Перенесение трудностей

Перенесение трудностей

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Слова «Поистине, Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся» относятся к лучшим и наиболее полезным в этом мире и в мире вечном лекарствам для того, кого постигло испытание, поскольку они содержат в себе две основы, познав и прочувствовав которые, раб Аллаха утешается и отвлекается от своей беды.

Основа первая: сам человек, его семья и его имущество принадлежат на самом деле Всевышнему Аллаху, и Он даёт всё это рабу Своему во временное пользование, и Он забирает это, как берёт человек назад вещи, которые дал кому-то во временное пользование.

Кроме того, он должен помнить, что его появлению в этом мире предшествовало отсутствие, и покинув этот мир, он снова будет отсутствовать, и всем, что есть у раба Аллаха в этом мире, ему дано пользоваться в течение очень короткого времени.

К тому же это не он вывел всё это из небытия к существованию, дабы быть его истинным владельцем. И это не он сохраняет это от всяких бед и опасностей после того, как оно начало своё существование, и он не может влиять на него и владеть им по-настоящему. Он лишь распоряжается всем этим так, как распоряжается раб, действующий в рамках данных ему велений и запретов, а не так, как распоряжаются истинные владельцы. Поэтому ему разрешается делать с этим лишь то, что соответствует велению его Истинного Владельца.

Основа вторая: рабу Аллаха предстоит вернуться к Аллаху — его истинному Покровителю — и он непременно оставит мир этот позади и придёт к Господу своему в одиночестве таким, каким Он создал его в первый раз. Без семьи, без имущества, без клана, только с благими и скверными деяниями. Если таково начало человека и таков конец его, то как может он радоваться тому, что есть у него, или сокрушаться из-за того, чего он лишился? Думать о своём начале и конце — одно из лучших лекарств от этого недуга. Ещё одно лекарство — быть убеждённым в том, что постигшее его не могло обойти его стороной, а обошедшее его стороной не могло постигнуть его.

Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его. Поистине, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22-23).

Ещё одно лекарство — смотреть на то, что постигло его, и осознавать, что Господь, забрав нечто, оставил ему нечто подобное или даже лучшее, и приберёг для него к тому же, если он проявит терпение и довольство, награду, во много раз более значительную, нежели потерянное им. И поистине, если бы Он пожелал, то сделал бы это испытание более тяжким.

Ещё одно лекарство — потушить пламя горя своего, следуя примеру тех, на чью долю выпали тяжкие испытания, и помнить о том, что всех людей постигают испытания. Пусть посмотрит направо: увидит ли он что-то, кроме испытаний? А потом пусть обратит взор налево: увидит ли он что-то, кроме горя? Если бы он мог исследовать весь мир, он не нашёл бы человека, который не подвергается испытаниям: кто-то лишается того, что любит, кого-то постигает нечто неприятное.

Однако при всём при этом зло мира этого подобно сну или быстро исчезающей тени. Мир этот позволяет тебе смеяться немного, но заставляет тебя при этом много плакать, и какой бы дом ни наполнился благом, вслед за этим он обязательно наполнится тем, что послужит назиданием, и за днём радости непременно придёт день зла.

Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «За каждой радостью следует горе, и когда бы ни наполнился дом радостью, он непременно наполнится и горем».

А Ибн Сирин сказал: «За каждым смехом следуют слёзы».

Хинд бинт ан-Нуман сказала: «Мы были когда-то самыми могущественными людьми, обладателями огромной власти, и вот солнце ещё не успело зайти, как мы сделались самыми ничтожными людьми... Поистине, наполняя дом радостью, Аллах затем непременно наполняет его тем, что становится назиданием!» Один человек попросил её рассказать о том, как всё было, и она сказала: «Мы встретили утро, и не было среди арабов никого, кто не надеялся бы [стать нашими приближёнными], а с наступлением вечера не осталось среди арабов никого, кто не жалел бы нас...»

Ещё одно лекарство — знать, что ропот и отчаяние не вернут утраченное, а лишь усилят боль от утраты. Это лишь способствует усилению недуга.

Другое лекарство — знать, что упустить награду за терпение и смирение — благословение, милость и верное руководство, которые гарантировал Аллах тем, кто проявляет терпение и говорит: «Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся» — на самом деле страшнее самого испытания.

Ещё одно лекарство — знать, что ропот и причитания только дают врагу повод для злорадства, а другу — повод для огорчения, гневают Господа и радуют шайтана, и лишают человека награды и ослабляют его. А если человек проявляет терпение в надежде на награду от Аллаха, то этим он наносит удар шайтану и заставляет его уйти ни с чем. И это помогает ему снискать довольство Господа своего, порадовать друга и огорчить врага и принести облегчение братьям своим так, что он утешает их прежде, чем они начнут утешать его. Это стойкость и величайшее совершенство — когда человек не бьёт себя по щекам, не рвёт на себе одежду, не призывает на себя горе и погибель и не проявляет недовольства предопределением.

Другое лекарство — знать, что терпение в надежде на награду от Аллаха приносит человеку во много раз больше наслаждения и радости, чем приносило бы ему утраченное, если бы оно осталось у него. Достаточно ему дома хвалы, который будет построен для него в Раю за то, что он восхвалял Господа своего и говорил: «Аллаху принадлежим мы и к Нему возвращаемся». Так пусть же человек смотрит, какая беда более серьёзная — упустить что-то из тленных мирских благ или упустить дом хвалы в Садах вечности?

Пророк ﷺ сказал: «В Судный день некие люди пожалеют о том, что в мире этом их кожу не резали ножницами, когда увидят награду, доставшуюся тем, на чью долю выпали тяжкие испытания в земной жизни» [Тирмизи, 2404].

Один из наших праведных предшественников сказал: «Если бы не испытания в мире этом, то в Судный день мы пришли бы без всяких запасов».

Ещё одно лекарство — утешать сердце надеждой на то, что Аллах дарует ему нечто взамен утраченного, ибо, поистине, всё может быть возмещено, кроме Аллаха — Его ничто не заменит. Недаром сказано: всё, что ты потерял, возместить возможно, и только Аллаха тебе никто не заменит.

Другое лекарство — знать, что от того, как он воспримет испытание, зависит, что оно ему принесёт. Кто проявляет довольство, тому и достанется довольство, а кто проявит недовольство, тому и достанется недовольство. Твоим отношением к испытанию определяется то, что оно принесёт тебе, так выбери же между благой долей и скверной. Если в ответ на испытание ты проявляешь недовольство и впадаешь в неверие, то ты будешь записан в числе пропащих. Если в ответ на испытание ты начинаешь роптать и делать упущения, халатно относясь к своим обязанностям или совершая запретное, то ты будешь записан в числе делающих упущения. Если в ответ на испытание ты начнёшь жаловаться и проявлять нетерпение, то ты будешь записан в числе обделённых. Если в ответ на испытание ты начинаешь возражать Аллаху и ставить под сомнение мудрость Его, то ты тем самым постучишься в дверь неверия или даже войдёшь в неё. Если же в ответ на испытание ты проявляешь терпение и стойкость ради Аллаха, то ты будешь записан в числе терпеливых. Если в ответ на испытание ты проявляешь довольство, то ты будешь записан в числе проявляющих довольство. Если в ответ на испытание ты начинаешь восхвалять Аллаха и благодарить Его, то ты будешь записан в числе благодарных и окажешься под знаменем хвалы вместе с теми, кто много восхвалял Аллаха. Если же испытание рождает в тебе любовь и стремление к встрече с Господом, то ты будешь записан в числе любящих и искренних.

Махмуд ибн Лябид передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, когда Аллах любит каких-то людей, Он подвергает их испытаниям, и кто проявит довольство, того ожидает довольство, а того, кто проявит недовольство, ожидает недовольство» [Тирмизи, 2396; Ахмад].

Ещё одно лекарство — знать, что, как бы ни убивался человек в своём горе, всё равно в конце концов ему придётся смириться и проявить терпение, но это вынужденное терпение уже не будет похвальным и награды за него не будет. Один мудрый человек сказал: «Разумный делает в первый день испытания то, что невежественный делает спустя много дней, и тот, кто не будет терпеть, как терпят достойные, непременно будет терпеть, как терпят животные».

В достоверном хадисе говорится: «Терпение [требуется] при первом потрясении» [Бухари, 1302; Муслим, 926].

А аль-Аш’ас ибн Кайс сказал: «Поистине, либо ты проявишь терпение с верой и надеждой на награду от Аллаха, либо утешишься, как утешается скотина».

Другое лекарство — знать, что самое полезное лекарство для человека — соглашаться с Господом в том, что угодно Ему и чего Он желает для него. Ведь суть любви и секрет её — в согласии с тем, кого любишь, и если кто-то утверждает, что любит, а потом у него вызывает недовольство угодное объекту его любви и он любит неугодное ему, то он как будто свидетельствует против себя же, собственноручно обвиняя себя во лжи и навлекая на себя ненависть объекта своей любви.

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Аллах, осуществляя что-то из предопределённого Им, желает, чтобы это воспринималось с довольством».

‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорил во время своей болезни: «Самое любимое для меня — то, что больше всего любит Он». То же самое говорил Абу аль-‘Алия. Это лекарство и это лечение действует только на любящих, и с помощью него не может исцелиться любой.

Есть и такое лекарство — сравнить два наслаждения и понять, какое более значительное и долговечное. Это наслаждение от пользования тем, чего человек лишился в результате постигшего его испытания, и наслаждение, которое ожидает его в качестве награды [за терпение].

Если он выбрал правильное, то пусть он благодарит Аллаха за то, что Он помог ему в этом. Если же он выберет то, что явно уступает [наслаждению, получаемому от награды за терпение], то пусть он знает, что беда, постигшая его разум, сердце и религию, намного серьёзнее той беды, которая постигла его, затронув нечто мирское.

Ещё одно лекарство — знать, что этому испытанию подверг его Наимудрейший и Милостивейший и что Он, Всевышний, послал ему это испытание не для того, чтобы погубить его или подвергнуть мучению и причинить горе. Он послал ему это испытание для того, чтобы испытать его терпение, довольство и веру и дабы услышать возносимые им горячие мольбы и дабы увидеть его распростёртым у врат Своих, с преисполненным смирения сердцем, обращающим свои жалобы только к Нему.

Шейх 'Абдуль-Кадир сказал своему сыну: «Сынок! Поистине, беда приходит к тебе не для того, чтобы погубить тебя. Она приходит для того, чтобы испытать твоё терпение и твою веру. Сынок! Предопределение подобно хищному зверю, который не ест мертвечину!»

Смысл этого высказывания таков: испытание — это кузнечный мех, с помощью которого удаляется из раба Аллаха окалина, и либо выйдет красное золото, либо весь он окажется окалиной.

Как сказал поэт: Его мы хотели в дело пустить, серебром посчитав, а мех кузнечный выявил окалину железа...

Если этот кузнечный мех не принесёт ему пользы в мире этом, то ведь впереди его ждёт куда более великий кузнечный мех. И если раб Аллаха знает, что попасть под кузнечный мех в доменной печи мира этого лучше для него, чем угодить под кузнечный мех и в доменную печь в мире вечном, и что одного из двух кузнечных мехов ему точно не избежать, то пусть он осознает, какая великая милость Всевышнего этот кузнечный мех земной жизни.

Другое лекарство — знать, что если бы не беды и испытания в этом мире, то раба Аллаха постигли бы такие недуги, как высокомерие, самолюбование, нарциссизм и жестокосердие, которые стали бы причиной его гибели в этом мире и в мире вечном. И Всевышний Аллах по милости Своей посылает порой Своему рабу лекарство в виде испытания, дабы оно оберегало его от этих болезней, сохраняло здравие его подчинённости Всевышнему ('убудиййа) и выгоняло из него скверные, губительные элементы. Пречист Тот, Кто милует посредством Своих испытаний и испытывает посредством Своих милостей.

Как говорится:

Бывает, милует Аллах посредством

Испытаний — и порою очень тяжких,

И бывает, что приходит испытанье

В виде милости Его к кому-то...

Если бы Всевышний Аллах не лечил рабов Своих лекарством испытаний, они стали бы преступать установленные Им ограничения и стали бы заносчивыми и несправедливыми. И Всевышний Аллах, желая рабу Своему блага, поит его лекарством испытаний в соответствии с его положением, выгоняя из него таким образом губительные недуги. Очистив же его, Он делает его тем самым пригодным для наивысших степеней в мире этом — это подчинённость Ему ('убудиййа), и наивысшей награды в мире вечном — это возможность созерцать Его и близость к Нему.

Ещё одно лекарство — знать, что горечь в этом мире обернётся сладостью в мире вечном. Всевышний Аллах осуществит это превращение. А сладость в этом мире обернётся горечью в мире вечном, и лучше для человека перейти от прерываемой изредка чем-то другим горечи к постоянной сладости, чем наоборот. И если ты не осознаёшь этого, то послушай слова правдивого, словам которого надлежит верить: «Рай сокрыт за неприятным, а Огонь сокрыт за страстями» [Муслим, 2823].

В подобном положении проявляются различия разумов творений и человек показывает своё истинное лицо. Большинство людей предпочитает прерывистую сладость сладости постоянной и нескончаемой, и они отказываются потерпеть недолгую горечь ради вечной сладости, недолгое унижение ради вечного величия, недолгое испытание ради вечного благополучия. Потому что настоящее для такого человека — явное, а ожидающее его в будущем — сокрытое. И при этом вера слаба, страсть правит, и результатом становится предпочтение мира этого и отвержение мира вечного. Это положение того, кто смотрит только на поверхностное, очевидное и начальное, тогда как человек проницательный и дальновидный проникает за завесы мира этого и смотрит на цели и завершения, и положение его — совершенно иное.

Расскажи же душе своей о вечном блаженстве, вечном счастье и величайшем преуспеянии, которые приготовил Аллах для Своих приближённых и тех, кто покорен Ему, и о вечном позоре, наказании и горечи, которые Он приготовил для тех, кто не исполнял своих обязанностей перед Ним и не соблюдал установления религии. А потом выбери одно из двух — то, что больше подходит тебе. Каждый делает то, к чему у него есть склонность, и каждый тянется к тому, что привычнее и ближе ему. И пусть не кажется тебе это лечение слишком долгим, ибо потребность в нём поистине огромная, и оно требует длительного взаимодействия между Лекарем и больным. А Аллах — Тот, Кто дарует успех».

См. «Зад аль-ма'ад»; «Избранное», 2/390-399