Пятничная проповедь ( 28 Раби аль - Ауваль)
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! (سورة آل عمران102)
Сура - 29 Паук (1 — 9). Алиф. Лям. Мим.Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?
Это, в первую очередь, относится к некоторым внутренне слабым мусульманам в период раннего ислама, которых приводили в отчаяние преследования идолопоклонников. Простого словесного признания веры недостаточно. Вера должна пройти испытание через все перепутья действительной жизни. Такие испытания совершаются при самых различных обстоятельствах как в индивидуальной жизни человека, так и в отношениях людей со своим окружением, в результате чего выясняется, постоянно ли мы стремимся к Аллаху и ставим ли мы Его выше собственного эго. Это часто сопряжено с болью, горем и заботами, не потому что они сами по себе являются чем-то хорошим, а потому, что они очищают нас, как огонь вымывает шлаки из металла. Вера — это не словесное заверение, а обязующая действительность, это доверенный Аллахом дар, который надлежит тщательно хранить, это труд во имя стойкости и терпения. Испытания очищают человека от всего бесполезного, что на него налипло. Когда это было ниспослано, ситуация в Мекке была очень критической. Те, кто принял Ислам, немедленно становились мишенью оскорблений, деспотизма и преследований. Если верующий был рабом или аналогичным безвластным человеком, он подвергался побоям и пыткам; если он был купцом или ремесленником, ему приходилось нести экономические убытки; если он принадлежал влиятельной семье, над ним насмехались и его мучили свои же родные, чтобы превратить его жизнь в пытку. Вследствие этого в Мекке создалась атмосфера страха и неуверенности, которая заставила многих людей от страха перед последствиями отказаться от своего вероисповедания несмотря на внутреннюю приверженность к посланнику и уверенность в его посланничестве. Другие, которые уже уверовали, иногда теряли мужество и отступали перед неверующими и их жестокими преследованиями. Несмотря на то, что эти обстоятельства не могли сотрясти решительность искренних сподвижников пророка, их тоже зачастую охватывало чувство тревоги и неуверенности. Эти аяты призваны вселить мужество в верующих. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!): «Вера — это осознание сердцем, заявление языком и осуществление всеми способностями.
Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов.
Мы не первые, испытавшие это. Тот, кто объявляет себя верующим, всегда подвергается испытаниям и переживает неудачи. И мы отнюдь не исключение.Аллах Всеведущ: Ему не нужны испытания, чтобы расширить Свое собственное знание; испытания служат нам самим. До тех пор, пока человек на практике не проявил свои способности и свой потенциал, согласно требованиям справедливости он не может быть за это вознагражден или наказан. Таким образом, было бы несправедливым, если бы Аллах выносил свой приговор на основании знания о внутренних намерениях и склонностях человека, не предоставив ему при этом шанс проявить в какой-либо ситуации свое поведение. Справедливость Аллаха покоится не на знании о том, что какой-либо человек имеет склонности к преступлениям, но на знании о том, что тот действительно преступник. Точно так же Аллах не вознаграждает человека лишь на основании знания, что человек обладает склонностями и способностями стать истинным верующим и преданным служителем делу Аллаха, но на основании знания, что тот действительно проявит себя таковым. Вера — это благо, данное на земле Аллахом. Располагать этим благом смогут лишь те, кто его достоин, кто имеет силы, в чьих сердцах царит искренность и внутренняя свобода. То же самое относится и к владычеству Аллаха на земле и к ведению людей по пути Аллаха, а также к исполнению Его Слова в этом мире. Бремя тяжело и для этого требуются люди особого сорта, способные терпеливо сносить все искушения.
Неужели те, которые совершают злые деяния, полагают, что они опередят Нас (спасутся от наказания)? Скверно же они судят!
Это может относиться ко всем тем, кто противится заветам Аллаха, но здесь особо имеются в виду злобные вожди курайшитов, исключительно враждебные по отношению к Исламу, подвергавшие верующих чрезвычайно суровым преследованиям, — к ним относятся Валид Ибн Муджира, Абу Джахль и многие другие. Это утешение для верующих одновременно означало и порицание их преследователей. Имеются в виду все, кто не принимает веру во избежание искушений. Ведь для них предусматривается тяжкое наказание, которое любое искушение оттесняет на задний план, неся несчастья, больше тех, которые люди испытали бы, если бы предались вере.Если враги истины полагают, что смогут опередить истину и уничтожить ее прежде, чем она пустит корни, тогда они жестоко заблуждаются, ибо их собственные преследования могут лишь способствовать тому, что истина Аллаха еще сильнее укоренится в сердцах верующих.
Как же можно не верить во Всевышнего, мы от него полностью зависим и не можем ни секунды существовать. Человек в среднем делает в сутки 24000 вдохов, это ли не милость Аллаха. А питание, сон, органы кровообращения, пищеварения, осязания, обоняния, вкус и т.д. и т.п.
Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он – Слышащий, Видящий.
Верующие устремляют свои взоры к Аллаху. Их стремления — отстоять дело Аллаха, а цель их упования — встреча с Ним.
Всеми своими силами они должны стремиться к тому, чтобы служить Ему в этой жизни, ибо эта жизнь коротка, а срок уже давно предопределен. Аллах здесь показывает, что тот, кто верит в будущую жизнь и соответственно этому устраивает свои дела в здешнем мире, может быть уверен, что Аллах никогда не предаст забвению его деяния, такой человек не будет обманут в своих ожиданиях. Большинство комментаторов Корана единодушны в оценке того, что значение данного слова должно быть «Тот, кто боится смерти, должен творить добро, так как смерть рано или поздно его настигнет». Мы должны стараться и ничего не откладывать на завтра. Мы должны думать и постоянно иметь в виду, что Аллах слышит все наши молитвы, и все невысказанные желания и намерения, — добрые и дурные, связывая их с нашими духовными заслугами. Аллах слышит ваши слова и видит ваши деяния. Он слышит сердца тех, которые стремятся к встрече с Ним, и узнает тех, кто устремляет свой взор к Нему.
Тот, кто усердствует, усердствует во благо себе. Воистину, Аллах не нуждается в мирах!
Все наши стремления служат нашему духовному благу. Когда речь идет о нашем служении Аллаху, это не означает, что мы оказываем Ему какую-то услугу, ибо у Него нет никаких потребностей, и Он не зависит от своих созданий. Покоряясь Его воле, мы способствуем нашему собственному благу, а когда отступаем перед злом, то наносим ущерб самим себе. Если Аллах ниспосылает испытания своим верующим и заставляет их бороться с собственным «я» с целью облегчения сей тяжкой ноши, то Он это делает для того, чтобы они стали лучше и совершеннее и достигли благ в земной и будущей жизни. «Стремление к делу Аллаха» исцеляет душу и сердце, увеличивает способность восприятия, расширяет горизонт и поднимает человека над материальными и эгоистическими интересами. А это, в свою очередь, отражается на общине мусульман. Борьба, которую верующий ведет в земной жизни, всесторонняя. Он должен бороться с шайтаном, угрожающим ему каждое мгновение потерями, которые верующий может понести, отстаивая дело Аллаха. Шайтан заманивает верующего преимуществами, якобы предоставляемыми злом. Человек должен защищаться от самого себя и предпринимать все возможное, чтобы не стать рабом желаний и зависти. Кроме того, существуют враги человека, идеология которых, аморальность, образ жизни, общественные и экономические принципы сеют вместо добра зло; сюда также относятся формы правления, навязывающие законы, противоречащие закону Аллаха. Это борьба длительная, она требует всей жизни, приложения усилий во всех жизненных сферах. Хасан Басри однажды сказал: «Человек борется за дело Аллаха, даже если никогда не брал в руки меча».
Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы простим их злодеяния и воздадим за наилучшее из того, что они совершали (или лучшим, чем то, что они совершали; или наилучшим образом за то, что они совершали).
При этом недостойные поступки компенсируются добрыми деяниями. И действительно, прошлые дурные дела перечеркнутся благодаря вере и добрым деяниям. Хотя Аллаху не нужны Его создания, по Своему милосердию и милости Он вознаградит верующих и творящих добро наилучшим. Причем Он простит им самые дурные поступки, а лучшие — соответствующим образом вознаградит. За добрые деяния Он вознаграждает в десять и в семьсот раз больше, а за злодеяния наказывает по справедливости, если не простит их. «Воздадим им лучшим, чем они творили» — эти слова имеют двоякое значение: 1. Человек получает награду на основании своих лучших поступков; 2. Человек будет вознагражден щедрее и обильнее, чем заслужил в действительности.
Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам о том, что вы совершали.
Родители — самые близкие из всех родственников. Им следует оказывать уважение и проявлять особый вид милосердия. Человек, безусловно, обязан любить их, быть преданным им и послушным. Однако это послушание прекращается, если оно направлено против Аллаха, ибо связь с Аллахом — связь высшего порядка. Если родители — идолопоклонники, им следует оказывать дружескую помощь, проявлять заботу, но отказать в послушании. В делах, касающихся веры и служения Аллаху, даже родители не имеют права принуждать в чем-либо своих детей. Они не могут и не имеют права заставлять детей поклоняться кому-либо иному, кроме Единственного Аллаха. По сравнению с остальными творениями Аллаха родители, безусловно, обладают наибольшими правами. Они могут требовать от детей уважения и послушания в дозволенных вещах. Однако у них нет права требовать, чтобы их словам следовали беспрекословно и противно собственным представлениям о действительности. То же, что относится к родителям, еще в большей степени относится к другим людям. Никто не вправе рассчитывать, что другие последуют за ним, если у них нет твердого убеждения в том, что тот, кто их к этому призывает, находится на верном пути. Жизнь в этом мире дается только один раз, а потом Аллах рассудит верующих и идолопоклонников. Дети и родители должны осознавать, что в один прекрасный день они предстанут пред Судом Аллаха, на котором каждый будет призван к ответу за свои деяния. Когда люди пользуются своим авторитетом в отношениях с другими людьми, как в конфликте «отцов и детей», между которыми существуют разногласия относительно веры, дети вправе право уклониться от авторитета родителей. Кажущийся конфликт будет разрешен в Судный День, когда перед всеми откроется полная истина. Отношения в этом мире и проистекающие из них обязанности ограничены рамками земного мира. Родителям и детям предстоит вернуться к своему Творцу, перед которым каждый несет личную ответственность. Если родители побуждают своих детей идти по ложному пути, то они будут отвечать за это. Если дети вступили на ложный путь во имя любви к родителям, они будут за это наказаны. В День воскрешения. Тогда вы будете вознаграждены за ваши добрые поступки в противоположность вашим родителям и за вашу стойкость в вере.
А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Рай вместе с праведниками.
Таким образом, те, кто связан с Аллахом, будут объединены в одну общность, какой они и являются на самом деле. Остальным связям, таким, как кровное родство, родственники, происхождение или родственники супруга, имеющим место в земной жизни — будет положен конец, ибо такие связи непрочны и не пускают глубоких корней. Так как мы помещаем их на одну сторону с пророками и друзьями Аллаха.