Пятничная проповедь и намаз в Москве 2 Раби уль-Ауваль 1443х.

Пятничная проповедь и намаз в Москве 2 Раби уль-Ауваль 1443х.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Тема проповеди о правилах поведения мусульман в мечетях и молельнях

Иногда во время пятничных проповедях можно заметить некоторые упущения в правилах и приличиях поведения мусульман. Не то чтобы это были какие-то грехи и прегрешения, но всё-таки, на Джума надо вести себя более этичнее, культурнее и тактичнее. Мечеть или мусолля — дом Аллаха! Надо уважать не только этот дом, но и его прихожан. Надо вести себя с другими верующими в Аллаха так, как будто мы пришли к ним в гости — учтиво, тактично. Да, мы пришли в мечеть в первую очередь для совершения фарда, но его нужно совершать и не в ущерб другим. Это даже не сколько этикет, сколько сунна, описанная в хадисах, только некоторые об этом забывают.

Не следует становится на намаз на проходе, это крайне эгоистически. Вы мешаете заходить другим молящимся. Конечно, вам будет удобно потом быстро выйти из мечети, но подумайте о братьях. Таким поступком мы показываем свое неуважение к другим верующим. Это некрасивый поступок, который можно встретить в мечетях. Конечно, бывает переполнение, бывает тесно, и тогда уже выбирать не приходится, и в таких случаях вас никто не упрекает. Но речь идет о таких людях, которые становятся у дверей, когда мечеть не наполнена.

Если вы пришли раньше остальных — продвигайтесь вперед, в первые ряды. Не сидите сзади, в конце, мешая приходящим. Первые ряды для тех, кто приходит в мечеть раньше других. Это лучшие места. Другое дело, если для вас пятница — рабочий день и вам после Джума нужно срочно возвращаться (и не остается времени на суннат-намазы). Располагайтесь плотными рядами. Часто бывает так, что прихожане во время проповеди не сидят плотными рядами. Из-за чего свободного места не остается, и только прибывшие стоят у дверей мечети.

Нельзя опережать имама в любых движениях и словах. После таслима двух фардов Джума намаза окончания не спешите совершать сунну намаз. Подождите, сделайте восхваление Всевышнего. Дело в том, что у людей разные дела, кто-то спешит (в больницу, на работу), а кто-то может еще остаться. Уходящие после Джума — не обязательно бездельники, они выполнили фард и имеют полное право уйти. Если вдруг среди неспешащих оказывается один такой, то ему бывает трудно выйти из «окружения», так как молящиеся успели встать на суннат-намаз (а перед совершающим молитву проходить нельзя, вы знаете).

Не общайтесь друг с другом, даже шепотом и не делайте замечание во время хутбы, имам сам знает кого пожурить. Это для вас шепот, а для соседей вы заглушаете проповедь имама. Т.е. не только сами не слушаете, но и другим не даете. Если вы увидели знакомого, не обязательно обмениваться с ним любезностями, достаточно кивнуть. Самой лучшей вашей любезностью будет сидеть тихо и слушать все, что говориться в хутбе. Поговорить о делах можно будет после намаза, на улице.

Не обязательно становиться рядом с другом или родственником если вы пришли вместе или встретились в мечети. От этого ценность намаза не повышается. Становитесь там, где свободно, вы — братья. Каждый, кто стоит рядом — брат-мусульманин. От того, близкий он вам родственник или хороший друг — намаз крепче не станет. Зато иман станет крепче, когда вы будете совершать намаз плечом к плечу с незнакомым человеком, зная, что он ваш брат-мусульманин, пусть и незнакомый.

Не брезгуйте - почему-то некоторым очень не нравится, когда на намазе кто-то рядом стоящий вплотную прижимается. Некоторые брезгливо отодвигают свою ногу или плечо. Не делайте этого. Ваш сосед просто следует сунне.

При выходе из мечети, после того, как вы нашли свою обувь и надели, не поленитесь — пододвиньте обувь, которая стоит далеко от дверей. Это не стыдно — это уважение к нашим братьям.

Если вы вошли в мечеть со словами «Ассаламу алейкум» и вам никто не ответил, не обижайтесь. На ваше приветствие обязательно отвечают ангелы, находящиеся в мечети. Прежде всего прихожане могли и не услышать вас, потому что были увлечены проповедью.

Ставьте телефон на беззвучный режим и не используйте его в течение того короткого времени, пока длиться проповедь и не принимайте входящий звонок или сообщение даже для такого ответа как «Я в мечети, не звони».

Человек верующий должен знать, что в пятницу — коллективный намаз, и есть причина не брать трубку. Если вам звонят снова и снова — это признак невежества. Такой звонок и принимать не стоит. Но как бывает некрасиво, когда какой-нибудь прихожанин, оперевшись к стене во время проповеди, уткнувшись в телефон, набирает текстовое сообщение или что-то обсуждает.

Прикрывайте аурат. Речь идет о пояснице. У большинства молящихся при наклоне задирается и оголяется нижняя часть поясницы, считающейся ауратом. Намаз в таком случае может и не засчитаться.

Иногда бывает тесно и некоторые ногой могут заехать по голове сзади выполняющему суджуд. Извиняться не обязательно, и так ясно, что сделано это непреднамеренно, но если уж такое случилось, после намаза повернитесь к муслиму и все-таки извинитесь для успокоения души. Это будет выглядеть очень красиво и уважительно друг к другу, хоть и не обязательно. В общем, находясь в мечети, не ведите себя согласно утверждению «я совершаю фард, и меня ничего не должно касаться». Любой фард можно совершать, не мешая своим братьям, и даже помогая им совершать то же богоугодное дело.

Не пропускайте пятничный намаз. Три пропущенных без причины джума намазов делает человека мунафиком.

Сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали" (Аль-Джумуа, 9).

И от многих праведных предшественников из числа табиинов пришел тафсир слова "поминание Аллаха" как "хутба", среди них Сайид Ибн Мусайиб, и другие. Сказал Ибн Араби аль-Малики: " И доводом на обязательность хутбы является то, что она запрещает торговлю, и если бы она не была обязательной, она бы ее не запрещала. Ведь желательное не запрещает дозволенное!" см. "Ахкам аль-Кур'ан", 7-341.

Сказал Всевышний Аллах: "Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах – Наилучший из дарующих удел». Аль-Джумуа, 11.

Сказал Ибн Араби аль-Малики в тафсире: "Сказали многие из наших ученых: это слово делает обязательным хутбу, поскольку Всевышний Аллах порицал оставивших ее, а уаджиб - это то, оставивший что порицается в Шариате, как мы уже разьяснили в усуль аль-фикх" см. "Ахкам аль-Кур'ан", 7-350.

Однако если человек не застал хутбу, то его намаз действителен, если он успел на один ракаат фарда намаза. Сказал Посланник Аллаха: "Кто застал один ракаат, тот застал молитву" (Муслим, 1412) - и это обобщенный хадис, не выделивший джума от других молитв.

Сказал Ибн Абдуль Барр: "В словах его, мир и благословение Аллаха ему: "Кто застал ракаат - застал молитву" - ложность слова тех, кто сказал, что тот, кто пропустил хутбу джума (успев на молитву), должен молиться зухр в 4 ракаата, поскольку Посланник Аллаха не выделил джума ничем от остальных молитв" см. Ат-Тамхид, 7-72.

И сказал: "Кто застал ракаат в молитве джума, то пусть добавит к нему еще один" (Ан-Насаи, 1-210, Ибн Маджа, аль-Хаким, 1-291, Ад-Даракутни, 167, и другие, и шейх аль-Альбани и другие уляма назвали достоверным). И это слово многих сподвижников Пророка, как Ибн Мас'уд, и другие, и табиинов, и слово Аш-Шафии, Ахмада, и других саляфов.

Что же касается того как правильно понимается "застал ракаат" - то сказал Ибн Абдуль Барр: "Единогласны, что заставание ракаата - заставание поясного поклона" см. "Аль-Истизкар", 2-32.

Таким образом, в заключение: хутба обязательна, и кто пропустил ее без оправдания - тот несет грех, пропуская фард, однако если он успел на намаз джума в последний руку с имамом - он доделывает еще один ракаат и его молитва действительна инша Аллах. Если же он успел уже только после руку, он читает 4 ракаата зухра и нет ему джума.