Отца с детьми приведут в оковах в Судный День, пока он не отчитается за каждого...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Бедный человек не платит закят. Он совершает зульм? Совершает беззаконие? Нет, не совершает. - Почему? Потому что у него нет причины для выполнения закята.
Богатый человек не платит закят, совершает зульм, потому что есть причина в отношении него, он приемлет эту причину. Да, она на него распространяется, но при этом он не выполняет этого.
В качестве примера шейхуль-Ислам (да смилостивится над ним Аллах) говорит о человеке, который занимает какой-то руководящий пост или занимает какое-то руководящее место, у него есть уилая.
Уилая бывает разного уровня: может быть уилая 'амма (وِلَايَةُ عَامَّةُ), то есть он общий правитель для государства, а может быть, он директор школы, например, или учитель, у него в кружке (халакате) 10 человек.
Вы знаете, что это огромная ответственность, только мы с вами об этом забываем. Если Аллах (пречист Он и возвышен) поручил тебе дело каких-то людей, сделал тебя попечителем, будь то дети, например, или это ученики, или директор, и у него 10 учеников, или отец, и у него 10 детей.
Хорошо, он придет в Судный день с оковами, которые будут у него на шее. Его не освободят от этих оков, пока он не отчитается за это (аль-Альбани в «Сахихуль-джами'» (5718) назвал хадис хорошим).
Не думайте, что так все просто. Мы несем ответственность за тех, кого Аллах нам поручил. Поэтому шейх-уль-Ислам Ибн Теймия приводит здесь пример:
مَنْ وَلِيَ وِلَايَةً — тот, кто получил какую-то должность, какое-то попечительство над кем-то, например, у него есть эта причина, у другого этого нет. Тот, у кого нет, не несет ответственность, правильно, и не совершает зульм.
А если ты попечитель, то, значит, ты будешь нести ответственность, и если этого не сделаешь, совершаешь зульм. И он приводит хадис в Муснаде от Пророка ﷺ, что он сказал:
أَحَبُّ الْخَلْقِ إلَى اللَّهِ إمَامُ عَادِلٌ وَأَبْغَضٌ الْخَلْقِ إلَى اللَّهِ إمَامُ جَائِرٌ.
Самый любимый для Аллаха человек из людей — это справедливый правитель, справедливый имам (имам адиль). Самый ненавистный для Аллаха из творений — это несправедливый правитель. (имам джаир) (Ахмад (3/22), ат-Тирмизи (1329), ат-Тъабарани в «Аль-авсватъ» (1591 и 4770), Абу На'им в «Аль-хилья» (10/114), аль-Альбани назвал его слабым).
Справедливость от всех людей требуется, верно? Верно. Есть какие-то вещи, какие-то хукмы, которые ниспосланы Аллахом. Аллах обращается ко всем, да, и касается всех. Есть вещи, которые касаются некоторых людей. Справедливость — из вещей, которые обязаны делать все? Да. Но справедливость в управлении государством требуется от всех? Правильное управление государством по шариату — это твой вопрос? Это твой личный вопрос? Нет, не твой вопрос, правильно? Если этого не происходит, можно сказать, что значение управления теми людьми, которыми Аллах поручил ему управлять, — это на основе шариата, на основе справедливости. И если он не будет этого делать , это будет несправедливостью. Это будет что? Джаир, и это самый ненавистный, сказано, человек для Аллаха.