Религиозно-правовое решение /хукм/ о посещении могил женщинами

Религиозно-правовое решение /хукм/ о посещении могил женщинами

Хвала Аллаху Господу миров.

Посещать могилы женщинам нельзя, так как на это указывает хадис. لعن الله زوارات القبور В нем достоверно передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы. Женщинам следует оставить посещение могил, а та женщина, которая посещала могилу из-за незнания, то на ней нет греха. Однако ей не следует делать этого впредь. Если она совершит подобное еще раз, то она будет должна покаяться и просить прощение у Аллаха. Покаяние удаляет все, что было до него.

Посещение могил – действие, присущее мужчинам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Посещайте могилы, воистину, они напоминают вам о Последующей жизни. В самом начале посещение могил было запрещено и мужчинам, и женщинам, так как в то время мусульмане еще не так давно оставили поклонение мертвым и привязанность к ним, поэтому им было запрещено посещать могилы, чтобы закрыть дверь, ведущую к многобожию. Когда же Ислам укрепился (в их сердцах), когда они хорошо узнали его, Аллах узаконил им посещение могил, так как в этом есть увещевание, это напоминает о смерти, о Последней жизни, также во время посещения говорится мольба за умерших, посетители обращаются к Аллаха о помиловании покойных. Однако, в соответствии с более верным мнением ученых, Аллах запретил женщинам посещать могилы, так как они являются искушениями для мужчин, и, возможно, станут причиной искушения самих себя, потому что они менее терпеливы, быстрее расстраиваются и более беспокойны. Запрет посещать кладбища является милостью и благом Аллаха для них, это является благом и для мужчин. Так как если и мужчины, и женщины соберутся у одной могилы, то это может привести к искушению.

Шейх Ибн Баз, Да Помилует Его Аллах. Маджму‘ Фатауа Уа Макалят Мутанаууи‘а. Т. 9. С. 28.

 لعن الله زوارات القبور

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, проклял женщин, посещающих кладбища. Этот хадис передал ат-Тирмизи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

Этот хадис свидетельствует о том, что женщины не имеют права посещать кладбища. Причина этого заключается в том, что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, проклинали людей только за совершение тяжких грехов. Однако есть целый ряд достоверных хадисов о том, что женщинам дозволено посещать кладбища. Поэтому богословы высказывали различные мнения по этому вопросу. Одни считали, что женщинам было запрещено посещать кладбища до того, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил поступать таким образом как мужчинам, так и женщинам. Другие ученые полагали, что этот запрет распространяется на женщин вплоть до наступления Судного дня, потому что они лишены выдержки и легко поддаются эмоциям. Согласно наиболее достоверному мнению, женщинам запрещается посещать кладбища, если при этом они совершают греховные поступки, например, громко плачут или причитают по покойному. Если же они посещают кладбища для того, чтобы это напомнило им о будущей жизни, то в этом нет ничего запрещенного или нежелательного. См. “Итхаф аль-Кирам”, с. 162.

Передают, что ‘Аиша рассказывала о том, как однажды она спросила: «О Посланник Аллаха! Что я должна говорить при посещении кладбища?» Он сказал: «Говори: “Мир вам, о покоящиеся здесь мусульмане и верующие! Да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, и тех, кто задержался! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам”». Этот хадис передал Муслим. Передают, что ‘Абдуллах ибн Абу Мулейка рассказывал, что однажды он встретил ‘Аишу, когда она возвращалась с кладбища. Он спросил ее: «О мать правоверных! Откуда ты возвращаешься?» Она ответила: «С могилы моего брата ‘Абд ар-Рахмана». Он спросил: «А разве Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не запретил навещать могилы?» Она ответила: «Да. Поначалу он запретил навещать могилы, а затем велел навещать их». Этот хадис передал аль-Асрам в сборнике “ас-Сунан”. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял женщин, часто посещающих кладбища. Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Аль-Куртуби сказал: «Проклятие, которое упоминается в хадисе, падает на женщин, которые часто посещают кладбища. Очевидно, причина этого заключается в том, что в результате частого посещения кладбищ женщины ущемляют права своих мужей, бросаются в глаза мужчинам, начинают громко рыдать и т.п. Существует мнение, что если они обезопашены от подобных прегрешений, то нет оснований удерживать их от посещения кладбищ, потому что в напоминании о смерти нуждаются не только мужчины, но и женщины». См. “Нейл аль-Аутар”, т. 4, с. 427-428.

Аль-Албани сказал: «Женщинам не разрешается часто посещать кладбища, потому что частое посещение кладбищ подталкивает женщин к нарушению шариата. Они могут громко рыдать, или наряжаться в присутствии посторонних мужчин, или превращать могилы в места встреч, или тратить время на бесполезные разговоры. В наше время такое можно увидеть в некоторых мусульманских странах. Очевидно, именно это подразумевается в известном хадисе, который гласит: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял женщин, часто посещающих кладбища». В другой версии этого хадиса говорится: «Аллах проклял женщин, часто посещающих кладбища».

Этот хадис рассказывало несколько сподвижников: Абу Хурейра, Хассан ибн Сабит и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Хадис Абу Хурейры передали ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Бейхаки, ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн ‘Абд аль-Барр. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным. Все рассказчики хадиса являются заслуживающими доверия, кроме ‘Умара ибн Абу Саламы, хадисы которого в худшем случае можно считать хорошими. Но этот хадис является достоверным, поскольку подтверждается другими сообщениями. Хадис Хассана ибн Сабита передали Ибн Абу Шейба, Ибн Маджа, аль-Хаким, аль-Бехаки и Ахмад. Аль-Бусыри назвал хадис достоверным, а его рассказчиков - заслуживающими доверия. Однако рассказчика по имени Ибн Бахман назвали заслуживающим доверия только Ибн Хиббан и аль-‘Иджли, которые известны своей снисходительностью при оценке справедливости рассказчиков. Ибн аль-Мадини сказал, что не знает об этом рассказчике. Тем не менее Ибн Хаджар сказал, что учитывая все обстоятельства этот хадис можно принять. Хадис Ибн ‘Аббаса дошел до нас через Абу Салиха. Его передали Ибн Абу Шейба, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад и другие.

В некоторых версиях этого хадиса говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял женщин, посещающих кладбища. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим. Однако Абу Салих, вольноотпущенник Умм Хани бинт Абу Талиб, был слабым рассказчиком. Некоторые знатоки хадисов подозревали его во лжи. Из всего сказанного следует, что в достоверных версиях хадиса говорится о женщинах, часто посещающих кладбища. Так говорится в версиях Абу Хурейры, Хассана и большинстве версий Ибн ‘Аббаса. Следовательно, проклятие попадает только на женщин, которые часто посещают кладбища, но не на остальных. Поэтому данный хадис не противоречит предыдущим хадисам, в которых говорится о том, что посещение женщинами кладбищ является желательным предписанием». См. “Ахкам аль-Джанаиз”, с. 235-237.

Ученые единогласны, что мужчине желательно посещать могилы, ибо это напоминает о последней жизни

Имам аль-Къуртуби, да помилует его Аллаh, сказал: «Ученые единогласны относительно посещение могил мужчинами, разногласие лишь относительно женщин».

Если женщина при посещении могил начинает вести себя не подобающе: дикое оплакивание, оголение что-то из тела и другие неподобающие поведения, то среди ученых сунны единогласное мнение на запрет. Но если ничего из упомянутого нет, то у имамов этой уммы три мнения на этот счет:

Нельзя посещать абсолютно

Группа ученых абсолютно запрещает посещение могил. Это одно из мнений в мазhабе имама Аби Ханифы и Малика. Одно из мнений в мазhабе имама аш-Шафи’и. Это так же одно из версий от имама Ахмада. Это мнение так же предпочел Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Къайим.

Из современных ученых на этом мнении ‘алляма Ибн Баз, Ибн аль-‘Усеймин, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи и ‘АбдуЛла ибн Джибрин, да помилует их всех Всевышний. Упомянем их основные аргументы:

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал: لعن الله زوارات القبور Посланник Аллаhа ﷺ проклял часто посещающие могилы женщин…». Передал имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан и аль-Байхакъи. Имам ат-Тирмизи назвал этот хадис хасан-сахих.

Также от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказал: Посланник Аллаhа ﷺ проклял женщин, посещающих могилы… Передал имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh. Ученые этой группы сказал, что в иснаде хадиса нет никого, кто был обвинен во лжи.

Можно посещать абсолютно

Это одно из мнений в мазhабе Абу Ханифы и Малика. Это известное и принятое мнение в мазhабе аш-Шафи’и. Это также одно из версий от имама Ахмада. Имам Ибн Хазм также занял эту позицию.

Эта группа ответила, что эти хадисы, запрещаю абсолютное посещение, не являются достоверными. Один из тех, кто считал эти хадисы не достоверными имам Абу аль-Хаджадж Юсуф аль-Миззи, да помилует его Всевышний. Наш шейх ас-Сухейм тоже считал второй вариант этого хадиса не достоверным. Другие из этой группы ответили, что данные хадисы достоверные, но отмененные.

Другие сказали, что хадис достоверный и вовсе не отмененный, однако в хадисе речь идет о часто посещающих могилы женщинах. На это указал имам Абу ‘АбдиЛля аль-Къуртуби, да помилует его Всевышний.

Также доказательством этой стороны служи хадис, который передал имам Муслим от матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она спросила посланника Аллаhа: «Что мне говорить при посещении могил о посланник Аллаhа?», на что он ﷺ ответил: Скажи: ас-Салям обитателям могил из числа муъминов и муслимов…

Тут очевидно, что посланник Аллаhа ﷺ сам обучает женщин посещать могил. И это произошло в последние дни его жизни.

Так же в пользу дозволенности посещения могил женщинами служит хадис Анаса, который передал аль-Бухари Муслим, где он сказал «Посланник Аллаhа ﷺ проходя мимо одной женщины, оплакивающего покойного у могилы, сказал: Побойся Аллаhа и проявляй терпение. Передал имам аль-Бухари и Муслим. Аль-Бухари назвал главу этого хадиса: «Глава о посещении могил».

Аль-Хафиз Ибн Хаджар в комментариях к этому хадису сказал: «Доказательство в этом хадисе именно в том, что посланник Аллаhа ﷺ не запретил ей находится у могилы. А его молчаливое одобрение является (шариатским) доводом…

Сказал аль-Къуртуби: «Внешний смысл (хадиса) в том, что в ее плаче был излишек, (именно) поэтому (посланник Аллаhа ﷺ) повелел ей придерживаться богобоязненности». 

Также данная группа привела хадис Бурайды в сахих Муслима, где посланник ﷺ сказал: Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их. Поистине, это напомнит вам о последней жизни. В другой версии: «…это напомнит вам о смерти».

Имам аль-Къуртуби сказал, что в этом хадисе посланник Аллаhа ﷺ обратился к мужчинам и к женщинам.

Передал аль-Бухари и Муслим, что однажды мать правоверных ﷺ ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний, возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей ‘АбдуЛла Ибн Аби Мулейка спросил: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» Она ответила: «С могилы моего брата ‘Абд ар-Рахмана Ибн Аби Бакра». Он сказал: «А разве посланник ﷺ не запретил посещать могилы?». На что она ответила: «Верно, запрещал, но потом разрешил».

Передал имам аль-Хаким. Да помилует его Аллаh. Удостоверил аль-хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Нежелательно посещать

На этом большинство ученых. Это так же одно из мнений в мазhабе имама аш-Шафи’и и известное мнение в мазhабе имама Ахмада.

Доказательством этой группы служат все те хадисы, которые мы привели ранее. Эта группа объединила эти хадисы, плюс подключили к этому женскую сущность: женщина слаба и наивна. Нет гарантии, что она будет держать себя в руках при посещении кладбищ, как сказал имам Ибн Къудама.

Можно старым, нельзя молодым

Имам аль-Къуртуби, да помилует его Аллаh, сказал: «Что касается молодых женщин, то запрещено. А по поводу старых женщин, то дозволено».

Выводы:

Женщине лучше делать это с праведным мужем. А если нет опасения за себя, то она может лишь изредка посещать кладбища. На этом мнении наш шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Сухейм, да хранит его Всевышний.

Мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними.