Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (21 Му­хар­рам)

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (21 Му­хар­рам)

С именем Аллаха!

Намаз заключает в себе очень много мудростей и тайн

1. Полноценный намаз заставляет человека обращать внимание на его истинную сущность: человек является рабом Аллаха, Велик Он и Славен, и принадлежит Ему. И выполнение каждого последующего намаза продолжает напоминать человеку про его сущность. Это происходит каждый раз, когда человек начинает отвлекаться на повседневные заботы и на взаимоотношения с другими людьми. Но приходит намаз, и напоминает снова человеку, что он является рабом Аллаха, Велик Он и Славен.

2. Совершение намаза приводит к утверждению мысли в душе человека, что он не найдет истинного помощника и благодетеля, кроме Аллаха, Велик Он и Славен. В окружающем мире человек видит множество причин и средств, и ему начинает казаться, что это они помогают ему и приносят пользу. Однако в действительности все это подчинил человеку Аллах. Человек начинает давать себе волю в уповании на внешние причины и становится небрежным, но приходит намаз и напоминает ему, что все эти причины и предпосылки создал для него Аллах. Аллах — Единственный Помощник и Благодетель, приносящий вред и благо, Оживляющий и Умерщвляющий.

3. Во время намаза человек приносит Аллаху покаяние и просит у Него прощения за совершенные грехи, которым он подвергся в течение дня и ночи. Количество грехов может быть велико, ибо о некоторых он может знать, а о некоторых даже не подозревать. Частое совершение намаза очищает человека от грехов. Как это разъяснил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который приводится от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах: «Совершение пяти намазов подобно полноводной реке, протекающей у порога одного из вас, в которой он купается пять раз» (Муслим, 668). Сказал Хасан: «Разве на нем останется грязь после этого?!»

Под «грязью» в данном случае понимаются грехи, на что указывает другой хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посредством пяти намазов Аллах стирает грехи человека» ( хадис также приводится у Муслима, 667).

4. Намаз является духовной пищей для сердца, чтобы поддержать в нем веру в Великого Аллаха. И поистине, забавы жизни и наущения шайтана заставляют человека забыть про эту основу, если это было у него в сердце. И если человек утвердится в этой небрежности по причине направления к шумихе, страстям и прихотям, то это в конечном итоге приведет к отрицанию и отказу от веры. Это подобно дереву, которое оторвали от питания, и оно начинает увядать. Со временем это увядание приводит к смерти дерева , и оно превращается в сухие дрова. Однако, если мусульманин будет проявлять настойчивость в совершении намаза, то будет тем самым питать свой иман. И не будут мирские развлекательные вещи способствовать ослаблению имана в сердце человека.

«Брат, ты только не подумай, что я умничаю. Я лишь хочу дать тебе искренний совет, ведь ислам учит тому, чтобы мусульмане помогали друг другу. Просто я заметил, что твой намаз неполноценный, так как ты во время его совершения пропускал важные моменты…» К большому сожалению, часто приходится говорить эти слова молящимся мусульманам, так как замечаешь в их намазах большие упущения, которые делают намаз недействительным. Трудно говорить эти слова, так как не знаешь, как на это отреагирует человек. А реагирует он по-разному: кто-то принимает эти слова и совершает намаз заново с учётом допущенных ошибок, кто-то снисходительно улыбнётся и похлопает тебя по плечу. Бывают и такие, которые начинают злиться, при этом бурно жестикулируя руками и напоминая о том, что, когда ты ещё бегал под столом, он уже молился. Но… как бы это ни было неприятно нашей душе, всё же поправлять людей надо, делая это искренне, ради Аллаха и с мягкостью.

Сегодня разговор пойдёт об «ат-тума’нина» – соблюдении паузы, обязательной остановке в арканах (столпах)намаза, когда тело молящегося находится в спокойном состоянии. Минимальное количество времени такого состояния должно быть равным произнесению одного раза «субханаЛлах». Если эта пауза не будет соблюдена в поясном поклоне, в стоянии после этого, в земных поклонах и в сидении между ними, то намаз становится недействительным. И это самая распространённая ошибка среди мусульман, которые во время совершения намаза уподобляются клюющим птицам, не задерживаясь ни на секунду в поклонах и между ними. 

Поэтому поводу Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил человеку, которого обучал молитве: «…пока ты не успокоишься в поясном поклоне… затем поднимись и выпрямись стоя… затем соверши земной поклон, пока не успокоишься в этом положении, затем сядь, пока не успокоишься сидя, затем соверши земной поклон, пока не успокоишься в таком положении». ИмамАхмад, Ат-Табарани и другие приводят хадис, в котором говорится: «Наихудшим из воров является вор, который ворует из своего намаза». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, как же он ворует из своего намаза?» Он ответил: «Он не совершает полноценно свой поясной и земной поклоны». Аль-Бухариприводит слова Хузайфы, да будет доволен им Аллах: «Я увидел человека, который не совершал полноценно поясной и земные поклоны, и сказал ему: “Ты не совершил молитву, и если бы ты умер, то умер бы не на том, с чем был послан Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”».

То есть ты не совершил намаз, который примется, и если бы тебя настигла смерть в таком состоянии, то ты бы умер не на пути, с которым пришёл Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это то, как должна совершаться молитва, чтобы она считалась действительной. Но иногда кажется, что некоторые молящиеся соревнуются друг с другом, кто быстрее совершит намаз. Буквально за пару минут человек умудряется совершить и омовение, и помолиться. Когда же спрашиваешь его, чем вызвана такая торопливость, слышишь ответ, что он сильно спешит. Это удивительный ответ. 

Неужели люди совершают молитву для галочки? Ведь все его старания, его суета, телодвижения – делаются впустую, так как такой намаз недействителен. Это издевательство шайтана над человеком, который, молясь таким образом всю свою жизнь, в итоге не совершает ни одного намаза. Он думает, что поклонялся Аллаху, однако все его движения на протяжении 50–60 лет ничего не значили и не имели никакой ценности перед Аллахом… Поэтому обязанностью всех мусульман является изучение своей религии, в особенности вопросов, касающихся индивидуальных обязанностей, таких как намаз, ураза, закят, хадж, чтобы поклонение было правильным и принятым и в итоге это стало причиной вхождения в Джанна.

Часто можно услышать от людей слова о том, что в наши дни появилось много мечетей, количество совершающих намаз велико, но при этом зло в обществе не уменьшается. Более того, можно увидеть людей, чья молитва не удерживает их от совершения больших и малых грехов. Почему так происходит, если Аллах говорит в Коране: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран. 29:45)? 

Всё дело в том, что всё это относится к намазу, который совершается в полноценной форме, когда молящийся понимает, перед Кем он стоит, осознаёт смысл проговариваемых им слов, признаёт свою ничтожность перед Тем, Кого он просит, и когда он соблюдает все обязательные условия самого намаза, совершая его спокойно и с трепетом. Не говоря уже о понимании и размышлении над тем, что читает молящийся в своём намазе. Если же намаз совершается небрежно, то он не даёт должного эффекта. Таким людям Аллах делает грозное предупреждение:«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (Коран. 107:4–5). 

Люди должны знать, что намаз, не удерживающий от греховного, не приближает к Аллаху, а намаз, который совершается с нарушением обязательных требований, ничтожен. Самый простой и надёжный способ совершения полноценного намаза, когда выдерживается необходимая пауза в каждом положении (ат-тума’нина), – это заучивание и чтение формул-восхвалений Аллаха, которые нам оставлены Пророком, мир ему и благословение Аллаха. К сожалению, многие из нас во время обучения намазу учили лишь обязательные суры и ду'а: суру «Аль-Фатиха» и «ат-ташаххуд», чтобы поскорее начать молиться. 

Молитвы, читаемые во время поясных и земных поклонов, и то, что читается между ними, были оставлены на потом. Но это «потом» наступило не для всех. И, как следствие, «временная пустота» в этих положениях ничем не заполняется, намаз превращается в «клевание» и даже может стать недействительным. Изучайте Сунну. Учите Сунну. Практикуйте Сунну. Мы же «Ахлю-Сунна уа джамаа»? Что же касается человека, не совершающего намаз, то часть учёных утверждает, что такой человек выходит из Ислама, даже если он прекращает совершение намаза по причине лени. Другая же часть учёных говорит о том, что такой человек совершает очень большой грех, за что должен понести наказание ещё в этой жизни.

Обращаюсь к каждому, кто считает себя мусульманином и при этом не совершает намаз

Очнитесь и посмотрите, к чему мы движемся и где наши сердца! Неужели мы довольствуемся надеждой, что второе мнение правильное и что мы мусульмане, которые заслуживают наказания в этом мире и в будущем?! Мы делаем своё положение таким, которое вызывает сомнения учёных Ислама в том, заслуживаем ли мы вечного Ада или когда-нибудь выйдем оттуда. Спаситесь же по воле Аллахаи начните совершать то, что предписал нам Творец! Почему же люди не делают намаз? Разве они не боятся Аллаха? Разве они не боятся смерти и того, что ждёт после неё? Разве они не знают, что первое, за что будет спрошен раб, это намаз? 

Сказал Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует): «Первое, за что будет спрошен раб, – это намаз, и если она будет годным, то он преуспеет и достигнет успеха, а если он будет негодным, то он потерпит убыток и неудачу» (Ат-Тирмизи, Абу Давуд). Разве вы не знаеете, что Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) в День Воскресения узнает свою общину по свету, который будет исходить с их лиц, ног и рук? Этот свет – следы от их омовений, которые они совершали в этом мире. 

А каково же положение того, кто придёт в День Воскресения и у него не будет этих признаков? А ведь это является особенностями общины Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует)! Сам Аллах так описывает верующих (смысл): «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и Его довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах» (сура «Аль-Фатх», аят 29). Очень часто можно слышать: я ещё не пришёл к совершению намаза. 

Субханаллах, ты ещё не пришёл к тому, что надо спастись от адского пламени? Если бы ты стоял у обрыва в огненную пропасть, где каждый порыв ветра готов опрокинуть тебя в не щадящее пламя, разве ты стоял бы и размышлял, или бежал бы оттуда как можно быстрей? Нет сомнения, что бежал бы каждый, несмотря на то, что это пламя невозможно сравнить с пламенем Ада, в котором человек может пребывать вечно! Да убережёт нас Аллах!