Правильная поза в ташаhуде (тахийяте)

Правильная поза в ташаhуде (тахийяте)

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам а затем:

При чтении ташаhуда существует две известные позы: аль-Ифтираш и ат-Тауаррук:

Аль-Ифтираш (الافتراش) — когда молящийся левой ягодицей садится на левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

Iftirash - 213. Правильная поза в ташаhуде (тахийяте).

Ат-Тауаррук (التورك) — когда молящийся садиться левой ягодицей на землю, просунув левую ногу под голенью правой ноги, при это правая нога стоит в таком же положении как и в случае с аль-Ифтираш.

Tauarruk - 213. Правильная поза в ташаhуде (тахийяте).

Все эти позы касаются как и обязательных молитв так и дополнительных:

Ханафитский мазхаб: Мужчина должен сидеть в позе ифтираш в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе, тогда как женщина принимает позу тауаррука в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе. На этом мнении также имам Суфьян ас-Саури.

Маликитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом ташаhуде, причем вне зависимости от количества ташаhудов в намазе.

Шафиитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом последнем/единственном ташаhуде. Т.е если молитва состоит из двух ташаhудов, то в первом принимается поза ат-Тауаррук а в последнем аль-Ифтираш. А если молитва состоит из единственного ташаhуда, то принимается поза ат-Тауаррук.

Ханбалитский мазхаб: Мужчина и женщина принимают позу тауаррука в каждом последнем ташаhуде той молитвы, где два ташаhуда, тогда как в случае молитвы с единственным ташаhудом принимается поза аль-Ифтираш. Кстати, в этом их принципиальное отличие от шафиитов.

    Сильным мнением в этом вопросе является мнение ханбалитов.

    В их пользу свидетельствует хадис, переданный имамом аль-Бухари от Мухаммада бин ‘Амра бин ‘Ата, находившегося среди группы сподвижников, в том числе Абу Хамида ас-Са’иди, да будет доволен им Аллаh, сказавший:

    أنا كنت أحفظكم لصلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم، رأيته إذا كبر جعل يديه حذاء منكبيه، وإذا ركع أمكن يديه من ركبتيه، ثم هصر ظهره، فإذا رفع رأسه استوى، حتى يعود كل فقار مكانه، فإذا سجد وضع يديه غير مفترش ولا قابضهما، واستقبل بأطراف أصابع رجليه القبلة، فإذا جلس في الركعتين جلس على رجله اليسرى، ونصب اليمنى، وإذا جلس في الركعة الآخرة، قدم رجله اليسرى، ونصب الأخرى، وقعد على مقعدته

    «Я лучше вас запомнил молитву пророка ﷺ: Я видел, как он произнес вступительный такбир и поднял руки до уровня плеч, а когда совершил земной поклон уперся ладонями об колени и выпрямил спину (горизонтально), затем выпрямился (после поясного поклона, став ровно), пока каждый позвонок не вернулся в исходное состояние, а когда совершил земной поклон, положил руки (на землю) и не собирал (пальцы) в кулак и не растопыривал их, а пальцы его ног смотрели на Къиблу. Когда он усаживался в двухракаатной (молитве), то садился на левую ногу, поставив (стопу) правой (ноги) стоя. А когда он садился в последний рака’ат, он простирал левую ногу (под голень правой ноги), оставляя правую (стопу) стоя (на пальцах) и садился на (левую) ягодицу».

    Но иногда в коллективной молитве в силу тесноты не получается сидеть в позе тауаррук, ведь тауаррук занимает больше места чем ифтираш, здесь разрешается сидеть в позе ифтираш, все это является дозволенным, как указал на это имам ан-Науауи, да помилует его Аллаh.

    Есть еще одна поза, но она не во время чтения ташаhуда, она при сидении между двумя садждами, называется она аль-Икъ’аъ ( الإقعاء ).

    Т.е такая поза, когда молившийся установил две стопы стоя и таким образом сел на них, где его ягодицы упираются об его пятки.

    Ika - 213. Правильная поза в ташаhуде (тахийяте).

    Передал имам Муслим от Тауса, который сказал:

    قُلْنَا لاِبْنِ عَبّاسٍ فِي الإِقْعَاءِ عَلَى الْقَدَمَيْنِ. فَقَالَ: هِيَ السّنّةُ. فَقُلْنَا لَهُ: إِنّا لَنَرَاهُ جَفَاءً بِالرّجُلِ. فَقَالَ ابْنُ عَبّاسٍ: بَلْ هِيَ سُنّةُ نَبِيّكَ صلى الله عليه وسلم

    «Мы спросили Ибн ‘Аббаса о (положении) ступней (в позе) аль-Икъ’аъ, на что он сказал: «Это сунна». Затем мы сказали ему: «Но мы видим эту позу нежелательной для мужчины», на что он сказал: «Нет, эта (поза) сунна твоего пророка ﷺ».

    И это передается от группы сподвижников.

    Ну а что касается хадиса, переданного имамом ат-Тирмизи от Али, Ибн Маджой от Анаса, Ахмадом от Самуры и Аби Хурайры, где говорится о запрете позы аль-Икъ’аъ, то как сказал имам ан-Навави: «Все иснады этих хадисов слабые».

    Но некоторые имамы, как аль-Мауарди и аль-Хаттаби считали, что эта поза отменена. Однако аль-Байхакъи постарался объединить эти хадисы и указал, что хадисы, говорящие о запрете подразумевают другое сидение: т.е такое сидение, когда человек садится ягодицей на землю между двумя ногами, таким образом его икроножные мышцы находятся по бокам. Эта поза, в которой обычно сидят дети, когда играются.

    А знание принадлежит Всевышнему, просим у Него полезных знаний и искренности на Его пути!

    ar-rad