10 сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), обрадованных раем ещё при жизни

10 сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), обрадованных раем ещё при жизни

Передается со слов ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауфа и Са’ида ибн Зайда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». Этот хадис приводят Ахмад 1/188, ат-Тирмизи 3747, Ибн Маджах 132 и др.

Хвала Аллаху, Который даровал высокие качества тем из Своих рабов, кому Он пожелал и возвысил степени Своих любимых рабов в Раю! Благословение и приветствие лучшему из посланников и пророков!

Изучение жизнеописания сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и следование их примеру – это путь, к которому невнимательны одни, и предали забвению другие. Ведь познание жизненного пути сподвижников и их достоинств становится причиной любви к ним и приближения к Аллаху посредством этой любви. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек будет с теми, кого он любил!»[1] Достоинство и превосходство четырёх халифов ещё больше, чем у остальных сподвижников, по причине раннего принятия ими Ислама, павших на них испытаний и их самоотверженной борьбы за религию Аллаха. Передаётся, что Масрук (да помилует его Аллах) сказал: «Любить Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) и знать их достоинства есть сунна». У Хасана Басри (да помилует его Аллах) спросили: «Считается ли любовь к Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) сунной?» На что он ответил: «Нет, это является обязательным!». Ибн аль-Джавзи (да помилует его Аллах) упомянул о том, что праведные предшественники прививали своим детям любовь к Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими Аллах) и говорили о их достоинствах, так же как они обучали их аятам Корана. Посему становится ясным необходимость для мусульман иметь багаж знаний о личности сподвижников, их достоинствах.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «И только благодаря труду праведных халифов и сподвижников (да будет доволен ими Аллах), мусульмане добились всего наилучшего в религии. Сюда относятся такие великие блага: получение и углубление знаний о религии, победа над врагами Ислама, возвышение слова Аллаха. Каждый мусульманин, который уверовал в Аллаха, до самого Судного дня, должен отдавать должное заслугам сподвижников. Лучшие среди сподвижников в стремлении к благому – праведные халифы. Потому что они совершали всевозможные благие деяния, больше чем остальные. Клянусь Аллахом, они были наилучшими людьми этой уммы, самыми чистыми сердцем из всех, наиболее знающими и лёгкими в обхождении. Это люди, которых Аллах избрал для того, чтобы они сопутствовали Его пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и установили Его религию. Каждый человек должен знать их достоинства, следовать по их стопам и придерживаться их религии и нравов, в силу своих возможностей, ведь они были на истинном пути. Во многих аятах Сам Аллах и Его посланник хвалили их, и Он был ими доволен и приготовил для них благополучный исход. Аллах Всевышний сказал: Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом(Ат-Тауба, 100). Он также сказал: Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.(Аль-Фатх, 29). Достоверно передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Лучшие люди – это моё поколение, затем те, кто следует за ними, и затем последующее»[2].

Наилучшими из сподвижников, самыми уважаемыми среди них и принесшими самую большую пользу исламской умме являются праведные халифы: Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими всеми Аллах. И мы вкратце расскажем о них.

1. Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах)

Его полное имя — Абдулла бин Усман бин Амир бин Кааб. Его родство пересекается с Пророком(да благословит его Аллах и приветствует) через Мурра бин Кааба. Его кунья — Абу Бакр, а Усман — это имя Абу Кухафы.Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он стал тратить их на пути Аллаха. Он первый мужчина, принявший Ислам. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) описал его как правдивого, вследствие чего за ним закрепилось прозвище «Сиддик»[3].

От Анаса бин Малика(да будет доволен им Аллах) передают, что он сказал: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на гору Ухуд, вместе с ним были Абу Бакр, Умар и Усман. Вдруг гора затряслась под ними. Тогда Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, Сиддик и два мученика!»[4]

Абу Бакр был первым, кто призывал людей к Исламу, и по его призыву стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда (да будет доволен Аллах ими всеми). Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: «Поистине, наиболее надёжным человеком в сподвижничестве и щедрым в том, чем он владеет, является Абу Бакр»[5]. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался имуществом Абу Бакра как своим. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никогда никакое имущество не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра!» Тогда Абу Бакр(да будет доволен им Аллах) заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?»[6]Он тратил своё имущество для установления религии Аллаха и призыва к ней, так он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других мусульман из рабства.

В сборниках хадисов Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром (да будет доволен им Аллах), где он говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам делать пожертвования. И это совпало с тем временем, когда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра в благом деле. Я пересчитал всё своё имущество и отнес половину его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал ему тот же вопрос: «Что ты оставил своей семье?» Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его посланника». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра»[7].

Любимой женой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была Айша, дочь Абу Бакра Сиддика (да будет доволен ими Аллах).

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в самые тяжелые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах Всевышний сказал об этом: Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели.(Ат-Тауба, 40). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) — самый богобоязненный человек в нашей умме, по свидетельству Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал: Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. (Аль-Лайль, 17-20). Многие учёные сказали, что причиной ниспослания этого аята стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

Аллах Всевышний одарил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) такими достоинствами и особенностями, которых не было у многих других. Он был наиболее неприхотливым из сподвижников в отношении мирской жизни, самым храбрым человеком после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он был наиболее любимым из всех сподвижников для Пророка, который никогда не видел от него ничего плохого. Он — наилучший человек этой уммы после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он первым среди них войдёт в Рай, как об этом передал Абу Дауд в своем сборнике хадисов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым из моей уммы войдешь в Рай»[8]. Он более всех достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Задумайся о чертах, которые собрались в нём в течение одного дня. Однажды посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я». Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк спросил: «Кто-нибудь из вас проведал сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк сказал: «Непременно попадет в Рай человек, в котором собрались эти качества». Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) было суждено быть вторым человеком в Исламе, и ему же было суждено быть вторым в пещере Саур, где они вместе с Пророком укрывались от погони курайшитов, и быть вторым в шалаше, установленном для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день битвы при Бадре.

Осознавая его расположение и близость к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), учитывая его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти Пророка. Смерть посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стала сильным потрясением и тяжелым ударом для мусульман. В этой тяжелой для всех ситуации Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то, поистине, Мухаммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он — Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям слова Аллаха, обращённые Своему посланнику: Воистину, ты смертен, и они смертны. (Аз-Зумар, 30).

По единогласному мнению мухаджиров и ансаров, сподвижники присягнули Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Его общей и частной политикой было принесение блага Исламу, мусульманам и всем людям. Он кратко выразил её в следующих словах, обратившись к людям в мечети Пророка, сказав: «О люди! Поистине, я назначен руководить вами, хотя я не лучший из вас. И если я буду совершать благое, то помогайте мне. А если я буду совершать дурное, поправьте меня. Правдивость – это верность, а ложь — предательство. Слабый из вас — сильный передо мной до тех пор, пока я не обеспечу ему его права, если это будет угодно Аллаху. А сильный среди вас будет слабым передо мной до тех пор, пока я не заберу с него то, что не принадлежит ему по праву, если будет на это воля Аллаха. Аллах непременно ввергнет людей в унижение, если они оставят борьбу на Его пути, а если среди людей распространится мерзость нечестия, то Аллах распространит Своё наказание на всех. Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху и Его посланнику, а если я ослушаюсь Аллаха, то нет для вас подчинения!»

Это проповедь, охватывающая все стороны жизни, и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) воплотил её в своей жизни практически. Он служил этой религии и её распространению. Он отправил в поход войско Усамы бин Зайда, которое снарядил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Провожая их, он шёл пешком рядом с ехавшим верхом Усамой, проявив большое почтение к этому войску. Он напутствовал войско великим словами, содержащими в себе сведения об особенностях Ислама и его великих принципах.

Затем Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взялся за дело, на которое не был способен никто из людей, кроме тех, кому Аллах оказал своё содействие — он занял жёсткую, бескомпромиссную позицию в отношении вероотступничества, которое имело место после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И он сказал свои слова, ставшие знаменитыми: «Клянусь Аллахом, я непременно буду воевать с теми, кто совершает молитву и отказывается от выплачивания закята. Ведь, поистине, закят – это право выплаты с имущества. И клянусь Аллахом, если бы мне перестали выплачивать в качестве закята козлёнка, которого выплачивали во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то я бы обязательно воевал с ними за это!» После того, как Аллах облегчил подавление вероотступников, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) устремил своё внимание за пределы Аравийского полуострова, желая распространить эту религию и вывести людей из мрака к свету. Он направил войска в земли персов и византийцев. Командующим персидским фронтом он назначил Халида бин Валида, а византийским — Абу Убайду Амира бин аль-Джарраха (да будет доволен ими Аллах). Первым великим сражением стала битва при Ярмуке, посредством которой Аллах открыл мусульманам путь к завоеванию и открытию для Ислама византийских, а затем и других земель.

Из числа благороднейших дел, совершённых Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) было собирание воедино вместе всего Корана. Он поручил это дело Зайду бин Сабиту, и тот записал весь Коран в свитках, которые были собраны и хранились у Абу Бакра, пока не перешли к Умару и затем к Усману (да будет доволен всеми ими Аллах). Абу Бакр заболел и умер в месяце джумад аль-ахир, в 13 году по хиджре. Он был похоронен рядом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он правил 2 года и 3 месяца и поручил халифат после себя Умару ибн Хаттабу (да будет доволен ими Аллах).

О Аллах! Будь доволен Абу Бакром и дай ему наилучшую награду за всё, что он сделал для Ислама и мусульман!

2. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах)

Его имя – Абу Хафс Умар ибн Хаттаб. В день принятия им Ислама Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прозвал его «Фарук» — «Различающий (истину ото лжи)». Он второй из праведных халифов и один из десяти сподвижников, обрадованных Раем ещё при жизни. Он родился в Мекке за 40 лет до хиджры[9] Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он вырос в знатной семье, имеющей власть и почёт, и был воспитан в правдивости, верности, смелости в высказывании истины. Он выступал в качестве посла в случае возникновения конфликтов внутри племени курайш или военных столкновений курайшитов с другими племенами. Принятие Умаром (да будет доволен им Аллах) Ислама стало поддержкой для мусульман и началом нового этапа в борьбе для возвышения слов Аллаха. Он породнился с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выдав за него свою дочь. Умар – отец матери правоверных Хафсы (да будет доволен ею Аллах). Он был одним из лучших сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и одним из первых, совершивших хиджру из Мекки в Медину. Он сопровождал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во многих сражениях и был в числе тех, кто неотлучно стоял рядом с ним в битвах при Ухуде и Хунайне. В нескольких случаях мнение Умара (да будет доволен им Аллах) в отношении некоторых вопросов совпадало с тем, что впоследствии было ниспослано в Коране. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил его словами: «Аллах вложил истину на язык и сердце Умара»[10]. Он – Фарук, различивший истину от лжи.

Абу Бакр поручил халифат после себя Умару ибн Хаттабу после того, как посовещался на этот счёт с самыми авторитетными сподвижниками из мухаджиров и ансаров (да будет доволен ими Аллах). Правление Умара (да будет доволен им Аллах) стало эпохой открытий новых земель для Ислама и оставило восхитительный след в истории Ислама благодаря своим завоеваниям, справедливости и мудрости правления, аскетизмом и набожностью правителя. В правлении он следовал примеру своего предшественника Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах). Умар уделял большое внимание распространению Ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Персии и Византии, начало которому было положено Абу Бакром (да будет доволен Аллах ими обоими). В 14 году при Кадисии войска под предводительством Саада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) разбили войска персов под командованием Рустама. Мусульмане один за другим начали завоёвывать города, пока в месяце сафар 16-го года, после двух месяцев блокады не пала столица персидского государства. Саад ибн Абу Ваккас отправил халифу Умару (да будет доволен ими Аллах) золотые и серябреные браслеты и перстень Хосроя (правитель Персии). Умар позвал Сураку, и когда тот пришел, он надел на него браслеты и сказал: «Хвала Аллаху, который дал надеть эти украшения Сураке, сыну Джа’шама, арабу из племени Бану Мадладж». Этим он указал на обещание посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды, когда Пророк ехал в Медину вместе с Абу Бакром сказал Сураке, взглянув на его запястья: «Удивит ли тебя, Сурака, то, что придет время, и ты наденешь браслеты Хосроя?» И предсказание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сбылось. Это было одним из чудес, дарованных ему Аллахом. После этого войско мусульман под командованием Нумана ибн Мукаррина отправилось за остатками войск персов и встретилось с ними в 21-ом году по хиджре в местечке под названием Нахаванд. Это сражение прозвали «Фатхуль футух» – «Победой побед». После произнесения Нуманом ибн Мукаррином трижды слов «Аллах Велик!» мусульмане атаковали ряды врага. Таким образом, за короткое было разбито царство Хосроя. Это было ответом Аллаха на дуа (мольбу) своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), с которой он обратился к Нему, когда узнал, что Хосрой разорвал письмо, отправленное ему Пророком.

При Умаре под руководством «доверенного человекаэтой уммы» — Абу Убайды ибн аль-Джарраха завоевывались территории Шама. Под его командованием был открыт для Ислама Байт аль-Макдис (Иерусалим). Затем под командованием Амра ибн аль-Аса (да будет доволен ими Аллах) был открыт Египет. А после этого исламские завоевания распространились, как молния, на Тарабулус[11], Азербайджан[12], Нахаванд и Джурджан. При его правлении были возведены города Басра и Куфа. Он ввёл исламское летоисчисление по хиджре, основал различные государственные учреждения (различные министерства и т.п.) и возобновил коллективную молитву таравих.

В конце своего правления, которое продлилось 10 лет 6 месяцев и 4 дня, Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя мученическую смерть на Твоём пути и смерти в городе Твоего посланника (да благословит его Аллах и приветствует)». Аллах Всевышний ответил его мольбе и дал ему эти две вещи вместе – он погиб от рук огнепоклонника Абу Луълуъа во время совершения утренней молитвы в мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он пробрался сквозь ряды мусульман и нанёс Умару (да будет доволен им Аллах) шесть ударов кинжалом с двумя лезвиями. Первый удар пришёлся ему в низ живота, который и стал для него смертельным. Его подняли и перенесли в дом, а раны его кровоточили. Там он пришёл в себя, но снова потерял сознание. Когда Умар вновь очнулся, ему напомнили о молитве. Тогда он сказал: «Да. У того, кто оставит молитву, нет никакой доли в Исламе» Затем он поднялся и совершил молитву в свое время. Когда узнал о том, что на него покушался огнепоклонник, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Хвала Аллаху, что я принял смерть не от рук человека, который хотя бы раз совершил земной поклон Аллаху!»

Умар (да будет доволен им Аллах) ушёл из жизни на четвёртую ночь после покушения, за три дня до окончания месяца Зуль-Хиджа в 23-ом году по хиджре. Он был похоронен рядом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах). Убийство Умара (да будет доволен им Аллах) было результатом ненависти огнепоклонников и иудеев к молодому исламскому государству. Такое положение мы наблюдаем и по сей день… Противостояние истины и лжи будет продолжаться до самого конца света. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был правдив, когда сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, Сиддик и два мученника!». Сиддик – это Абу Бакр, а мученники – это Умар и Усман (да будет доволен ими всеми Аллах).

3. Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах)

Он – «Зу-н-нурайн» (обладатель двух сияний)[13], совершивший хиджру дважды. Один из десяти сподвижников, обрадованных Раем ещё при жизни. Один из шести сподвижников, которыми был доволен посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) перед смертью. Также он былодним из тех, кто знал наизусть книгу Аллаха.

Он родился в Таифе спустя 5 лет после рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он вырос в роскоши, так как его отец был крупным торговцем. Усман принял Ислам по призыву Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими). Он был пятым из уверовавших по его призыву людей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил его и выдал за него свою дочь Рукаййу, а когда она умерла, выдал за него другую свою дочь Умм Кульсум (да будет доволен Аллах ими обеими). И поэтому он был прозван «Зу-н-нурайн».

Усман (да будет доволен им Аллах) совершил хиджру в Эфиопию, несмотря на то, что в результате этого его торговые дела ожидал крах. Затем совершил хиджру в Медину вслед за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом, он стали называть «совершившим хиджру дважды». Его причисляют к участникам битвы при Бадре, так как он отсутствовал в ней с разрешения посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по причине болезни его дочери Рукаййи, и сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пустил за него стрелу в этой битве.

Огромна заслуга Усмана (да будет доволен им Аллах) в возвышении знамени Ислама, он жертвовал для этого свою душу и имущество. В битве при Табуке он снарядил 900 верблюдов и 50 коней, принёс у себя в рукаве 1000 динаров и высыпал на подол одежды Пророка (да будет доволен им Аллах). Тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что бы Усман ни сделал после этого, ему это не повредит»[14]. К его заслугам относится и то, что он выкупил колодец Раума за 20000 динаров. Этот колодец принадлежал иудею, который продавал воду из колодца мусульманам, а другой питьевой воды в Медине не было. Он купил его и отдал на пользование мусульманам.

После того как огнепоклонник Абу Луълуъа смертельно ранил Умара бин Хаттаба, он поручил шести известным сподвижникам (Али, Усману, Абдуррахману ибн Авфу, Сааду ибн Абу Ваккасу, Зубайру ибн Авваму и Талхе ибн Убейдуллаху, да будет доволен ими Аллах) собраться после его кончины и избрать халифом кого-нибудь из них. Выбор (в конечном итоге) пал на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), так как остальные знали о его преимуществах и о том, что он опередил их в Исламе. И мусульмане присягнули ему, и он стал третьим халифом. К важнейшим свершениям Усмана (да будет доволен им Аллах) относится то, что он велел переписать Коран на одном диалекте, а когда это было сделано, он разослал по одному свитку во все края. При нём продолжались завоевания в Африке и Азии, и там стало развеваться знамя единобожия. Власть мусульман распространилась до острова Кипр, где они сражались под командованием Муавии ибн Абу Суфьяна (да будет доволен ими Аллах), и это были первые сражения мусульман на море. С помощью Аллаха мусульмане под командованием Абдуллаха ибн Абус-Сарха (да будет доволен ими Аллах) разбили византийцев в битве при Савари. При правлении Усмана люди проживали счастливую жизнь в достатке и благополучии.

Но среди всего этого стабильного благополучия враги Ислама не оставляли свои попытки разрушить его опоры посредством убийства халифов, как они сделали это с Умаром (да будет доволен им Аллах), но Аллах свёл их козни на нет. Они стали подстрекать простой народ, вместе с ним поднялись лицемеры и паникёры и начали незаметно подсовывать людям ложь про Усмана (да будет доволен им Аллах), стали несправедливо и ложно обвинять его. Они неожиданно собрались, окружили его дом и убили его. Усман (да будет доволен им Аллах) пал мучеником. Он принял смерть постящимся, проявив терпение и надеясь на награду Аллаха. Он ушёл к своему Господу в пятницу, 18-го числа месяца Зуль-Хиджа, 35-го года по хиджре. Срок его правления был около 12 лет, да будет доволен им Аллах!

4. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах)

Али ибн Абу Талиб ибн Абдуль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах) — сын дяди посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), муж его дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах), четвёртый праведный халиф и один из десяти сподвижников, которым был обещан Рай. Он родился за 10 лет до пророческой миссии Мухаммада. Али был первым ребёнком, принявшим Ислам. Он остался в постели Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь его хиджры (переселения) в Медину, завернувшись в его плащ, чтобы ввести мушриков (многобожников) в заблуждение.

Али (да будет доволен им Аллах) прославился своей храбростью, героизмом и участием в битвах на пути Аллаха. Так в битве у рва, когда объединённые войска союзных племён выступили против мусульман, он принял вызов нескольких богатырей и могучих воинов арабов и легко справился с ними, убив их в поединке. Он участвовал вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во всех его боевых походах, кроме битвы при Табуке, когда, по причине отдалённости намеченной цели, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил его опекуном своего семейства.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему следующие слова: «Разве ты не согласен занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?»[15]

В «Сахих» Бухари и в «Сахих» Муслима пришёл хадис, в котором передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завтра я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника, и которого любят Аллах и Его посланник. Аллах ниспошлёт посредством него победу»[16]. Когда наутро люди явились к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему. Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «У меня никогда не было желания командовать, кроме этого дня!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Где Али ибн Абу Талиб?» И когда он пришёл, вручил ему знамя. Несмотря на свои достоинства, Али не считал себя лучшим и признавал превосходство Абу Бакра и Умара над собой (да будет доволен ими Аллах). Ибн Хаджар в своей книге «Лисануль-мизан» привёл следующие слова Али, которые он сказал, когда узнал, что люди ставят его выше Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими всеми Аллах): «Если кто-нибудь будет ставить меня выше Абу Бакра и Умар, то я велю наказать его ударами плетью, как клеветника»[17].

После убийства Усмана (да будет доволен им Аллах), по настоянию мусульман, Али стал халифом, и люди присягнули ему.

Тогда имели место некоторые события между сподвижниками, относительно которых мы скажем те же слова, которые сказал Шейхуль-ислам Ибн Таймийя: «Позиция ахль-сунна валь джамаъа в этом вопросе – воздерживаться от комментариев того, что произошло между сподвижниками. Так как их достоинства непоколебимы, а дружба и любовь к ним обязательны».

Во время его правления произошла верблюжья битва, которую разожгли сабаиты[18]и их приспешники, а вслед за ней и битва при Сиффине. Также произошло большое сражение между Али (да будет доволен им Аллах) и хариджитами при Нахраване. Закончилось это тем, что один из хариджитов, по имени Абдуррахман ибн Мулджам, замыслил убийство Али (да будет доволен им Аллах). Он напал на него в Куфе, когда Али (да будет доволен им Аллах) шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Он обошёл его и нанёс удар мечом в переднюю часть головы.

Али (да будет доволен им Аллах) прожил 63 года, правил 4 года 8 месяцев и 4 дня, да будет доволен им Аллах!

О Аллах, даруй нам любовь к сподвижникам Твоего посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Сделай нас из людей, относящихся к ним с уважением и почтением и защищающих их честь! О Аллах, погуби тех, кто проклинает их и враждует с ними! О Аллах, дай величие Исламу и мусульманам, окажи помощь Своим рабам единобожникам! О Аллах, прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! И да благословит Аллах нашего пророка, его семью и всех его сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим; “40 уроков тем, кто застал Рамадан”; Переведено сайтом «Почему Ислам?»

www.whyislam.ru

[1] «Сахих» Муслима (2640).

[2] «Сахих» Бухари(2652) и «Сахих» Муслима (2533).

[3] Что означает «Правдивейший» (прим. пер.).

[4] «Сахих» Бухари(3675).

[5]«Сахих» Бухари(3654).

[6] «Муснад» Ахмада (2/253).

[7] «Сунан» Абу Дауда (1678) и «Сунан» Тирмизи (3921).

[8] «Сунан» Абу Дауда (4652).

[9] Мусульманское летоисчисление начинается с хиджры – переселения из Мекки в Медину пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) — (прим. пер.).

[10] «Муснад» Ахмада (2/95) и «Сунан» Тирмизи (3929), Албани в «Сахих аль-джамиъ» счёл этот хадис достоверным.

[11] Историческая область в территории Триполитании (современный Триполи, столица Ливии) — (прим. пер.).

[12] Историческая территория Азербайджана была намного просторнее, чем нынешняя.

[13] Он был прозван так потому, что был женат сначала на одной дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а после её смерти — на другой. (прим. пер.).

[14] «Сунан» Тирмизи (3949).

[15] «Сахих» Муслима (2404).

[16] «Сахих» Бухари (3701) и «Сахих» Муслима (2406).

[17]«Лисануль-мизан» Ибн Хаджара (3/289), «Китабус Сунна» Ибн Абу Асима (2/575) , «Китабус Сунна» Абдуллаха ибн Ахмада (2/562) и «Иътикад» Байхаки (1/358).

[18] Последователи лицемера Абдуллаха ибн Саба.

6 сподвижников обрадованных раем

Та́льха ибн Убайдулла́х — шурин пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и один из его ближайших сподвижников. Один из первых людей, принявших ислам, из-за чего ему пришлось вступить в конфликт с семьей и соплеменниками. Совершил хиджру и участвовал во многих сражениях мусульман с язычниками, в том числе в сражениях при Бадре, Ухуде и других битвах. После гибели халифа Умара, был одним из шести кандидатов на власть в Халифате. Однако его не оказалось в Мекке и он не смог принять участие в выборах. Вместе с Аишей бинт Абу Бакр и Аз-Зубайром ибн Аль-Аввамом выступил во главе войска против халифа Али ибн Абу Талиба. Был убит в «Верблюжьей битве».

Абу́ Абдулла́х аз-Зуба́йр ибн аль-Авва́м— двоюродный брат пророка Мухаммада(Да благословит его Аллах и приветствует), (сын тети пророка Сафии) и халифа, имама Али, а также племянник Хадиджы. Аз-Зубайр ибн аль-Аввам был одним из ближайших сподвижников и одним из шести советников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Он так же был одним из тех десяти, которым было обещано при жизни, что они будут в Раю. Его полное имя Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай. Он родился в 594 году в Мекке. Совершил хиджру сначала в Эфиопию, а затем в Медину. Аз-Зубайр участвовал во многих битвах, а во время завоевания Мекки находился слева от пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует). Входил в число шестерых выборщиков, назначенных умирающим Умаром ибн аль-Хаттабом для избрания нового Халифа. Был претендентом на избрание наряду с Саадом ибн Абу Ваккасом, Али и избранным в итоге Усманом ибн Аффан. Во время «Верблюжьей битвы» он был во главе войска выступившего против праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Аз-Зубайр ибн аль-Аввам погиб от рук Амра ибн Джармуза в местности Вади ас-Сиба недалеко от Басры. Внуком аз-Зубайра был Хишам ибн Урва.

Абдуррахма́н ибн Ауф — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Абдуррахман ибн Ауф родился в 580 году в Мекке. До принятия ислама он носил имя Абдуль-Кааба (Раб Каабы). Абдуррахман одним из первых принял ислам. Он участвовал на собраниях в доме Аркама и дважды эмигрировал в Эфиопию и Медину. Переселившись в Медину, Абдуррахман ибн Ауф участвовал в создании первого мусульманского государства. Он принимал участие во всех сражениях между мусульманами и их врагами. После смерти пророка Мухаммада Абдуррахман ибн Ауф оказывал помощь Праведным халифамАбу Бакру и Умару. Он умер в 652 году в Медине. После гибели Умара ибн аль-Хаттаба, Абдуррахман стал одним из шести кандидатов на власть в Халифате. Участники совета «шести» определились с выдвижением кандидатур Али и Усмана и должны были выбрать одного из двух кандидатов. Абдуррахман ибн Ауф некоторое время колебался, но сделал свой выбор в пользу Усмана. Голос Абдуррахмана был решающим, и Усман стал третьим Праведным халифом.

Саад ибн Абу Ваккас — сподвижник пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), одним из первых принял ислам в возрасте 17 лет. Известен как государственный деятель и полководец, внесший значительный вклад в покорение Сасанидского Ирана. Также широко известен как человек, который первый пролил чужую кровь за дело ислама. Входит в число десяти наиболее уважаемых сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Родился в 595 г., принадлежал к клану Бану Зухра, входившего в племя Курайш. Был двоюродным братом Амины бинт Вахб, матери пророка Мухаммада(Да благословит его Аллах и приветствует). По преданию, мать Саада, узнав о том что её сын принял новую веру отказалась от еды и питья до тех пор, пока Саад не отречется от ислама. Каждые несколько часов Саад носил еду и питье исхудавшей и осунувшейся матери, но она отказывалась брать их. По прошествии нескольких дней видя упорство и решительность сына, а также под воздействием слов Саада «Несмотря на мою сильную любовь к тебе, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику, действительно сильнее. Клянусь Аллахом, если бы у тебя была тысяча жизней и каждая из них уходила одна за другой, я бы не стал отказываться от этой религии» она смягчилась и стала принимать пищу. В 614 г. Саад был в числе мусульман, которые удалились в холмистую местность вблизи Мекки с целью совершить молитву. В некотором отдалении от них группа язычников потешалась над молитвенной сосредоточенностью мусульман. В результате между язычниками и мусульманами разразилась драка, в процессе которой Саад ударил одного из язычников до крови подвернувшейся под руку челюстью верблюда. Это была первая пролитая кровь за ислам. Саад ибн Абу Ваккас был среди тех последователей пророка Мухаммада(Да благословит его Аллах и приветствует), мухаджиров, которые в 622 году, спасаясь от преследований язычников-мекканцев, покинули Мекку и переселились в Медину. Участник многих битв, которые велись во времена арабского завоевания. Был одним из 8 сподвижников Пророка, которые совершили первую военную операцию мусульман против неверных вообще и первое вооружённое столкновение во время священного месяца Рамадан в частности. При жизни пророка Мухаммда(Да благословит его Аллах и приветствует) также участвовал в битвах при Бадре, Ухуде и в битве у рва. После смерти пророка в правление халифаУмара ибн Хаттаба в 636 году армией под началом Саада ибн Абу Ваккаса было выиграно сражение при Кадисии, в результате чего государство Сасанидов потерпело решающее поражение в войне с Халифатом. В 642 г. халифом Умаром отозван из Куфы в Медину в связи с выдвинутыми обвинениями. Отстранен от наместничества и командования армией, но наказания не понес. Был включен умирающим Умаром в число шестерых выборщиков, избравших халифом Усмана ибн Аффана, при этом был одним из четверых претендентов на место халифа, наряду с Али ибн Абу Талибом и аз-Зубайром ибн аль-Аввамом. Во время событий Первой Фитны занял нейтральную позицию. На призыв Али он ответил, что готов пойти, если тот даст ему меч, способный отличить истинно верующего от неверного.

Саид ибн Зейд — один из наиболее известных сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Один из десяти человек, которых пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) обрадовал вестью о рае (ашара аль-мубашшира). Отцом Саида был Зейд ибн Амр, который был ханифом. Сам Саид ибн Зайд одним из первых принял Ислам в 613 году, когда ему не было ещё и двадцати лет и участвовал в собраниях мусульман в доме Аркама. Саид был женат на сестре Умара ибн аль-Хаттаба Фатиме. Во время чтения Корана Саидом и Фатимой их застал Умар, после чего он сам принял Ислам. В первые годы зарождения Ислама мусульмане, в том числе и Саид ибн Зейд, подверглись жестоким гонениям, в результате чего им пришлось переселиться в Медину. Саид ибн Зейд участвовал во всех важных событиях. Он был участником почти всех сражений, за исключением битвы при Бадре. После смерти пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), Саид ибн Зейд участвовал в войнах Халифата против Ирана и Византии. После завоевания Дамаска, командующий армией мусульман Абу Убайда назначил Саида наместником этого города.

Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джарра́х — известный исламский полководец и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).Его полное имя: Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Дабба ибн аль-Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр аль-Кураший аль-Фихрий. Он принял Ислам во время мекканского периода жизни пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Вместе с другими сподвижниками он сначала эмигрировал в Эфиопию, а затем в Медину. В Медине он способствовал созданию и укреплению молодого мусульманского государства. Абу Убайда принял участие во всех битвах между мусульманами и язычниками Мекки. В битве при Бадре он сразился со своим отцом, который воевал против мусульман на стороне язычников и убил его. Согласно преданию 22 аят суры Аль-Муджадила ниспослан в связи со случаем Абу Убайды ибн аль-Джарраха и других сподвижников пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). После смерти пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) Абу Убайда наряду с Абу Бакром и Умаром участвовал в качестве представителя мухаджиров в собрании под шатром Бану Сакифа. На этом собрании первым Праведным халифом был избран Абу Бакр. Абу Убайда ибн аль-Джаррах умер в 638 году во время эпидемии чумы, охватившей в то время Сирию. С самого начала войн Халифата с Персией и Византией, Абу Убайда отправился на фронт. В битве при Ярмуке он был назначен командующим войсками. После этой победы были захвачены Фахль,Басан и Дамаск. Под командованием Абу Убайды также были завоеваны Иерусалим, Хомс и другие города Сирии.

Да будет доволен ими Аллах!