Разница между посланниками и пророками

Разница между посланниками и пророками

Хвала Аллаху Господу миров!

«...и верим в посланников и пророков».

Контекст указывает на то, что проводится отличие между посланниками и пророками, что это не синонимы, потому что есть некоторые учёные ('уляма), которые говорят: «Посланник (расуль) и пророк (набий) — это одно и то же». Но правильнее, что расуль и набий — это не одно и то же. Общее между между расулем и набийем, что каждый посланник (расуль) является пророком (набийем), и тем и другим ниспосылается откровение (вахй) от Аллаха (пречист Он и возвышен).

В чём отличие?

Учёные высказывают разные мнения.

Одно из мнений, что набий — это тот, кому даётся какое-то откровение, религиозные установления, но ему не приказано доносить это до людей, а посланник (расуль) — это тот, кому тоже внушается откровение (вахй, шар'), но ему приказывается донесение (таблиг) этого до людей.

Другие учёные ('уляма) говорят, что такое толкование отличий между пророком (набийем) и расулем слабое, потому что даже наследникам пророков приказано доносить до людей, и поэтому говорят:

«Отличие между пророком и посланником состоит в том, что посланник (расуль) отправляется Аллахом (пречист Он и возвышен) с новым вероуставом (шариатом), в отличие от пророка (набийа), который отправляется Аллахом с тем же шариатом, который был ниспослан до него, для его укрепления и возрождения, как, например, пророки из числа сынов Исраиля (бану Исраиль): они все приходили с шариатом посланника, который был до них, возрождали его и призывали к нему, а посланником был Муса (мир ему). Аллах (пречист Он и возвышен) указывает на миссию этих пророков из числа бану Исраиль в Коране:

إِنَّا أَنزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُوا لِلَّذِينَ هَادُوا وَالرَّبَّانِيُّونَ وَالْأَحْبَارُ

«Мы ниспослали Тору (Таурат), в которой есть прямое руководство и свет. На основании неё [Торы] выносят суждение пророки, которые предались [Аллаху] (стали мусульманами), для иудеев, и набожные учёные, и книжники» (Коран, сура «Трапеза», 5:44).

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит, как пророки из числа бану Исраиль судили между людьми, а их было очень много: иногда одновременно являлось два, три, несколько сразу. Они выносили решение на основе Таурата, который был ниспослан Мусе (мир ему), т. е. они не принесли какой-то отдельный, самостоятельный вероустав, законодательство (шариат). В отличие от посланников, которые являются с новым, независимым, самостоятельным шариатом, и приказано им довести этот новый шариат до людей.

Что касается пророка, согласно этому мнению, то ему приказано тоже доносить, но это по сути оживление послания, которое было ниспослано до него посланнику. Этим пророкам иногда что-то открывалось из откровения: какие-то приказы от Аллаха (пречист Он и возвышен), которые он должен был передать людям, но по каким-то отдельным, частным вопросам, как, например, обратились сыны Исраиля после Мусы (мир ему) к своему пророку, чтобы Аллах (пречист Он и возвышен) назначил им царя, и пророк передал им откровение, что царём назначается для них Талют, но в общем он следует шариату посланника, который был до него.

Есть ещё мнение, которое близко к мнению, о котором мы сейчас сказали: посланник (расуль) — это такой пророк, который направляется Аллахом (пречист Он и возвышен) к какой-то общине (умме), которая уже отошла от религии, Единобожия (Таухида) и которая противоречит посланнику в самой же основе веры, это уже не мусульмане.

Поэтому, если посмотреть, первый пророк — это Адам (мир ему), ему открывалось откровение, какие-то законы, какие-то установления от Аллаха (пречист Он и возвышен), но он пророк (набий), с которым разговаривал Аллах.

А первый посланник – уже Нух (мир ему), потому что человечество в своей массе уже отошло от Единобожия (Таухида), от веры, и поэтому уже пришёл посланник. Это мнение тоже сильное. Можно сказать, что это и предыдущее дополняют друг друга.