Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (14 Раби ас-Сани 1440х.)
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Земной мир полон добра и зла, радости и горя, веры и неверия. Эти противоположности тесно соприкасаются друг с другом, воплощая в жизнь удивительный замысел Аллаха. Человек приходит в этот мир на короткий срок и покидает его, не забирая с собой ничего, кроме своих деяний. Богатство и дети, высокое положение и слава — ничто из этого человек не уносит с собой в могилу. Прожитая жизнь подобна предрассветному сну. Она пролетает быстрее, чем облака, не оставляя человеку шанса вернуть вчерашний день.
Если оглянуться назад и задуматься над своими деяниями, то сердце переполняется беспокойством и унынием. На склоне лет мало кто испытывает радость от того, что предавался усладам и развлечениям в молодости. Мучительное бремя приближающегося конца погружает в тяжёлые раздумья всех, кроме тех, чьи сердца полны веры в Аллаха и в последнюю жизнь, кто живёт по закону Всевышнего и готовится к встрече с Ним.
Знание о жизни после смерти оказывает сильнейшее влияние на личность и поведение верующего. И хотя он, как и все люди, нуждается в мирских благах, они не обольщают его, потому что его широкая душа не умещается в этом тесном пространстве. Она стремится к Всевышнему Творцу и живёт надеждой на близость к Нему.
Истинный верующий не привязан к земному миру. Здесь он ощущает себя пленником. Грехи и несчастья, зло и притеснения удручают его. Каждую чужую боль он воспринимает как свою собственную, и только вера в наивысшую справедливость помогает ему жить дальше. И он живёт ради своего Господа и Благодетеля, ради вечного блаженства в обители Божьей милости. В одном из хадисов сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, этот мир проклят и проклято всё, что есть в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что Он любит, и того, кто обладает знаниями, и того, кто обучается им» (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Арабское слово لَعْنَةٌ — «проклятие» означает «отдаление от милости Аллаха». Мирские блага и удовольствия прокляты, потому что они отвлекают людей от поклонения Творцу и многих добрых дел. Но означает ли это, что земные блага вовсе не являются благами и не приносят человеку никакой пользы? И нужно ли тратить время на приобретение земных благ, если они прокляты Аллахом? Ответы на эти вопросы имеют большое значение, поскольку от них во многом зависит жизненная позиция верующего и благополучие мусульманской уммы.
Одни считают, что земные блага необходимы только для того, чтобы удовлетворять минимальные потребности и исправно выполнять свой долг перед Аллахом. Они опасаются искушения богатством. Проявляя терпение и довольствуясь малым, они стремятся заслужить любовь Аллаха, о которой говорил Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что один из сподвижников спросил его: «О Посланник Аллаха, укажи мне на поступок, из-за которого меня возлюбит Аллах и полюбят люди». Он сказал: «Довольствуйся малым в этом мире, и Аллах возлюбит тебя, и откажись от того, что у людей, и они возлюбят тебя» (Ибн Маджа и аль-Хаким).
Сторонники таких взглядов избрали надёжный путь, ведущий к милости и довольству Аллаха. Но для того, чтобы пройти им, недостаточно отказаться от роскоши и богатства. Необходимо посвятить себя поклонению Всевышнему, изучить и распространять Его религию, создать счастливую семью и воспитать праведных детей, дать им хорошее образование и подготовить их к жизни, а еще поддерживать родственные связи и бескорыстно служить людям. Это совсем не то, чем занимаются люди, не желающие учиться и работать, а вместо этого предпочитающие проводить время в мечетях и на собраниях.
Умеренность в земных благах сама по себе не является добрым делом. Она помогает верующему не отвлекаться от твёрдого следования прямым путём, закаляет его душу и тело, помогает ему устоять перед соблазнами и сомнениями. Но если она сопряжена с праздностью и бездельем, то это слабость и порок, вредящий и самому человеку, и всему обществу.
Путь лишений и терпения облегчает верующему расчёт в день воскресения. Спрос с бедных и слабых будет меньше, чем с тех, кто обладал богатством и властью. Но вместе с тем бедняки не имеют возможности совершать многие добрые дела, которые под силу только тем, кто богат. Они не могут помогать малоимущим семьям и опекать сирот, строить мечети, больницы и школы, финансировать всевозможные благотворительные проекты.
Всё это особенно актуально в наше время, когда соперничество между государствами и лагерями перешло в экономическую плоскость, когда даже военное могущество во многом определяется экономической мощью. А ведь в Коране сказано: «Приготовьте против них сколько можете силы и конных отрядов, устрашая врага Аллаха и вашего врага» (сура 8 «Военная добыча», аят 60). Поэтому вера учит нас изучать полезные науки, осваивать новые технологии, развивать экономику своих стран и приумножать мощь нашей уммы ради прославления имени Аллаха, сохранения мира и защиты интересов мусульман.
В достоверном хадисе говорится: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся» (Муслим). Силён тот верующий, который обладает праведными познаниями и богобоязненностью, не нуждается в помощи других людей, а сам оказывает всестороннюю поддержку обиженным и нуждающимся. Такого верующего Аллах любит больше, чем того, кто слаб духом или имеет ограниченные возможности. И это не противоречит упомянутым ранее словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Довольствуйся малым в этом мире, и Аллах возлюбит тебя». Довольствоваться малым и быть аскетом не значит полностью отказываться от земного мира и не иметь средств к существованию. Аскет может быть богатым и не нуждаться ни в ком, кроме Аллаха. И если человек довольствуется малым и жертвует свои средства на благие цели ради обретения Божьего довольства, то его аскетизм лучше, чем лишения того, кто беден и нуждается. Он довольствуется малым сознательно, имея возможность не делать этого, тогда как бедняк поступает так вынужденно, не имея другого выбора. Таким образом, второй путь спасения от проклятия земного мира — это путь материальной обеспеченности и благодарности. Чтобы пройти им и заслужить довольство Аллаха, недостаточно накопить большое состояние дозволенным способом.
Необходимо благодарить Господа за эти блага и расходовать их на добрые дела, помогать нуждающимся и должникам, заботиться о сиротах и делать пожертвования на распространение истины. Из ранней истории ислама хорошо известно, какой вклад в укрепление ислама внесли Абу Бакр, ‘Усман ибн ‘Аффан и другие обеспеченные сподвижники. Как-то раз Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) даже сказал: «Ничьё богатство не принесло мне столько пользы, сколько богатство Абу Бакра» (Ахмад). А в другой раз он сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: "Вот если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он" — и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек говорит: "Вот если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он"» (аль-Бухари и Муслим).
Наши праведные предшественники прекрасно понимали, какую пользу приносит богатство, расходуемое на благие цели. Они тоже остерегались искушения богатством и земными прелестями, но стремление к великой милости и высоким ступеням перед Аллахом вдохновляло их на усердный труд и щедрые пожертвования. Абу Ну‘айм передал слова Са‘ида ибн ал-Мусаййиба: «Нет добра в том, кто не желает собрать имущество дозволенным путём, чтобы избавить своё лицо от обращения к людям, чтобы поддерживать родственные связи и отдавать должное из своего имущества» [Хилья аль-аулия 2/173]. В другой версии говорится: «Нет блага в том, кто не откладывает имущество для того, чтобы вернуть долг, помочь родственникам и сохранить лицо». Он оставил после себя несколько динаров и говорил: «Аллахумма, Ты знаешь, что я держал их только для того, чтобы защитить свое достоинство и свою веру» [аль-Муджаляса 2290].
Это было частью религиозных убеждений ранних мусульман. Они приобретали богатство и использовали его, чтобы лучше поклоняться Аллаху, совершать больше добрых дел и укреплять ислам. Выдающийся табий, знаток Корана и хадисов Мухаммад ибн аль-Мункадир говорил: «Богатство — прекрасная поддержка богобоязненности» [Муснад аш-шихаб 1317]. А имам Суфьян ас-Саури говорил: «В наше время богатство — это оружие верующего». Комментируя эти слова ученого, Ибн ал-Каййим пишет: «Пречистый Аллах сделал богатство причиной сохранения телесного здоровья, а его в свою очередь сделал причиной сохранения души. Ею человек познаёт Аллаха и верует в Него, признаёт правдивость Его посланников, любит Его и обращается к Нему. Поэтому богатство — это причина благоустройства этого мира и последней жизни. Оно порицается лишь тогда, когда приобретается незаконным путём и расходуется не должным образом, когда оно порабощает своего владельца, овладевает его сердцем и отвлекает его от Аллаха и последней обители» [‘Идда ас-сабирин, с. 356].
Избрав путь материальной обеспеченности и благодарности, наши предшественники превратили свои города и страны в центры мировой цивилизации. На них равнялись все остальные народы, и на протяжении многих веков иноземцы приезжали к ним для получения образования и приобщения к высокой культуре. В те времена отношение к созидательному труду прививалось мусульманам с раннего детства. Этому обучали наряду с обучением Корану, письму и нормам поведения, ибо этому учил наш Посланник (мир ему и благословение Аллаха).
Однажды его спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной сделки». (аль-Баззар). В другом хадисе сообщается, что старание ради приобретения мирских благ приравнивается к участию в джихаде. Однажды мимо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) торопливо прошёл человек с растрёпанными волосами, и сподвижники сказали: «Вот если бы он так трудился на пути Аллаха». Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто трудится, чтобы прокормить родителей, тот на пути Аллаха, и кто трудится, чтобы прокормить детей, тот на пути Аллаха, и кто трудится, чтобы обеспечить себя, тот на пути Аллаха» [Шу‘аб аль-иман 6/413].
Таким образом, чтобы уберечься от вреда земного мира, мусульмане могут пойти любым из двух путей: либо довольствоваться малым и проявлять терпение, либо приобретать богатство и расходовать его так, как угодно Аллаху. Самое главное — чтобы в обоих случаях мусульманин не замыкался на поклонении, которое приносит пользу ему одному, и не забывал выполнять свои обязанности перед обществом. И хотя богатые мусульмане имеют больше возможностей творить добро и помогать окружающим, значимость тех, кто искренне посвящает себя поклонению Аллаху и отказывается от богатства ни в коем случае нельзя занижать. Такие верующие заслуживают уважения, поддержки и доброго отношения уже потому, что ради их молитв Аллах одаряет благами и оберегает от несчастий всех остальных.
В «Сахихе» аль-Бухари сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал Са‘ду ибн Малику: «Разве не благодаря одним только слабым из вашей среды вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?» А в другом хадисе говорится: «Указывайте мне на слабых, потому что вам оказывается помощь и даруются средства к существованию благодаря слабым среди вас» (Муслим). Аллахумма, защити же нас от обольщения земными благами и помоги нам не бежать от этого мира, который Ты подчинил нашим интересам, а овладеть им для того, чтобы лучше поклоняться Тебе и делать добро Твоим рабам. Помоги нам удержать его в руках и не впускай его в наши сердца, дабы не вытеснил он из них любовь к Тебе. Аминь!