Пятничная проповедь ( 5 Раби ас - Сани)
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться партии из тех кому даровано Писание они обратят вас, после того как вы уверовали опять в неверных. (3 - 100)
Или допустить, чтобы на вас оказывали влияние люди писания. Следование за обладателями Писания, ориентирование на них и подражание их жизненным навыкам и поведению прежде всего ведет к внутреннему поражению, к отходу от ведущей позиции, занять которую призвана мусульманская община (Умма). Кроме того, это вызывает сомнения в правильности пути Аллаха, сомнения в том, ведет ли он к непрерывному росту и подъему, если строить жизнь согласно его учению. Таким образом в души проникает безверие (куфр), а сам человек не чувствует этого и не видит приближающуюся опасность. Мусульман предупреждают о том, что в этом мире они выступают в качестве новой религиозной силы. Поэтому им угрожает наибольшая опасность со стороны тех религиозных группировок обладателей Писания, которые вбили себе в голову, что с помощью «набожных» манипуляций и увещеваний они смогут вновь убедить мусульман обратиться к старой вере.
И как же вы вернетесь к неверию, когда вам читаются знамения Аллаха и среди вас есть Его посланник? А кто держится за Аллаха, тот выведен уже на прямой путь. (3 - 101)
После своей смерти посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) будет жить духовно, сколь будет длиться жизнь, то есть благодаря своим деяниям и своим словам — Сунне. Важно также подчеркнуть, что нет никаких действительных причин вновь обратиться к неправильной религии, когда существует Коран и Сунна. Более того, каждый должен был бы ощущать побуждение к тому, чтобы стать добрым и искренним мусульманином распространяющим Слово Аллаха. Как же возможно, чтобы кто-либо из вас мог отрицать веру после послания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)? Необходимо ясно представить, что положение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) остается навеки неизменным, ибо ему предопределено — посредством неприкосновенного начертания его примерной жизни и его величественных учений, каждая малейшая подробность которых бережно сохранялась и передавалась из поколения в поколение как драгоценнейшее сокровище человечества — навеки оставаться действенным.
О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами. (3 - 102)
Страх может быть различным. Так, например, существует: 1) презренный страх труса; 2) страх ребенка или неопытного человека, столкнувшегося с какой-либо неведомой опасностью; 3) страх разумного человека, желающего с целью защиты отвести от себя и близких опасность; 4) благоговейный страх, который по сути дела сродни любви, ибо человек боится сделать что-либо, что не понравилось бы любимому. Первый вид страха недостоин человека; второй необходим для людей, духовно еще не созревших; третий является мужественной предосторожностью от зла, которое еще не побеждено; и, наконец, четвертый есть плодоносный источник благородства. Те, кто уже созрел в своей вере, стремятся к развитию четвертого вида. На ранних стадиях, может быть, потребуются третий или второй вид страха. При этом речь идет о страхе как таковом, а не о страхе перед Аллахом. Первый есть чувство, которого каждый должен был бы стыдиться. Богобоязненность и братство по вере являются двумя столпами, на которые опирается Исламская община на пути выполнения своей трудной и одновременно важной миссии, которая требует постоянного соблюдения заветов Аллаха на всем протяжении своей жизни. Мгновение смерти от человека сокрыто. Кто желает умереть только как мусульманин, должен, начиная с данной секунды постоянно быть мусульманином до последнего вздоха. Произнесение свидетельства (Шахада), о предании себя Аллаху (Вступление в Ислам), после предупреждения о богобоязненности должно указывать на далеко идущее его значение: безусловное и полное предание себя Аллаху, что включает послушание Ему, следование по Его пути и руководство Его Писанием.
Держитесь за вервь Аллаха все и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, может быть, вы пойдете прямым путем! (3 - 103)
Сравнение с утопающими, которые, находясь в пучине воды, борются, чтобы не утонуть, и которым благодетельное провидение протягивает длинную, прочную веревку для спасения. Если все будут прочно соединены, то взаимная поддержка будет способствовать их безопасности. Вервь Аллаха — есть образ жизни, предписанный Господом миров. Всевышний Аллах Сам есть вервь, потому что Он поддерживает связь верующих с Собой и одновременно объединяет и связывает их в одной общине.Этот аят повествует о страшном состоянии, в котором находились арабы, и из которого они были спасены с помощью Ислама. В до Исламские времена (джахилии) племена были разделены на два вражеских лагеря, которые воевали между собой из-за ничтожных причин. Человеческая жизнь ни для кого не была свята, людей убивали, а совесть убийц при этом молчала. Пламя ненависти и вражды могло бы смести всех арабов, если бы их не спас благословенный Ислам. Это благословение было ощутимо проявлено именно в Медине, в то время, когда был ниспослан этот аят. Оба племени, Аус и Хазрадж, которые годами враждовали между собой и были втянуты в кровавые сражения с другими племенами, приняв Ислам, стали братьями. Но не только это. Они продемонстрировали самопожертвование, в котором нуждались мухаджиры из Мекки, и которое помогло им привыкнуть к новой обстановке, — это несравненный пример за всю историю. Текст этого аята, приведенный в Коране, затрагивает место, где скрываются все сокровенные чувства человека — «сердце». В нем говорится не «Он вас объединил», а «Он объединил ваши сердца». Таким образом, эти сердца показаны соединенными в гармоничном союзе, союзе, заключенном посредством всемогущества Аллаха.
И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти — счастливы. (3 - 104)
Идеальное мусульманское общество счастливо, его не тревожат столкновения или сомнения, оно сильно, монолитно и успешно, ибо призывает к добру, приказывает то, что справедливо, и запрещает все неправедное — это точно соответствующее описание. Данное обещание включает не только тех, кто посвящает себя исключительно лишь этому важному заданию, но и совокупное мусульманское общество, которое с этой целью предпринимает соответствующие меры.
И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание. (3 - 105)
Это относится к тем обществам, которые приняли от посланника Аллаха (Да благословит ег Аллах и приветствует) указания о правильном пути и ясное поучение, но спустя некоторое время отбросили эти основные принципы и указания из-за второстепенных и незначительных спорных вопросов. Они раскололись на различные секты и стали заниматься бессмысленными и бесполезными спорами. Они настолько сосредоточились на таких вещах, что позабыли об указаниях, данных им Аллахом, да и сами потеряли интерес к фундаментальным принципам, от которых действительно зависит истинный успех человечества. Эти слова означают разницу между деструктивными и конструктивными расхождениями. Здесь указывается на те расхождения, мотивы которых лежат в эгоизме и зависти. Как можно дойти до разногласий по ясным вопросам, если человеческие намерения и мотивы не являются низменными? Поэтому в мусульманском обществе немыслимы споры об основных предпосылках Ислама — о ясных установлениях. Всегда имеют место честные расхождения во мнении относительно каких-либо мелочей, и это никогда не будет осуждаться Исламом, напротив, такие вещи будут даже поощряться, ибо это дает ученым толчок к развитию интеллекта и знаний, а также к разработке отдельных вопросов Шариата, на решение которых нет прямых указаний в Коране и Сунне. Данное интеллектуальное стремление известно в Исламе как «иджтихад», а наш посланник — да благословит его Аллах и приветствует! — обещал награду тому, кто будет прилагать усилия в этой области, даже если и не достигнет настоящего результата. Это расширяет горизонты Шариата. Необходимо лишь опустить дискуссии об основных принципах Ислама и о расхождениях, возникших в результате эгоистических мотивов и обоюдной зависти.
В тот День, когда просветлеют лица и почернеют лица! А тем, у которых лица почернели, будет сказано: «Неужели вы стали неверными после того, как вы уверовали? Вкусите же наказание за свое неверие!» (3 - 106)
«Лицо» означает нашу личность, наше внутреннее существо. Белый — цвет света, побелеть — значит быть окруженным светом, объятым светом счастья, лучами божественного Света Аллаха. Черный — цвет тьмы, греха, сопротивления, бедности, удаления от света и милости Аллаха. Это знаки рая и ада. Мерилом оценки по всем вопросам служит справедливость Аллаха.
А те, лица которых просветлели — в милости Аллаха, они в ней вечно пребывают! (3 - 107)
Таковы знамения Аллаха; Мы их читаем тебе с истиной. Поистине, Аллах не желает несправедливости мирам! (3 — 108)
Поскольку Аллах не желает быть несправедливым по отношению к людям в этом мире, он указывает им путь истинный и заранее предупреждает их о том, что им придется отчитываться. Так что тот, кто сворачивает с пути после предупреждения и не возвращается на правильный путь, сам себе наносит ущерб. Это не произвол, а абсолютная и суровая справедливость, посредством которой Аллах наказывает грешников. Его ни в коем случае нельзя сравнивать со злыми божествами язычников.
Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле; и к Аллаху возвращаются дела. (3 - 109)
Еще одно напоминание факта, что Он — Единственный Судья. Данный аят тесно связан с предыдущим аятом. В аятах 104-107 говорится об успехе и счастье верующих, а также о поражении и разочаровании неверующих. Затем Аллах в аяте 108 ясно указал на то, что Он не из тех, кто поступает со своими творениями несправедливо, — сами творения совершают ошибочные поступки, за которые по закону воздаяния следует наказание. Что же касается Самого Аллаха, Ему нет пользы от доброты человека и нет вреда от злобы преступников, ибо все сотворенное принадлежит Ему, а Он стоит высоко, за пределами людских деяний. Вот почему у Него нет никаких причин кому-либо вредить. Поскольку сотворенное принадлежит Ему, то Он ощущает глубокую любовь по отношению к Своим творениям, являя милость и сожаление по отношению ко всякому. Если кто-нибудь будет наказан за нанесенное зло, то это происходит по закону воздаяния, что является важнейшим принципом Его милосердия.
Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказываете вершить одобряемое и запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы уверовали обладатели Писания, было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая часть — распутники. (3 - 110)
Логическим выводом из развития истории религии является возникновение универсальной религии, а Ислам утверждает, что таковой является он. Такая религия не знает сект и не имеет ориентации на расу или догматизм. Ислам — это подчинение воле Аллаха. Это подразумевает следующее: 1) верование; 2) правильность действий, причем необходимо служить примером другим и иметь силы обеспечить перевес правде; 3) избежание всего дурного, причем и здесь необходимо служить другим примером в избежании грехов и находить в себе силы отказываться от того, что ошибочно и несправедливо. Ислам существует не как самоцель — он служит человечеству. Если бы люди только верили в Послание, они были бы мусульманами, ибо были бы готовы к принятию Ислама. Но, к сожалению, существует и безверие, но оно никогда не сможет причинить вреда тем, кто несет знамя веры и правды, поскольку победа в итоге будет за ними. Этот аят возлагает на мусульманскую общину важную и трудную миссию в соответствии с тем почтением и высоким достоинством, которые даровал ей Аллах. Он дал ей особое (почетное) место, которое не сможет получить любая другая община. Исламская община должна понять то, что она лучшая из общин, чтобы знать свое положение и достоинство. Она должна знать, что создана в качестве предводителя с целью руководства другими. Аллаху угодно, чтобы руководство было в руках добра, а не зла. Она должна быть в состоянии дать другим общинам из того, что имеет: истинную веру, истинное понимание, истинную систему взглядов, истинную мораль и истинное знание. Эти слова охватывают статус и функцию мусульманской общины. Лучшей является та община, на которой лежит ответственность за сохранение морального здоровья всего человечества. Чисто платоническое различение добра и зла не имеет в Исламе никакой ценности. От мусульман ожидается, что они всем своим сердцем жаждут совершенствовать все доброе и искоренять все злое, — чтобы человечество могло вести мирную жизнь. По учению Ислама, мораль сохраняется или падает в зависимости от человеческого стремления следовать ей.