Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше вас...

Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше вас...

Хвала Аллаху Господу миров!

Мудрость того, почему среди людей есть богатые и бедные, красивые и некрасивые, здоровые и больные

Всевышний Аллах сказал: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других» (43: 32).

Абу-ль-‘Алия рассказывал, что в отношении Слов Всевышнего Аллаха: «И вот, Господь твой вывел из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я – не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем об этом!” Это – для того, чтобы в День воскрешения вы не говорили: “Мы были в неведении об этом”» (7: 172),

Убай ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал: “Аллах собрал всех потомков Адама, сделав их живыми душами, после чего придал им форму и дал способность говорить, и они заговорили. Затем Он взял с них обет и договор, заставив засвидетельствовать против себя: «Разве Я – не ваш Господь?»

После чего Господь сказал: «Воистину, я выдвигаю в качестве свидетелей против вас семь небес, семь земель и отца вашего – Адама, чтобы в День Суда вы не заявляли: «Мы не знали об этом». Знайте же, что нет божества достойного поклонения, кроме Меня, и нет господа помимо Меня. Не приобщайте ко Мне никого и ничего. Поистине, Я направлю к вам Своих посланников, которые будут напоминать вам об этом договоре и обете. И Я ниспошлю им Свои Писания».

Они сказали: «Мы свидетельствуем, что Ты – Наш Господь, наш Бог, и что нет у нас божества помимо Тебя».

Когда они признали это, Адам был приближен к ним, и, взглянув на своё потомство, он увидел среди них богатых и бедных, красивых и некрасивых. Тогда он сказал: «Господь мой, о, если бы Ты сделал одинаковыми всех Своих рабов».

На что Всевышний Аллах ответил: «Воистину, Я люблю, когда Меня благодарят»”.

Этот хадис приводят ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” (5/135), аль-Хаким (2/324), аль-Фирьяби в “аль-Къадар” (52), Ибн Батта в “аль-Ибана аль-кубра” (1337). Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Къурратуль-‘айн биль-масарра” (21), “Тахридж Хидая ар-рууа” (118).

Шейх аль-Альбани сказал: “Несмотря на то, что эти слова передаёт сподвижник, по положению оно является тем, что передано от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку о таких сокровенных вещах от себя невозможно говорить”. См. “Та’ликъ ‘аля Хидая ар-рууа” (1/112).

▪️Ведь если бы все люди были богатыми, красивыми и здоровыми, и не было бы ни бедности, ни болезней, ни уродства, то люди перестали бы это ценить и не проявляли бы благодарность за это Всевышнему, считая подобные милости естеством.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим средством для того, чтобы вы не считали милость, оказанную вам Аллахом, незначительной». Муслим (2963).

В другой версии сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому даровано превосходство в богатстве и внешности, то пусть посмотрит и на того, кто ниже его самого». аль-Бухари (6490).

В наше же время, к сожалению, всё происходит как раз наоборот – в вопросах мирских благ смотрят только на тех, кто «выше», а в вопросах религии смотрят только на тех, кто «ниже», говоря при этом: «Многие не соблюдают даже того, что соблюдаю я».

Упомянув этот хадис в примечаниях, имам ат-Тирмизи сказал: “Передаётся от ‘Ауна ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Утбы, что он сказал: «Когда я пребывал среди богатых, я не видел никого, кто был бы более обеспокоенным, чем я, ибо я видел верховых животных, которые были лучше моего животного и одеяния, которые были лучше моего одеяния. Когда же я стал пребывать среди бедных, то обрёл спокойствие»”. См. “Сунан ат-Тирмизи” (3/435).