной деятельности, особых результатов пока нет: "Законодатели приняли ряд законов. Но они резиновые и расплывчатые. На их исполнение выделяются значительные средства, которые благополучно оседают в правильных "не террористических" карманах. В результате мы видим, что к ответственности стали привлекать людей, которые никак не связаны с радикалами".

В качестве примера он рассказал, что в Тверской области на днях возбуждено уголовное дело против кандидата исторических наук – тот написал научную работу на тему фашизма: "Он проанализировал проблему, указывая на недопустимость распространения подобных идеологий. И его хотят посадить. Вот так работают законы". По мнению Соловьева, борьба с экстремизмом в рядах молодежи даже дает противоположный эффект: "Подростки, напротив, стали активно интересоваться всеми этими вещами. У них, можно сказать, пошла некая мода на терроризм. Разговоры госчиновников лишь подогревают их интерес. В интернете в открытом доступе можно найти массу групп, картинок и форумов на эту тематику. В соцсетях широко распространена пропаганда культа террористических организаций. И никто их не блокирует".

Соловьев уверен, что вопросы, связанные с вербовкой, должны решаться законодательно, а не на уровне просветительских работ. Сам коммунист намерен подготовить поправки о введении ответственности для родителей, чьи несовершеннолетние дети увлекаются подобными идеями: "Это частично их вина. Для нерадивых родителей нужно вводить штрафные санкции в крупном размере – до 500 тысяч рублей".

newsru.com

Основы религий в школах: за и против

Министерство образования РФ всерьез озаботилось проблемой духовного и нравственного воспитания школьников. Результат данной заботы – введение с 1 сентября 2012 года в российских школах нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Новшество вызвало массу разногласий в обществе. Одни поддержали идею, другие выражают возмущение.

Напомним, что в рамках этого учебного предмета родителям и ученикам четвертых классов предоставляется на выбор несколько модулей: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культуры, основы мировых религий, а также — основы светской этики. К новому предмету настороженно отнеслись как учителя, так и родительская общественность.

Так, по рассказам учителей начальных классов, которые и должны вести данный предмет, подготовительные курсы были для них нелегким испытанием. Обучение, как ни странно, проходило не в стенах гуманитарного вуза, а в Тобольской семинарии, и

преподавали данный предмет не светские ученые-религиоведы, а духовные лица. Некоторые учителя были неприятно поражены тем, что их не хотели пускать в здание семинарии в брюках, а перед обедом — принуждали молиться. Кроме того, рассказывают учительницы, для кого-то непросто было освоить и несколько курсов чужой религии.

Вторая сложность, с которыми столкнулись исполнители закона – организация учебного процесса. Поскольку модулей несколько — они предоставляются родителям на выбор — возникает непростая задача составления расписания, адаптированного под каждого ребенка. Завучи подтвердят, что это — и без того задачка непростая, а с введением нового предмета она в разы усложняется.

Учителя обращают внимание и на то, что появление этого предмета в расписании возникло за счет сокращения часов других дисциплин.

— «Курс „основы религиозной культуры и светской этики“ введен в четвертых классах за счет предметов „литературное чтение“ или „русский язык“ (школам дана возможность выбора), как будто наши дети станут больше читать или грамотнее писать от этого, — отмечает Елена Александровна, завуч одной из сельских школ Тюменской области, которая попросила не указывать фамилию и номер школы, — Ведут его в школах – непрофессионалы. Хорошо если определили учителя истории, разбирающегося в вопросах религии и культурологии. А то основном, эту нагрузку вменили учителям начальных классов, не сталкивавшимся с данной темой в своей педагогической практике».

При этом педагог задается вопросом о необходимости введения этого курса: «Историю возникновения ислама рассматривают в рамках истории средних веков в шестом классе, христианство — в рамках истории шестого и седьмого класса. Возникновение буддизма и конфуцианства изучают на уроках истории в пятом классе. Я уже не говорю про курс „Мировая художественная культура“. Если авторы данного нововведения хотели задуматься о нравственном воспитании, то данный курс мог сполна быть реализован во внеклассной работе. И неужели основы светской этики не нужны всем, ведь наше государство светское?».

Похожего мнения придерживаются и учительница начальных классов этой же школы

Галина Николаевна. Она обращает внимание и на сложности преподавания религиоведческих дисциплин: » Литературы светского характера о православии мало. Сами посудите: как рассказывать детям такую тему, как, например, «Проповедь Христа»? Даже в учебнике приходится перерабатывать каждое слово, чтоб, хотя бы самой понять, о чем там говорится". С другой стороны, отмечает преподаватель, некоторые темы для детей полезны, например — о семье, доброте, Родине...

Учителя, которые не сталкивались напрямую с данным предметом, отзываются о нем, как о полезном курсе с точки нравственного развития личности. Так, Татьяна Петровна, учитель математики, к введению различных религиозных культур относится хорошо, но с оговоркой: «Для каждого народа нужно преподавать именно ту религию, которая ему ближе. Мне бы лично не хотелось бы изучать другие, кроме православия. Конечно, кругозор развивать надо, но не все могут узнавать все подряд и всем интересоваться, некоторые это просто считают лишним».

Родительский выбор тоже не каждому дается легко. Одни в этом деле руководствуются личными убеждениями, другие — не предают этому предмету особой важности и следуют мнению большинства. Есть примеры, когда в ситуацию вмешиваются духовные лица. Именно так, например, случилось в одной из сельских школ Тюменской области: на родительское собрание был приглашен батюшка из местной церкви, после его речи 100% родителей выбрали для изучения модуль «основы православия».

Мнения родителей по поводу инициативы Минобразования расходятся. Так, Анна Комарова из Красноярска уверена, что детям нужен такой предмет для развития: «В нашем классе все родители по обоюдному согласию выбрали модуль основы светской этики. Моему ребенку интересно узнать основные нравственные ценности семьи, любви, дружбы».

Татьяна Вантеева из Иркутска пока не слышала о появлении новой дисциплины. тем не менее, она считает, что если такой предмет будет введен, то его «ни в коем случае его нельзя оценивать»: «Он должен проходить в формате внеклассных мероприятий. Его нельзя навязывать ребенку, у которого нет еще своего мнения. Большинство детей — крещеные с детства и имеют поверхностное представление об основах своей религии. Если не ставить оценки за знание данного предмета, то будет положительный результат, если будут ставить оцени, то появится элемент субъективизма, а в данном вопросе это недопустимо. Хотя, нужен ли вообще этот предмет? Ведь для тех, кто хочет изучать религию, есть воскресные школы».

Есть среди родителей и те, кто отнесся к предмету категорично против.

— «Очередная выдумка Министерства образования! Наши дети и так очень загружены уроками, дополнительными занятиями, домашним заданием. Некоторые задачки, которые им задают, даже я решить не могу, не говоря уже о детях! Все мои подруги так же против очередного нового предмета», — высказала свое мнение Елена Кугаевская из Тюмени.

Другие оптимистично смотрят на школьное новшество. «Я считаю правильным, что обязанность просвещать наших детей в столь деликатном вопросе возложили на школу, на специально обученных специалистов, которые смогут грамотно донести до детей основы морали», — отмечает Анфиса Коврига из Тюменской области.

Как преподавание данного предмета отразится в итоге на наших детях — сделает их нравственнее, добрее и терпимее друг к другу, или же напротив, приведет к разобщению — этот вопрос пока остается открытым.

Светлана Лавриненко

moi-portal

Где кончается умеренность и начинается радикализм

В Госдуме захотелось брать штрафы (чуть ли полмиллиона) с родителей, дети которых увлекаются радикализмом. Ну вроде как за стоянку в неположенном месте. Депутатам вторят религиозные деятели. 

С чего, однако, начать борьбу против скверного родительского воспитания? Я бы запретил и изъял из библиотек всю (подрывную) литературу о семье Ульяновых. Ведь именно в этой семье были взращены покушавшийся на царя Александра III террорист Александр и его младший брат, экстремист Владимир, при правлении которого была уничтожена другая семья – Романовых.

Напомним, что вышеупомянутый Владимир был организатором целой цветной революции, пусть и не оранжевой, зато очень красной. А всякий революционер есть по определению радикал. Радикалами были Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы народники, возможно и Илья Муромец.

И уж конечно экстремистом был князь Владимир, который, выступив против умеренного,имевшего высокий рейтинг у населения язычества, навязал чуждое народу зарубежное византийское православие. Так что памятник ему надо бы запретить, а заодно проверить, что за публика заявилась на открытие закладного камня для монумента этого святотатца. Кто ее воспитывал в детстве? Да не будь этого Владимира рядом с президентом вышагивал бы сейчас главный жрец Бога солнца Ярилы. И ничего.

Где в любой религии кончается умеренность и начинается радикализм, сказать очень сложно, если вообще возможно. У каждого священнослужителя о них свое представление. Давно ли прошли времена, когда наши муфтии клеймили друга словами «сам ты фундаменталист»? 

Слава Всевышнему, что наконец-то перестанут обвинять в возбуждении ненависти священные книги. Уж в них-то — было бы желание – можно отыскать чего угодно. А бультерьров в нашем отечестве всегда хватало. Только скомандуй «фас»!
Вообще где критерии радикализма, и кто их будет вырабатывать?

Детям же, коль они почувствуют, что отец и мать воспитывают их в радикальном духе, нужно немедленно сообщать об этом в правоохранительные органы (а также в церковь или мечеть). Кстати, таким образом, будет сохранен семейный бюджет.

Алексей Малашенко