В опасности пребывает тот, кто обходится только своим мнением...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Считается благоразумным делом каждому разумному не совершать чего-либо и не желать совершить это без совещания с обладателем здравого ума, который даст правильный совет. Поистине, Всевышний Аллах повелел своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, советоваться [в своих делах], несмотря на то, что Аллах взял на себя его наставление и помощь ему, Всевышний Аллах сказал: «Ты советуйся с ним в делах». Сура аль-Имран: 159.
Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да смилуется над ним Аллах: «люди бывают трех видов:
1- Человек, которому приходят дела, а он принимает [решение] их по своему мнению
2- Человек, который советуется в том, в чем у него есть сомнения, и совершает то, что ему посоветовали умные, разумные
3- И человек, который не следует совету и не подчиняется наставнику».
Сказал, да благословит его Аллах и приветствует: «Не промахнется тот, кто сделал истихару, и не будет сожалеть тот, кто посоветовался».
Сказал Али ибн Абу Талиб, да смилуется над ним Аллах: «Совещание - само по себе есть наставление на правильный путь, и в опасности пребывает тот, кто обходится своим мнением».
От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается: «Обязанностью мусульманина перед другим мусульманином является дать ему совет, когда его об этом просят».
Абу Хурайра, да смилуется над ним Аллах, передает от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Просите совет у разумного - так вы получите наставление. И не ослушивайтесь его, а то пожалеете».
Это назидание, основанное на исламских принципах и мудрости, подчеркивает важность совета (шура) в жизни человека, особенно в принятии решений. Оно охватывает несколько ключевых аспектов, которые имеют глубокий смысл и практическое значение для каждого разумного человека.
В исламе совет (шура) считается важным инструментом для принятия правильных решений. Всевышний Аллах в Коране повелел даже Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) советоваться с верующими, несмотря на то, что Пророк получал прямое руководство от Аллаха. Это указывает на то, что совещание — это не признак слабости, а проявление мудрости и смирения. Аят из суры «Аль-Имран» (3:159): «По милосердию от Аллаха ты смягчился по отношению к ним. А если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». Этот аят подчеркивает, что совещание — это часть милосердия и мудрости.
Три типа людей по словам Умара ибн аль-Хаттаба:
Первый тип: Человек, который принимает решения исключительно на основе своего мнения, не советуясь с другими. Такой подход может привести к ошибкам, так как человек ограничен своим опытом и знаниями.
Второй тип: Человек, который советуется в тех вопросах, где у него есть сомнения, и следует советам мудрых и разумных людей. Это признак благоразумия и стремления к правильному решению.
Третий тип: Человек, который игнорирует советы и не подчиняется наставникам. Такой подход может привести к серьезным последствиям, так как он отвергает помощь и опыт других.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подчеркивает, что второй тип — это пример для подражания, так как он сочетает в себе смирение, мудрость и стремление к правильному решению.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не промахнется тот, кто сделал истихару (молитву о наставлении на правильный путь), и не будет сожалеть тот, кто посоветовался». Это указывает на то, что совещание и молитва о наставлении — это два важных инструмента для принятия правильных решений. Истихара — это обращение к Аллаху с просьбой указать на лучшее решение, а совещание — это обращение к людям за советом. Оба этих действия помогают человеку избежать ошибок и сожалений.
Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Совещание — само по себе есть наставление на правильный путь, и в опасности пребывает тот, кто обходится своим мнением». Это означает, что совещание помогает человеку увидеть ситуацию с разных сторон и принять более взвешенное решение. Тот, кто полагается только на свое мнение, рискует ошибиться, так как его взгляд может быть ограниченным или предвзятым.
В повседневной жизни человек сталкивается с множеством ситуаций, где ему нужно принимать решения. Совещание помогает избежать поспешных и необдуманных решений, в вопросах семьи, бизнеса, образования или духовной жизни советы опытных людей могут помочь избежать ошибок и найти наилучшее решение. Совещание также укрепляет отношения между людьми, так как оно основано на доверии и взаимопомощи.
Смирение и упование на Аллах
Совещание — это проявление смирения, так как человек признает, что он не всезнающий и нуждается в помощи других. После совещания важно уповать на Аллаха (таваккуль), так как окончательное решение всегда в Его длани. Совещание и молитва о наставлении — это инструменты, которые помогают человеку приблизиться к правильному решению, но окончательный результат зависит от Воли Аллаха.
Это назидание учит нас важности совета, смирения и сотрудничества. Оно напоминает, что разумный человек не должен полагаться только на свое мнение, а должен искать совета у тех, кто обладает знаниями и опытом. Совещание — это не только способ избежать ошибок, но и путь к укреплению отношений и достижению успеха в этой жизни и в будущей. Да поможет нам Аллах находить правильные решения. Аминь!