Пятничная проповедь 24 Сафар 1443х. (Москва)

Пятничная проповедь 24 Сафар 1443х. (Москва)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Указывающий на благое будто сам совершает его. Передают со слов Абу Масуда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто указал на благое дело, получит награду, подобную [награде] совершившего это дело» [Муслим 1893]. 

Все мы вроде бы знаем, что должны совершать благие дела и зарабатывать награду, и, в общем-то, как раз для этого мы и пришли в этот мир, ибо это путь к довольству Всевышнего и Раю. Но для совершения многих благих дел у нас не хватает возможностей — у каждого своих. Ведь благих дел великое множество, и для совершения одних требуются материальные возможности, для совершения других требуется физическая сила, для совершения третьих — знания в определённой области, для совершения четвёртых необходимо хорошее здоровье, для совершения пятых — определённые навыки и умения, для совершения шестых — ещё какие-нибудь ресурсы, наличием которых может похвастаться далеко не каждый из нас. 

Однако унывать из-за этого не стоит. Господь, Который знает о нас абсолютно всё до мельчайших подробностей, расширил наши возможности, пообещав нам награду даже за те случаи, когда мы просто указываем кому-то на благое дело, побуждаем кого-то к совершению угодного Всевышнему, подсказываем другому совершить то хорошее и доброе, что по каким-то причинам не можем совершить сами. А ведь это значительно облегчает нашу конечную задачу: снискать довольство Всевышнего и попасть в Его Рай. 

Когда этот хадис у нас перед глазами и мы стараемся поступать согласно ему, мы непременно видим десятки, а то и сотни новых возможностей для совершения благих дел и получения награды. Потому что, оказывается, когда мы не в силах помочь кому-то, можно просто свести нуждающегося в помощи с тем, кто может ему помочь, и не имеет значения, какого рода помощь ему требуется. 

Иногда просто выполняя роль посредника и связного между людьми, мы способствуем совершению таких благих дел, на которые не хватает твоих собственных скромных и ограниченных возможностей. 

Порой даже довольно простой, но искренний и бескорыстный совет творит чудеса и становится началом великих свершений — не наших, а чьих-то, но от этого не менее великих и важных. Иногда это просто подсказки, которые мы невзначай делаем собственным детям или ещё кому-то, и которые становятся для них руководством к действию. 

Как ни странно, именно с таких указаний и подсказок порой начинаются по-настоящему полезные и важные проекты, которые мы сами, возможно, никогда не начали бы и на осуществление которых ни за что не хватило бы имеющихся у нас ресурсов. Вот почему так важно не забывать это напоминание Пророка (мир ему и благословение Аллаха). 

Ведь мы можем делать добро не только своими, но и чужими руками. А это не менее ценно и важно. Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Например, человек разъяснил людям, что намаз ″ад-Духа″ является желательным, и призвал их совершать этот намаз, и люди последовали за его словами и начали совершать этот намаз. Такому человеку полагается такая же награда, как и награда тех, кто последовал за ним, что ничуть не уменьшит их собственных наград. Ведь, милость Аллаха обширна! 

Или же, например, человек говорит людям, чтобы самым последним намазом ночью они совершали намаз ″Витр″. Люди, услышав эти слова, начинают совершать намаз ″Витр″. Такому человеку полагается такая же награда, как и награда тех, кто последовал за ним, что ничуть не уменьшит их собственных наград. То же самое касается и всех остальных благих деяний. 

А если человек призовет людей к заблуждению, призовет их к греху, то на нем будет бремя греха, равное по тяжести бремени грехов тех, кто последовал за ним, что никак не облегчит тяжести их собственных грехов. Например, человек советует другим слушать музыку. За это ему будут записаны грехи каждого человека, который послушал музыку, следуя его совету. 

Знайте о мусульмане, что призыв может быть словом, а может быть и делом. Например, человек может просто сказать: ″Сделай так!″ Что же касается призыва делом, то это особенно касается тех, за кем следуют люди. С призывом к совершению праведных дел и запретом дурного решаются внутренние общественные проблемы и возможно противостояние перед внешними врагами. 

В отношении важности повеления совершать праведные деяния вполне достаточно того, что учёные на основании любви человека к этому, то есть антипатии сердца человека ко всему недостойному, а так же по причине соприкосновения данного повеления с деяниями человека, и того, что это является одним из обязательных религиозных предписаний, в основах религии, относят этот вопрос к второстепенным основам веры. Аятов и хадисов по поводу повеления совершать праведные деяния и запрета на совершение дурного так много, что они составляют основную часть. 

В хадисе говорится: «Лучший друг тот, кто во время совершения тобой прегрешения, будет препятствовать этому. Худший из друзей тот - кто в это время не предупредит тебя».

Посланника Аллаха,ﷺ, который сказал: "Если ты увидишь, что Аллах Всевышний дает рабу все, что он любит из мирской жизни за его ослушания, поистине, это заманивание (в заблуждение)". Затем он прочитал слова Всевышнего Аллаха: "А когда они забыли то, о чем им напоминали, Мы открыли пред ними врата всего. А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их, и вот, они — в отчаянии". (Сура "Скот", 44 аят). 

Некоторые праведные предшественников сказали: "Если ты увидишь, что Аллах продолжает тебе давать благосостояние, в то время как ты продолжаешь греховные дела, тогда остерегайся Его, ведь это постепенное заманивание, куда Он тебя вовлекает". Ведь Всевышний Аллах сказал: "И если бы не случилось того, что люди будут одним народом, Мы бы для тех, кто не верует в Милосердного, устроили у домов крыши из серебра и лестницы, по которым они поднимаются, и у домов их двери и ложа, на которых они возлежат, и украшения. Но все это — только блага здешний жизни, а будущая — у твоего Господа для богобоязненных". (Сура "Украшения", 33-34 аяты). 

Также опроверг Всевышний тем, кто так думает со словами: "А человек, когда испытывает его Господь, почтит и облагодетельствует. Тогда он говорит: "Господь мои‌ почтил меня!" А когда Он испытает его и определит ему пропитание, то он говорит: " Господь мой унизил меня!". Так нет!…" (Сура "Заря", 15—17аяты). То есть если кому-либо Аллах дал благосостояние и расширил ему его пропитание, то это не означает, что Он его уважил, и если кого-либо испытал и сузил ему его удел, это не означает, что Аллах его унизил, наоборот, этого Я испытываю благоденствием, а другого уважил бедствиями.