О некоторых излишествах в мольбе-кунут

О некоторых излишествах в мольбе-кунут

Абу На'ама рассказывал: "Однажды 'Абдуллах ибн Мугъаффаль услышал, как его сын обращался к Аллаху со следующей мольбой: "О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя Рая, его блаженства, его наслаждений" и так далее и так далее…, "И я прибегаю к Твоей защите от Огня, его мучений и оков", и так далее и так далее…" И Ибн Мугъаффаль сказал ему: "О сынок! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Появятся народы, которые будут излишествовать в мольбе!" Не будь же из их числа! Если тебе будет дарован Рай, то тебе также будут дарованы и все его блага, и если ты будешь защищен от Огня, то, естественно, будешь защищен от всех его бед!". Абу Дауд 1480, Ибн Маджах 3864. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.

Ибн Джурайдж говорил: "Повышение голоса при мольбе - это из числа излишеств в ду'а!". См. "Тафсир ат-Табани" 5/318. Также к излишеству в мольбе относится и мелодичное чтение мольбы къунут, которое совершают многие имамы во время Рамадана, а также чтение некоторыми чтецами нараспев разных ду'а после завершения чтения всего Корана. Это не имеет под собой никакой основы в религии! Так не поступал ни Пророк ﷺ, ни его сподвижники, ни их праведные последователи (таби'ун), а Пророк ﷺ сказал: "Тот, кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношение, оно будет отвергнуто!" аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Имам Ибн аль-Хумам, который жил около пятисот лет назад, говорил: "То, что совершают люди в наше время, а это - затягивание и чрезмерное распевание мольбы, то это не является поклонением и никак не влияет на принятие мольбы! Напротив, это из причин ее непринятия!". См. "Файдуль-Къадир" 1/229. Он также говорил: "Я не считаю произнесение ду'а нараспев некоторыми чтецами ничем иным, кроме как игрой!" См. "Фатхуль-Къадир" 1/370.

Шейх Бакр Абу Зайд сказал: "Поистине, распевание, растягивание и придание мелодичности мольбе является великим нечестием, которое противоречит духу поклонения, спокойствию, отсутствию показухи и самовосхищения! Ученые как первых поколений, так и последних порицали того, кто делал это. Пусть же тот, кому Аллах дал возможность стать имамом, проводящим молитвы и къунут в уитре, проявляет усердие в правильности намерения!". См. "Тасхих ад-ду'а" 145.

Также и не следует чрезмерно удлинять мольбу къунут, ибо это не является Сунной, или деянием саляфов. Более того, мольба къунут, которой Пророк ﷺобучил Хасана ибн 'Али, не являлась длинной! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/392.

И из тех сообщений, которые передаются от сподвижников видно, что их къунут не был длинным. См. "Къунут аль-уитр" 80-83.
На основании этого становится ясно, что затягивание мольбы къунут в Рамадане, как это делают многие имамы наших дней, читая ду'а-къунут по полчаса, а то и по часу, затягивая его совершение чуть ли ни на время всего тарауиха, не является правильным! И дело дошло до того, что многие молящиеся полагают, что затягивание мольбы къунут в Рамадан является установленной Сунной.

Ибрахим ан-Наха'и говорил: "Мольбу къунут следует произносить столько, сколько занимает времени прочтение суры: "Когда небо развернется…" (аль-Иншикъакъ 84: 1)". Ибн Абу Шейба 2/308.

Имам Ахмад говорил: "Имаму следует взывать мольбой 'Умара: "Аллахумма инна наста'инук…". И мольбой аль-Хасана: "Аллахумма-хдина фи ман хадайт…"". См. "аль-Инсаф" 2/171.

Если же затягивание мольбы къунут приводит к утруждению молящихся, этот поступок становится еще более порицаемым! Шейх Бакр Абу Зайд говорил: "Необходимо отстраняться от затягивания мольбы къунут, что может привести к затруднению молящихся!". См. "Тасхих ад-ду'а" 162.

Так же говорил и шейх Ибн 'Усаймин, что нельзя затягивать ду'а-къунут, дабы не утруждать людей. Более того, он говорил, что иногда лучше и вовсе не делать къунут, чтобы люди не полагали, что ду'а-къунут в Рамадан является обязательной. См. "Фатауа Ибн 'Усаймин" 2/198.

Необходимо отстраняться от излишества в мольбах, как это часто происходит во время тарауиха в Рамадан, ибо от этого предостерегал Посланник Аллахаﷺ. И сколько подобных молитв произносят в наши дни, как: "О Аллах, благослови нас сверху, благослови нас снизу, благослови нас со всех сторон…", или: "О Аллах, помилуй нас, когда мы родились. О Аллах, помилуй нас, когда мы заболели. О Аллах помилуй нас, когда мы умрем, и когда положат нас в могилу. О Аллах, помилуй нас, когда мы воскреснем" или "О Аллах прими наши земные поклоны, прими наши поясные поклоны, прими наше стояние, прими наше чтение Корана, прими наше восхваление, прими наше прославление, прими наши мольбы…" и т.п. Все это и подобные мольбы являются излишеством, которое строго порицали ученые.

Поистине, наилучшими мольбами являются мольбы Пророка ﷺ, которому Аллах даровал способность в коротких выражениях выражать глубочайший смысл! 'Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха ﷺ любил обращаться с краткой мольбой, выражающей большой смысл, и он не взывал ничем помимо этого!".Абу Дауд 1482. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.