Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна
Именем Аллаха Милостивого и Милосердного, Мир и благословение нашему Господину посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем тем кто последовал за ним до Судного Дня.
Поистине, ясный аспект религии и то, на чем сошлись имамы мусульман – это решение о неверии исповедующего иную религию, кроме Ислама, а также о том, что такой не войдет в Рай. Кто же усомнился в их неверии или вынес решение об их неверии, но не выразил категоричность потери ими Рая и входом в Ад, тот пошел в противоречие с ясным Кораном, и единогласием мусульманской уммы.
На то, что мы упомянули, указывает и Коран и Сунна и единогласие ученых.
Что касается Корана, то Всевышний Аллах говорит: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это (его религия) никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.» [«аль Имран», 85 аят].
В этом аяте Аллах вынес два решения: Первое: Непринятие того, что он исповедует; Второе: Убыток в ахырате.
Также Всевышний Аллах говорит: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна» [«аль Маида» 72 аят]. В этом аяте Аллах ясно постановил о запрете Рая для того, кто исповедует иную религию кроме Ислама.
В другой суре Аллах говорил: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения.» [«ан-Ниса» 150-151 аяты]
Кто же разделил между Посланниками Аллаха, мир им, уверовав в Мусу или Ису, Мир им, но не уверовав в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, тот согласно этому аяту - подлинно неверующий и ему уготовано унизительное мучение.
Также Всевышний Аллах говорит: «О люди! Посланник принес вам истину от вашего Господа. Уверуйте же, ведь так будет лучше для вас. Если же вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Аллах — Знающий, Мудрый.»[«ан-Ниса» 170 аят]; Также: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их» [«аль-Маида» 48 аят]; Также: «А сектам, которые не уверовали в него, обещан Огонь.» [«Худ» 17 аят]
Доводы из сунны
Что касается Сунны, то есть много хадисов об этой теме.
Один из них это хадис, переданный имамом Муслимом от Абу Хурайры, да будет доволен ими обоими Аллах: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, что любой человек из уммы, будь он иудеем или христианином, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, обязательно будет обитателем Огня».
Сказал Имам ан-Навави в шархе на «Сахих» Муслима: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «любой человек из уммы», – то есть из тех, кто жил в его время и после до дня воскресенья, так как все они обязаны подчиниться ему. Он упомянул иудеев и христиан в качестве предупреждения другим (людям исповедующим другую религию, кроме иудаизма и христианства, и атеистам, еретикам), потому что иудеи и христиане – это те, кому было даровано Писание. И если такова участь тех, кому было даровано Писание, то те, кому не было даровано Писание более заслуживают [этой учести]»
В «Сахих» аль-Бухари от Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Юноша-иудей, который прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел навестить его и сел возле его головы. Он предложил ему обратиться в веру Аллаха и сказал: «Прими Ислам». Юноша посмотрел на своего отца, который стоял рядом. Тот сказал: «Послушайся Абу аль-Касима», – и юноша принял Ислам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, который спас его от Ада».
Единогласное мнение ученых (иджма)
Что касается единогласия ученых в этом вопросе, то об этом высказался не один имам (а множество).
Сказал имам Ибн Абдуль-Барр в книге «Тамхид»: «Абсурдно, невозможно, чтобы были прощены те, кто умер в неверии, потому что Аллах поведал нам о том, что Он не прощает ширк тем, кто умер в неверии. Это вопрос, которому нет возражения и разногласия среди ахлюль Кибла».
Имам аль-Куртуби в толковании слов Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» говорит следующее: «Этот аят относится к числу ясных аятов, в котором есть единогласие и нет разногласия в умме об этом. А слова «прощает все остальные, кому пожелает» относятся к неясным (т.е. относятся к аятам-муташабих), о [разъяснении] которых говорили ученые».
Говорит имам Абу Хайян аль-Андалуси в тафсире этого аята: «Мусульмане сошлись на вечном пребывания в Аду того, кто умер в неверии».
Говорит имам Кади Ийад аль-Малики в своей книге «аш-Шифа»: «Поэтому, мы считаем неверным того, кто исповедует иную религию, кроме религии мусульман, а также того, кто сомневается или считает верным их путь, даже если он выявляет при этом Ислам (считает себя мусульманином, но также считает и другие религии истинными)».
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Рияду Салихин» сказал: «Кто не считает неверующим, исповедующего иную религию, кроме Ислама, как христиан, или сомневается в их в неверии, или считает верным их путь - такой является неверующим сам, даже если выявляет Ислам и убежден в нем (Исламе)».
Имам Аль-Хатыб аш-Ширбини сказал в книге «Мугнии Мухтадж», перечисляя то, что приводит к неверию: «Или же он не посчитал неверным того, кто исповедует иную религию кроме Ислама, как христиане, или засомневался в их неверии».
Хафиз Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали в своей книге «Заду Муяссар» сказал: «Аят «Поистине, Аллах не прощает ширк». Сделал Аллах запретным прощение тому, кто умер многобожником, а прощение единобожников отнес к Своей Воле и не отчаял их от прощения», т.е не дал им отчаяться в Своем прощении. Также он сказал: «Смысл этого аята в том, что Аллах не прощает того, кто умер многобожником. А слова Аллаха: «...кому пожелает» являются большим даром по двум причинам: Первая – это то, что каждый, кто умер имея грехи, не считая многобожия, то нет категоричного убеждения, что он будет подвергнут мукам». Основываясь на этом: Тот, кто умер на многобожии, обречен на Ад, опираясь на категоричные тексты, которые пришли об этом.
Имам Фахруддин ар-Рази сказал в своем тафсире «Мафатихуль Гайб»: «Слова Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает».Эти аяты указывают на [возможность] прощения любого греха, помимо ширка. Если бы куфр иудеев или христиан не являлся ширком, то было бы обязательным, исходя из этих аятов, прощение Всевышним Аллахом всего. Но так как такое понимание является ложным, мы понимаем, что их неверие (иудеев и христиан) является ширком». Исходя из этого категорично утверждение, что они прибудут в Аду.
Так же имам ар-Рази сказал в тафсире аята: «Аллах уже простил их»: «Знай, что эти аяты указывают, что тот проступок [который Аллах простил им] не был по причине неверия. Поистине, прощение неверия не допускается по причине слов Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи тому, кому пожелает».
В другом месте имам ар-Рази говорит: «Знай, что когда Всевышний Аллах устрашил иудеев за неверие и разъяснил, что эта угроза обязательно осуществиться, Он разъяснил, что подобные угрозы являются особенностью неверия. Что касается остальных грехов, которые отличаются от неверия, то их состояние не подобно этому, напротив Всевышний Аллах прощает их».
Имам аль-Байдави сказал в тафсире аята: «Аллах не прощает ширк»: «Это потому, что Он вынес решение о вечном наказании многобожника и то, что грех его не смывается, поэтому многобожник не может надеяться на прощение, в отличии от других».
Имам ибн Атыйя аль-Андалуси сказал в своем тафсире «Мухаррар Ваджиз»:
«Люди делятся на 4 категории:
1. Кафир, умерший на своем куфре – он вечно пребудет в огне по единогласному мнению.
2. Искренне верующий, который никогда не грешил и умер на этом – он неизбежно в Раю, как об этом поведал Аллах – в этом единогласны ученые…».
Сказал Абу ас-Сауд аль-Имади в своем тафсире: «Под ширком подразумевается абсолютный куфр, в порядке которого первым является куфр иудеев. Поистине, Шариат ясным текстом указал на многобожие людей Писания в целом и постановил о вечном пребывании в Аду различных ответвлений неверных».
Имам Мансур ибн Йунус аль-Бухути аль-Ханбали сказал в «Дакаик Ули Нахй»: «И так же [неверным становится] тот, кто исповедует предвечность мира или сотворенность Творца или издевается над обещаниями Аллаха или над Его угрозами, либо же не считает неверным того, кто исповедует иную религию, кроме Ислама, как например люди Писания, или засомневался в их неверии или посчитал истинным их путь (то, что они исповедуют)».
Этого нам достаточно. Я не сомневаюсь, что приведенные тексты касаются того, кого достиг Исламский призыв. Что касается того, до кого не дошел призыв, то решение о нем у Аллаха.
Мера дохождения призыва
Что касается меры дохождения призыва или же его отсутствия, то это отдельная тема. Группа из ученых разделили людей в этом вопросе на три категории:
1- До кого дошел призыв ясно, [но они не уверовали] – они непременно будут в Аду. 2- До кого не дошел призыв – их дело у Аллаха. 3- До кого дошел призыв с искажениями – в отношении них есть разъяснение, которое я приведу далее.
Имам аль-Газали сказал в книге «Файсаль Тафрика»: «Наоборот, я говорю: поистине, большинство христиан Византии и Турции в наше время будут под Милостью Аллаха, если на это будет воля Аллаха. Я имею в виду тех, кто живет в окрестностях Византии и Турции, до которых не дошел призыв, потому как они делятся на три категории:
Первая категория – это те, до кого вообще не дошло имя Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует – такие оправданы.
Вторая категория – это те, до кого дошло имя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его описание и чудеса, те, которые живут по соседству с городами мусульман и смешиваются с ними – таковые (кто не уверовал) являются кафирами, пребывающими вечно в Аду.
И третья категория, которая между 1 и 2 – до них дошло имя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не дошло его описание и атрибут. Напротив, они слышали с детства, что «лжец по имени Мухаммад утверждает о пророчестве» подобно тому, как наши дети слышат о лжеце, которого зовут «аль-Мукаффа». Он утверждал, что его ниспослал Аллах и претендовал на пророчество. Эта категория по моему мнению подобна первой, так как они хоть и слышали его имя, но вместе с этим также и слышали о качествах, противоположное его истинным качествам. И это не побуждает человека искать [истину], (то есть когда человек слышит о лжепророке, он уже не стремится узнать о нем и о его религии)».
Что же касается других общин, то тот, кто посчитал его призыв ложью после того, как дошло до него множество свидетельств о его, да благословит его Аллах и приветствует, выходе, его качествах, чудесах, как раскалывание луны, тасбих камней, источение воды меж пальцев, Коран – чудо, посредством которого он бросал вызов знатокам языка, которые были бессильны против него. И когда всё это дойдет до него, а он отвернется от этого и откажется, не проанализирует, не поразмыслит, не поспешит к признанию этого истинным, тогда таковой является отрицающим, лгуном, неверующим. Но Турки и Византийцы не подпадают под это, так как их города отдалены от городов мусульман.
Напротив, я говорю: тот, до кого дошло это, то необходимо чтобы в нем появилось стремление для выяснения истинной сути, если он будет из интересующихся религией, а не из предпочитающих мирскую жизнь ахирату. А если же в нем не появится это стремление, то это из-за его преданности этому миру, из-за отсутствия страха и серьезности к вопросам религии – а это есть неверие. Если появилось стремление, но он не искал истину, то это так же куфр. Ведь обладателю веры в Аллаха и День Воскресенья, из любой религии, невозможно отказываться от поиска [истины] после выявления достойных качеств посредством необычных деяний. Если же он займется размышлением и поиском без откладывания, но настигнет его смерть до обнаружения истины, то он так же будет прощен и помилован.
Нет сомнения в том, что под 3-й категорией имеется в виду тот, кто не жалел сил на раскрытие истины и исчерпал свои усердия в его нахождении. А иначе те, кто подвергся влиянию информационной политики курайшитов по отношению к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вошли бы в категорию оправданных. Но такое не скажет разумный». (Прим.ред.: Тут шейх имеет в виду, что если бы не были оправданны именно те, кто исчерпал свои усилия в раскрытии истины для себя, то пришлось бы оправдать и тех, кто поверил сообщениям курайшитов о пророке о том, что он лгун, колдун и т .д.. и последовав их словам не стал искать истину).
Имам аль-Газали пояснил свои слова в книге «Мустасфа» сказав: «Джахиз пришел к тому, что если некто несогласный с Исламом из числа иудеев или христиан и [еще кого-то] будет упорствовать на своем противоречии Исламским убеждениям, то он грешник. Если же он размышлял и не смог понять истину, то он оправдан и не является грешником. Если же не рассматривал истину из-за незнания обязательности рассмотрения, то он так же оправдан. А грешник, подвергаемый наказанию – это лишь упорствующий (на неправильной религии и не рассматривающий истинность другой религии). Потому что Аллах не обременяет человека тем, что ему не под силу, а эти люди не смогли отыскать истину и остались на своих убеждениях, так как закрылась перед ними дорога познания.
[Далее после этих слов имам аль-Газали пишет:] Согласно разуму то, что он говорит не является абсурдным; если бы об этом пришел бы текст в шариате, то это было бы приемлемым. Если бы передалось исповедование этого, то это осуществилось бы. Но, однако, реальность противоречит этому, и это ложно со стороны ясных Шариатских текстов. Подобно тому, как мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно повелел о молитве, закате, то также знай, что он повелел христианам и иудеям уверовать в него и следовать ему и порицал их за их упорство в своих убеждениях. И вот почему он сражался против всех них и подвергался нападкам с их стороны и попыткам убить его. И знай, что сознательно упорствующих было мало, поистине большая часть [людей] – это последователи того, чего придерживались их отцы, и они не узнали о чудесах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его правдивости.
Аятов, указывающих на это, не счесть, как, например: «Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (Сод, 27); «Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас», (Фусылят, 23); «Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения» (аль Бакъара, 78); «В тот день [в День Суда], когда Аллах воскресит [оживит] их всех [всех лицемеров] и станут они клясться перед Ним (что они были верующими), как клянутся они перед вами (о, верующие), и думают они [лицемеры], полагая, что это им поможет (перед Аллахом, как это помогало им перед верующими в бренном мире).» (аль Муджадаля, 18); «Их сердца поражены недугом» (аль Бакъара, 10), – то есть сомнением.
В общем, Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, порицали в Коране и Сунне лгунов из числа неверных, что этого не счесть.
Что касается его слов «как Аллах обяжет их тем, что им не под силу?»
Мы ответим: «Мы неизбежно знаем, что Аллах обязал их. Что же касается того, осилят они или нет, то давайте рассмотрим это. Аллах указал на то, что он даст силы им в этом тем, что ниспошлет разум и часть из доказательств и Посланников, подкрепленных чудесами, которые побуждают разумного и толкают на размышление, так что не осталось никакой отговорки перед Аллахом после ниспослания Посланников».
Мнение Анбари является чуждым, так как сказал Атар в своем хашийате: «И не предполагают о нем [что он говорил] о предвечности мира и отрицании пророчеств. Вероятно, он имел в виду это в отношении сотворения действия, Корана и т.д..».
Что касается того, что было упомянуто от имама аль-Газали в «Файсал Тафрика» относительно оправдания третьей группы, то это будет в случае отсутствия нахождении ими доводов, но не со стороны усердия в понимании доводов. Потому что если мы будем учитывать их усердие в понимании доводов, то это приведет к одобрению последователей других религий.
И об этом сказал имам аль-Джувайни в книге «Варакат»: «Нельзя [говорить] что любой муджтахид в основах веры является правым , потому что это приводит к одобрению людей заблуждения: огнепоклонников, неверующих, атеистов».
Алляма аль-Хаттаб Малики сказал в «Шарх Варакат»: ««Нельзя» говорить, что «любой муджтахид в основах веры» то есть в религиозном вероисповедании «является правым, потому что это приводит к одобрению людей заблуждения» христиан, говорящих о троице, «зороострийцев» говорящих о двух основах для мира света и тьмы «и неверующих» в их отрицании единобожия, ниспослания Посланников и угроз в потустороннем мире
Алляма аль-Алюси сказал в тафсире Слов Аллаха «Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем» [Аъраф: 30]:
«Первое, т.е «а другим заслуженно предписал заблуждение», так как оно, в сопоставлении тому, кого наставил Аллах, охватывает и упрямящегося и ошибающегося.
Второе «и полагают, что следуют прямым путем» относится ко второму [ошибающемуся] – под это подпадают как те, кто проявили халатность в рассмотрении, также те, кто предельно усердствовал в этом. Разошлись ученые в отношении порицания второго (то есть того, кто не жалел сил в поиске истины) и в вечном пребывании его в Огне. По мнению некоторых он оправдан: они не разделили между тем, у кого нет разума и между тем, у кого он есть, но не достиг истины после того, чтоб истратить все силы на поиск истины. Также как оправдывают первого [у кого нет разума] из-за того, что не дошел довод, так же оправдывают и второго. И не посчитали они способность и полное распоряжение доводом. У Аллаха есть убедительное доказательство. И убежденность в том, что каждый кафир является упорствующим после ниспослания и выявления положения истины и что нет на востоке и западе сегодня рассуждающего кафира, подобна огню над знаниями и утверждает это лишь упорный мусульманин, либо мусульманин имеющий аргументы слабее чем паутина, поистине она (паутина) самая слабая из домов».
Сказал Мухаммад Рашид Рида в своем тафсире «Маннар»: «Они поставили условием довода о доходе призыва, чтоб оно было правильным и аргументированном виде, которое подталкивает на размышление о нем. Так как в противном случае не является натурой каждого человека то, что он будет размышлять обо всем, что до него доходит из религиозных дел, особенно если это до него дошла в ложной форме с призывом отстраниться от этого и не тратить время на рассмотрение его. Многие из мусульман утверждают, что до всех людей нашего времени дошел в таком [правильном] виде Исламский призыв. Но как же они невежественны о положении этого времени, его людях, призыве и его аргументации»
Да благословит и приветствует Аллах нашего Господина Мухаммада и хвала Аллаху Господу миров!