Пятничная проповедь 17 Сафар 1443х. (Москва)

Пятничная проповедь 17 Сафар 1443х. (Москва)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Мы привыкаем к окружающим нас людям так же, как привыкаем и ко всему остальному, что нас окружает. Порой настолько, что кажется, будто так будет всегда. Особенно в детстве.

Когда мы, будучи детьми, живём под одной крышей с родителями, мы до того привыкаем, что они с нами, что они у нас есть, что иного варианта просто не можем представить. Подростками мы часто не соглашаемся с ними, но всё равно их присутствие воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и они — неотъемлемая часть нашего существования.

И даже когда мы вырастаем и, покинув родительское гнездо, погружаемся в свои новые заботы, то, что у нас есть родители, всё равно остаётся таким привычным и естественным.

Иногда мы прекрасно ладим с ними, а иногда в чём-то не сходимся — так уж устроены люди, так уж устроена жизнь. И временами мы вспоминаем, что делая добро родителям, проявляя уважение к ним, прислушиваясь к их советам, мы облегчаем себе дорогу в Рай. А иногда, увлекаемые круговоротом повседневных дел, не думаем об этом, а просто воспринимаем как факт то, что у нас есть папа и мама.

Иногда мы бросаем всё, чтобы побыть с ними. А иногда просто отстранённо плывём по своему течению, поскольку жизнь не стоит на месте и постоянно преподносит нам всё новые сюрпризы и подбрасывает нам всё новые задачи.

И часто повседневная суета мешает нам задуматься о том, что в любой момент мы можем остаться без родителей. Потому что все люди смертны. Потому что от этого никто не застрахован. Потому что Всевышний пожелал, чтобы поколения людей на земле сменяли друг друга.

Пока они живы, мы не ценим и не понимаем многого. И только потом, потеряв отца или мать, а может, их обоих, и стоя у могилы или читая аят о родителях или пересматривая старые фотографии или просто предаваясь воспоминаниям, в которых мелькают и родители, мы вдруг ясно понимаем одно.

Если родители мусульмане, то это великая милость, и пока они с нами, это наш шанс получить награду, заботясь о них и стараясь для них, и воспользоваться их опытом, мудростью, благим советом, искренней подсказкой. А если они немусульмане, то, пока они живы, всегда есть шанс, что они примут религию Всевышнего и с позволения Всевышнего все мы будем вместе в Раю... Всё это есть, пока они живы.

И когда ты теряешь одного из них или обоих, так хочется сказать тем, у кого родители ещё живы: если они мусульмане, цените их, пользуйтесь предоставленным вам шансом, пока они рядом, а если они немусульмане, то не отчаивайтесь и старайтесь спасти их от Огня до последнего вздоха — их или вашего. Потому что земная жизнь — всего одна, и шанс у нас тоже один.

Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не уважает старших из нас» [Адаб муфрад 358].

Хадис простой, хорошо известный. Всё понятно и вроде бы даже почти банально. Даже вне религиозного учения нас с детства учили уважать старших. И о том, что нужно жалеть маленьких, нам тоже говорили.

Но по-настоящему осознаёшь важность этого хадиса лишь тогда, когда пытаешься посмотреть на него глобально. Не через призму своей личной ситуации и окошко своего маленького привычного мирка, а через призму целого общества, в котором живёшь, а ещё лучше — целой уммы, частью которой являешься.

В обществе, в умме должно быть единство, они должны быть сплочёнными. Без этого никак. Это требование не только религии, но и самой жизни. А ещё в этих системах должна быть гармония. Если нет ни сплочённости, ни гармонии, даже отдельный человек не может быть счастлив, спокоен, доволен, ему сложно реализовать себя, найти своё место, свою нишу, раскрыть свои способности, приносить пользу, плодотворно трудиться, созидать... словом, сложно жить нормальной человеческой жизнью. Потому что человек — существо общественное, и он не может вообще никак не зависеть от окружающих. При этом очевидно, что если со стороны этих окружающих нет помощи, поддержки и понимания, зато они создают тебе проблемы, трудности и препятствия как минимум своим полным равнодушием к тебе и твоему положению, это не делает твою жизнь проще — скорее, наоборот...

И вот когда задумываешься об этом, в полной мере понимаешь всю мудрость и важность этого пророческого наставления.

Когда мы его исполняем, мы становимся своеобразным звеном в этой цепи: те, кто младше нас, мы сами, те, кто старше нас. Мы как будто протягиваем руки в обе стороны и обеспечиваем эти две группы людей тем, в чём они нуждаются. Для младших, юных — это жалость, милосердие. Для старших, а тем более пожилых — почтение, уважение, отношение, соответствующее их возрасту и положению. И таким образом мы создаём в обществе ту самую гармонию, которая на самом деле необходима каждому члену этого общества, включая нас самих. Ты поддерживаешь равновесие, ты способствуешь единству мусульман, ты меняешь ситуацию в лучшую сторону — и заодно, конечно же, исполняешь свой долг, свою обязанность перед Всевышним.

В наш век больших скоростей мы часто забываем о подобных обязанностях и просто бежим размашистой рысью по дорожке под названием жизнь, пока не пересечём линию финиша, целиком уходя скорость и временами вовсе переставая замечать происходящее вокруг

Но когда ты начинаешь исполнять эту обязанность сознательно, так что это находит выражение в конкретных действиях по отношению к конкретным людям, ты чувствуешь разницу. И дело не только в том, что ты вольно или невольно меняешь жизнь окружающих к лучшему: твоё собственное земное существование становится более полноценным и осмысленным и приобретает новые оттенки.

Человеку свойственно откладывать на потом важные дела, особенно те, которые не очень приятны для нафса. Мы не торопимся сделать изучение Корана и совершение ночных молитв своим ежедневным занятием, медлим с покаянием и решительным отказом от каких-то грехов, которые уже почти стали частью нас самих. Иногда, задумываясь о своём положении, мы даже загораемся желанием что-то изменить, но в последний момент пускаем всё на самотёк.

Если задуматься и присмотреться, привычка откладывать всё на потом распространяется не только на религиозные начинания, но и на самые обычные дела, которые могут принести нам немалую пользу. А всё потому, что для того, что мы в принципе хотели бы или вроде как должны сделать, у нас обязательно находится волшебное слово «когда-нибудь».

Мы и «когда-нибудь» функционируем как два отталкивающих друг друга магнита: чем ближе мы к нему походим, тем больше оно от нас отдаляется.

У каждого из нас есть то, что мы считаем и называем своими целями. Вот мы ставим цель: выучить Коран, заняться здоровьем, получить дополнительное образование, написать книгу, улучшить отношения с близкими, освоить какой-нибудь полезный навык, уделить больше внимания поклонению, заняться спортом, выучить иностранный язык, вплотную заняться своей финансовой грамотностью… А потом обнаруживаем, что цель, поставленная три, пять или десять лет назад, а то и больше, так и осталась «в проекте» и не материализовалась. Как говорится в известной басне: «А воз и ныне там».

Задаёшься вопросом: почему? И тут же находишь ответ. Да, иногда действительно мешают какие-то внешние, непреодолимые и неподконтрольные нам обстоятельства или цель просто перестаёт быть актуальной. Но чаще всего проблема в том, что эта цель не была положена в конкретную временную плошку. Мы не очертили начало и конец нашего пути к её достижению, мы не превратили её в эдакий кусок теста, который держат в руках и режут на куски нужного размера, которым придают нужную форму и выпекают по мере надобности. И потому цель так и осталась непосаженным зерном, бесплотной идеей, висящей в воздухе, как мечтательное детское: «Эх, хочу однажды полететь в космос!»

Жизнь бежит, минуты превращаются в часы, остаются позади недели, месяцы и годы. И в конце концов наше вечно ускользающее от нас «когда-нибудь» выплывает за границу нашего жизненного срока и превращается, окончательно и бесповоротно, в «никогда».

И в который раз понимаешь, что если не положить цель во вполне определённую временную коробку и не поставить её в ряд к тем коробкам, которые у нас уже в работе, она может так навсегда и остаться неясным облаком на горизонте, к которому мы можем идти всю жизнь, но так никогда и не приблизиться.

Источник