Сабр (терпение)

Сабр (терпение)

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

С дозволения Аллаха, мы приступаем к новой теме: Терпение (сабр).

Терпение (сабр) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его Посланник, мир ему и восхваление Аллаха, в своей Сунне. Слово сабр было упомянуто в Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.

Всевышний Аллах приказал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, быть терпеливым, сказав: «Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха». (сура ан-Нахль, 16: аят 127), также в другом аяте: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники». (сура аль-Ахкаф, 46: аят 35).

Также Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим. Он сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете». (сура аль-Имран, 3: аят 200).

Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых: «Но благочестив тот,… кто проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (сура аль-Бакара, 2: аят 177).

Он Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им: «Аллах любит терпеливых». (cура аль-Имран, 3: аят 146).

«Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми». (cура аль-Анфаль, 8: аят 46).

Также Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его: «Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых». (сура ан-Нахль, 16: аят 126).

Также Всевышний Аллах обещал терпеливым награду, которая будет лучше, и будет превышать награду за их деяния. Он сказал: «А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали». (сура ан-Нахль, 16: аят 96). «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета». (сура аз-Зумар, 39: аят 10).

Также Всевышний Аллах радует терпеливых, сказав: «Обрадуй же терпеливых (которые проявляют терпение при испытаниях)». (сура аль-Бакара, 2: аят 155). Также Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками». (сура аль-Инсан, 76: аят 12).

Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:

Убеждение (йакин)

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения». (сура ас-Саджда, 32: аят 24).

Упование (тауаккуль)

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (сура аль-Анкабут, 29: аят 58-59).

Молитва (салят)

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми». (сура аль-Бакара, 2: аят 153).

Богобоязненность (такуа)

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают». (сура аль-Имран, 3: аят 120).

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость». (сура аль-Имран, 3: аят 186).

«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (сура Йусуф, 12: аят 90).

Праведные деяния

«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда». (сура Худ, 11: аят 11).

Джихад

«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение». (сура ан-Нахль, 16: аят 110).

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести». (сура Мухаммад, 47: аят 31).

Обращение к Аллаху за прощением (истигъфар) и поминание Аллаха (тасбих)

«Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно. Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром». (сура аль-Мумин, 40: аят 55).

«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна». (сура ат-Тур, 52: аят 48).

«Посему будь терпелив к тому, что они (многобожники) говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен». (сура Та Ха, 20: аят 130).

Истина (хаккъ)

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура аль-Аср, 103: аят 1-3).

Милосердие (рахма)

«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие». (сура аль-Балад, 90: аят 17).

Благодарность (шукр)

«Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного». (сура Ибрахим, 14: аят 5).

Наличие в Священном Коране и Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его жизнь является примером этой высокой нравственности. Тот, кто станет изучать его жизнь и сунну, лично убедиться в том, что поистине терпение имеет высокое положение.

Шейхуль-Ислям Такийуддин Абуль Аббас Ахмад Ибн Теймиййа сказал: Всевышний и Всеблагой Аллах разделил Своих рабов на классы, и сделал одни классы выше других. Поэтому, даже когда верующих постигают радость и беды, они пребывают во благе их Господа. Также Всевышний Аллах сделал Свое предопределение для них выгодной торговлей и путём ведущим к истине.

Как об этом сказал в достоверном предании имам верующих , да благословит его Аллаха и приветствует: «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела удивительны. Аллах не определил для него ничего, в чём не было бы блага. Когда его постигает радость, он благодарит Аллаха и это оборачивается для него благом. Когда же его постигает беда, он проявляет терпение и это так же оборачивается для него благом». (Передали имам Муслим «Китаб аз-зухд» в главе «Все деяния верующего являются благом» 8/227; имам Ахмад в «Муснад», 1/173 и ад-Дарими в «Сунан» книга «ар-Ракаик» глава «За каждое деяния верующий получает награду» 2/318.)

Данный хадис охватывает все предопределение (къадар), которое определил для верующего Всевышний Аллах. Так как если он станет благодарить Аллаха за постигшее его благо и станет проявлять терпение во время постигающих его бед, то предопределение Аллаха всегда будет оборачиваться благом для него.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного». Ибрахим, 14:5; Лукман, 31:19; Саба, 34:19; аш-Шура, 42:33.

Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении и благодарности. Это потому, что терпение состоит из трёх видов:

Первый вид. Проявление терпения в делах подчинения Аллаху

Так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И человеку достаточно быть терпеливым в совершении как обязательных (уаджиб) так и желательных (мустахаб) деяний.

Второй вид. Проявление терпения в запретном деле

Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи, подталкивают человека к неповиновению и грехам. Для того, что бы оставить это, человеку достаточно проявить сильное терпение. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям. Однако оставление грехов свойственно только правдивым (сиддикин)»

Третий вид. Проявление терпения, когда человека постигают несчастья, которые не зависят от него самого

Несчастья (беды) бывают двух видов:

1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений

Проявление терпения этому виду несчастий легче всего, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это. Поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно.

Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце знание о пользе извлекаемой от постигших его несчастий, а так же о том, что это принесёт ему прощение и благо, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!». (Это часть хадиса переданного Абу Дауд в «ас-Сунан» в книге «Молитва Уитр» в главе «Истигфар» 2/181, хадис, 1522; так же ан-Насаи в «ас-Сунан», в книге «Саху» в главе «Другой вид мольбы» 3/53; имам Ахмад в «Муснад» 5/245-247.)

2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний

Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремиться к мести.

Проявлять терпение при этом виде несчастья свойственно пророкам и правдивым мужам. Когда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, постигали страдания, он говорил: «Да смилостивиться Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение». (Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 28, хадис 3405; также передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Закят» глава о «Смягчении сердец» 3/109.)

Также он, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают».

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил это, когда ему доставляли страдания люди из его народа. Абдуллах ибн Масуд, рассказывал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Джаранде распределял трофеи после битвы Хунейн, люди стали стекаться к нему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О господь, прости мой народ, поистине они не знают».

Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я и сейчас будто бы вижу как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вытирая кровь со своего лба, рассказывает об этом мужчине и говорит: «О господь мой! Прости мой народ, так как они незнают». (Этот хадис передали Ахмад в «Муснад» 7/378, хадис 4366. Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является сахих-лигейрихи.)

В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испрашивание прощения для них и оправдание их, их невежеством. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему.

Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения». (сура ас-Саджда, 32: аят 24).

Человек становится имамом в религии только лишь при помощи терпения и убеждённости. И когда к этому терпению добавляется непоколебимая убеждённость и вера, раб возвышается на высокое положение по милости Аллаха. Эта милость, которую Аллах дарует из Своих рабов кому пожелает. Поистине Аллах обладатель великой милости.

По этой причине Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». (сура аль-Фуссылат, 41: аят 34-35).

Оттолкнуть зло добром можно лишь посредством прощения и других подобных праведных деяний. А великая доля – это Рай.

Пусть Аллах даст нам терпения и сил, свою милость и прощение! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!