Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом (20 Зуль-Каада)

Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом (20 Зуль-Каада)

بسم الله الرحمن الرحيم

Призыв начинается с семьи

Каждый мусульманин должен быть проповедником Ислама по мере своих возможностей. Необязательно быть эрудированным во всех областях религии и учиться пятнадцать лет в зарубежном ВУЗе, чтобы призывать людей к Исламу. Достаточно лишь призывать к тому, что знаешь и делаешь, и тогда долг перед Аллахом будет выполнен.

Начиная призыв к Исламу, не следует думать, что все пойдет легко, потому что человека, пришедшего с истиной всегда отвергали. Того, кто приходил со словами «Ля иляха илля Ллах», выгоняли из села, избивали, устраивали против него заговоры и бойкоты. И тебе придется встретить это на своем пути, если ты искренне призываешь к Слову Аллаха.

В деле призыва к религии Аллаха, как и других положениях Ислама, нужно руководствоваться самым верным руководством – Книгой Аллаха, а также самым лучшим ее практическим примером – сунной Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Именно он является тем, чья жизнь преподносит нам бесценные уроки призыва людей к Исламу, как об этом сказал Всевышний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха».

Изучив жизнь последнего пророка Господа миров, мир ему и благословение Аллаха, мы открываем перед собой необычайную картину борьбы за истину, терпения на пути пророчества и стойкости. В первую очередь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к своей семье. Именно с семьи Всевышний повелел начать распространение пророческого откровения Своему посланнику – Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Он сказал: «Предостереги своих ближайших родственников!» С них он начал свой призыв и добился своей цели.

Вспомните первые дни пророческого откровения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, испугавшись Джибриля (Мир ему), принесшего веление Господа миров, прибегает домой и первым делом рассказывает обо всем своей жене Хадидже, да будет доволен ею Аллах. Она и становится первой женщиной, принявшей религию Аллаха. Затем Ислам принимает двоюродный брат Пророка – Али ибн Аби Талиб, его ближайший друг – Абу Бакр и приемный сын – Зайд ибн аль-Хариса.

Обратите внимание! Все кто первыми принял Ислам, были самыми близкими для Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, людьми. Он не пошел прямиком к правителям Мекки и не стал призывать их! Наоборот, первыми на пути его призыва стали самые близкие для него люди. А впоследствии, когда мусульман стало достаточно много и они обрели, хоть и небольшую, силу, Всевышний Аллах повелел ему начать призыв всех жителей Мекки.

Иногда бывает так, что мусульманин, впервые вставший на путь призыва, начинает его не со своей семьи, а с друзей или коллег по работе. Такой метод не совсем правилен, как об этом говорят ученые, так как он противоречит мудрости Аллаха, повелевшего пророку начать его со своих ближайших родственников.

Родители и родственники являются самыми легкими для призыва людьми. Они – те, кто прожил с тобой всю жизнь и те, кто, видя твою искренность, первыми за тобой последуют. Глупо оставлять такую возможность и «переключаться» на других. К тому же родители станут для тебя той опорой, которая будет поддерживать тебя в тяжелые времена и станет на твою защиту, если это понадобится.

Человек, оставивший своих родителей без призыва, рискует быть неискренним в своих намерениях. Так как убежденный в том, что все, кто не ответил на зов религии Аллаха, окажутся в плохом положении в день великого Суда, не может оставить свою мать на погибель. Разве он не будет отдавать все свои силы на то, чтобы спасти ее и других своих близких от мучительного наказания?! Конечно, будет, если он искренен в своих помыслах. Если же им движет желание занять определенный статус в обществе или стать знаменитым, то призыв родителей к Исламу будет для него далеко не на первом месте!

Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено».

Аллах повелевает нам размышлять над Его Книгой и следовать пути его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Поразмышляв же над тем, как начинался путь Пророка и как он закладывал «семена» Ислама в сердца людей, мы поймем, что первым делом все силы призыва он направил на своих ближайших родственников и близких, многие из которых ответили на его зов. Также следует поступать и всем тем, кто решил заняться делом призыва людей к религии Аллаха. Если путь уже начат, а родители остались позади него, то никогда не поздно сделать шаг назад и исправить ошибки.

Пусть Аллах поможет нам идти по прямому пути, наставить на него свою семью, близких и всех людей!

Современные технологии открывают перед нами возможность призыва к Исламу. Главным общедоступным орудием в руках призывающего к религии Аллаха может стать интернет, который позволяет связаться с любым человеком в любой точке земного шара. Вот только лишь незначительное количество занято призывом. Остальная же масса мусульман сидящих в мировой паутине занято либо общением, либо бессмысленными спорами с другими мусульманами.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»?» («Разъяснены», 33), также Он говорит: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Семейство Имрана, 104), также Он говорит: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» («Поклон», 24). 

Эти и многие другие аяты священного Корана указывают на огромную важность призыва к религии Аллаха (да’уа). Что же касается хукма призыва к Исламу то, основным доводом раскрывающим степень призыва является слово Всевышнего Аллаха: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа» и хадис Его посланника, мир ему и благословение: «Возвестите от меня хотя бы один аят». Все эти слова «возвести», «доведи» и другие, которые часто встречаются в Коране, указывают на обязанность призыва к Исламу. Обязанность лежит на всех мусульманах по мере их возможностей. Если мусульманин может пойти в соседний город и призвать их жителей к Исламу, то он должен призвать их. Может помочь материально, то должен помочь. Братья должны наставлять друг друга, муж должен наставлять жену, старшая сестра должна наставлять младшую и так далее.

В нашей современной жизни начался новый этап, который нужно использовать для даавата. Перед нами появилась возможность призывать к Исламу. Современная Россия приобрела демократическую окраску и разрешила исповедование религии, лишь отделив ее от государства. Шанс, очень даже значительный, для того чтобы привести в Ислам людей, предстал перед нами так, как, наверное, не представал никогда. Им мы просто не имеем права не воспользоваться.

Однако не каждый мусульманин представляет собой проповедника способного привести к Исламу толпы людей. У некоторых это очень хорошо получается. Примером может служить, проповедник из Германии, Абу Хамза, который на своих проповедях собирает тысячи людей. На его выступлениях немцы десятками принимают Ислам. Или другой не менее известный и, ставший очень популярным в последнее время, проповедник Халид Ясин. Он также привел в Ислам множество людей. В своё время хороший призыв делал, ныне ушедший к Аллаху Ахмад Дидад. Пусть Аллах воздаст им благом от всех мусульман! У других же, не очень хорошо получается призывать к религии Аллаха. А третьи вообще работают против Ислама, зная или не зная. К ним можно отнести традиционалистов и лицемеров, оставляющих о себе и об Исламе плохое впечатление.

Первое на что нужно обратить внимание это — мягкий призыв. Не стоит говорить в лицо или же на форуме фразу типа: «Эй ты, мерзкий мушрик! Если не примешь Ислам, то прямиком отправишься в Ад!». Фразы подобного рода, мягко говоря, оттолкнут от Ислама вашего оппонента. Тут нужно руководствоваться аятами Корана. Всевышний Аллах говорит: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Пчелы, 125). Это верное указание от Аллаха, подтверждающее необходимость мягкого призыва. И помните – наилучшим образом!

Второе о чем не стоит забывать, это то, что люди, которых мы призываем, выросли в своем джахилийском кругу общения, у которых свои ценности и моральные принципы. Не стоит рассчитывать, что после одного, двух диалогов они ринутся в Ислам и произнесут шахаду. Надо терпеть и призывать. Надо помнить о том, что пророки Аллаха призывали к религии Аллаха свои народы на протяжении всей своей жизни. Нух, мир ему, призывал свой народ 950 лет и не отчаивался. Его ругали, избивали до потери сознания, но он вновь терпеливо отправлялся к своему народу и призывал их оставить многобожие. Так и наш пророк, мир ему и благословение, призывал свой народ в Мекке на протяжении тринадцати лет. Он не отчаивался и продолжал свою миссию до тех пор, пока ему и мусульманам стало небезопасно жить среди многобожников. Эти бесценные уроки мы забывать не должны.

Третье, о чем не стоит забывать, это подготовка к дискуссии и призыву. Нельзя вести спор с тем, о религии которого вы не имеете представления. Для начала ознакомьтесь с ней должным образом. Изучите труды исламских проповедников. И только тогда можно идти в «бой». Знания о религии оппонента должны быть оружием мусульманина в деле призыва. Иначе вы просто рискуете быть побежденными в дискуссии, и люди, следившие за вашим диспутом, и возможно желавшие принять Ислам, могут убедиться в «истинности» своих ценностей и не сделать шага к религии Аллаха.

Система Ислама, как совокупность законов, норм, связанных со всеми сферами жизни, от богослужения до наследственного права, а также устоев и принципов, направлена на воцарение всеобщей справедливости на всем земном шаре. Поэтому своей целью Ислам видит распространение и призыв к религии всего человечества без исключения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не раз указывал, что он был послан Господом миров ко всем людям, и эта мысль является основополагающей для миссионерской деятельности каждого представителя религии последнего пророка.

Мусульманин и мусульманка по мере возможностей должны стремиться оставить свою лепту в деле призыва людей к религии Аллаха. Дела, слова, намерения и даже просто культурное поведение – все это может быть призывом или вспомогающими элементами призыва. Вообще, исламская миссиология, со своей историей, механизмами и методами изучения общества и воздействиями на него, это целая наука, которой посвящено множество книг исламских ученых и проповедников.

Однако не каждый человек может позитивно влиять на миссионерскую деятельность всего исламского общества. Всевышний Аллах по Своей мудрости не дал некоторым людям возможность красиво говорить и влиять на умы людей. Но что же делать? Неужели, если я не умею говорить красиво или не обладаю приятной внешностью, притягивающей людей, мне не стоит заниматься призывом? Разве призыв ограничивается лишь красивой речью, умением писать хорошие статьи и выступать перед массами? Ответ довольно прост: если Аллах не наделил тебя всем вышеперечисленным, то возможно самым лучшим твоим призывом станет хорошее поведение и молчание. Но как определить, молчать мне или нет? В этом случае лучше воспользоваться советом знающих и опытных в делах даавата мусульман. «Если вы не знаете, то спросите знающих», — говорит Всевышний Аллах.

Если человек не мешает общему делу и молчит, тем более, если его действия могут привести к регрессу призыва, то в этом сокрытом огромная польза для него и для всей исламской уммы. В этом нет ничего постыдного и даже наоборот.

Молчание, не говоря об исламском призыве, само по себе является восхваляемым качеством. Недаром сказано: «Молчание – золото». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал мусульманам сдерживать свои языки и молчать, если из уст не выходит благая речь. В одном из хадисов сказано, что человек, верящий в Аллаха и Судный день должен молчать, если не говорит благое.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит благое, либо молчит».

От Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, передается, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Ислам какого мусульманина лучше?» Он ответил: «Того, от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности».

От Муаза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не перестанешь находиться в благоденствии, пока будешь молчать, но если ты заговоришь, то твои слова будут записаны либо за тебя, либо против тебя».

Суфьян Ас-Саури, да помилует его Аллах, сказал: «Выпустить в человека стрелу было бы лучшим для меня, чем выпустить в него свой язык». Потому что стрела иногда может не попасть в цель, но язык всегда достигает своей цели.

От Я’ля ибн Убейда передается, что Суфьян, да помилует его Аллах, сказал: «Если бы с вами был тот, кто доводил бы ваши речи до правителя, вы бы говорили о чем-нибудь?» Мы сказали: «Нет». Он сказал: «Поистине с вами находятся ангелы, которые доводят ваши речи до Аллаха».

Но может возникнуть и другой вопрос: если я не умею призывать к религии, то могу ли я хотя бы порицать, если увижу совершение греховного поступка? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам устранять порицаемое рукой, если нет такой возможности, то языком, а если нет и такой возможности, то хотя бы не соглашаться сердцем. Следует помнить, что и порицая нужно соблюдать исламскую этику и не переходить границ. Нужно быть твердым там, где это нужно и мягким там, где это нужно.

Священный Коран, благородные хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также тысячи высказываний праведных предшественников свидетельствуют, что молчание в нужное время и в нужном месте – есть великое благо. Молчание, не мешающее призыву лучше, чем речь, вредящая проделанной другими работе. Поэтому прежде, чем сказать что-либо, подумайте, возможно, молчание лучше.