О дозволенности спрашивать довод у учёного на его слова

С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Довод спрашивали даже у сподвижников. Так что говорить о тех, кто ниже их?
‘Абду-р-Рахман аль-Асам рассказывал: “Я слышал, как Анаса ибн Малика спросили о такбирах в намазе, и он сказал: “Следует произносить такбир, когда встаешь, наклоняешься, совершаешь земной поклон, поднимаешь голову из поклона, и когда встаешь после двух рак’атов”.
Хутайм спросил его: “От кого ты это слышал?” Он ответил: ”От Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и ‘Умара”, после чего замолчал. Хутайм спросил: “А от ‘Усмана?” Анас ответил: “И от ‘Усмана тоже”. Ахмад 3/257, ан-Насаи 1179. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” 1178, “Тахридж аль-Муснад” 13724.
Ибн Аби ‘Аммар рассказывал: “Однажды я спросил Джабира (да будет доволен им Аллах): “Эта гиена добыта на охоте?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Можно мне её кушать?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Ты слышал это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он ответил: “Да”. ат-Тирмизи 851, ан-Насаи 4323, Ибн Маджах 3236. Имамы аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Байхакъи и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Шейх Мухаммад ибн Али ибн Адам аль-Атьюби сказал, перечисляя пользы, извлекаемые из хадиса: “Из числа этого то, на чём были саляфы, уточняя довод при задавании вопроса. Ведь сказал Ибн Аби ‘Аммар Джабиру: «Ты слышал это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?»” См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 33/202.
В хадисе, в котором сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Кто застал утро без полного омовения, пусть уже не постится». Когда это дошло до Маруана, который был в то время наместником Медины, он отправил для уточнения этого к жёнам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), когда же они опровергли слова Абу Хурайры и сказали: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заставал рассвет в состоянии полового осквернения и продолжал соблюдать пост», Маруан велел отправиться к Абу Хурайры, чтобы уточнить у него, откуда он взял это мнение. Когда же гонцы пришли к Абу Хурайре и рассказали ему обо всём, он сказал, что слышал это от аль-Фадля ибн ‘Аббаса, а затем сказал, что ‘Аиша и Умм Саляма лучше это знают, и отказался от своего мнения. Малик 351, аль-Бухари 1925, 1926, Муслим 1109.
Упомянув этот хадис и перечисляя пользы, извлекаемые из него, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “В этом хадисе также указание на требование довода и аргумента, и поиск знания, пока не станет правильным суть положения. Разве ты не видел, как Маруан отправил к Абу Хурайре с требованием довода, после того, как у знал то, что передали ‘Аиша и Умм Саляма, желая узнать, на основании чего Абу Хурайра говорил такое”. См. “ат-Тамхид” 22/40.
Ад-Даххак рассказывал: “Однажды Ибн ‘Умар встретил Джабира (да будет доволен ими Аллах), во время таууафа вокруг Каабы и сказал: «О Джабир! Поистине, ты – из числа факъихов Басры и к тебе обращаются за фатауа. Так не давай же фатауа, кроме как на основании ясно изложенного Корана и установленной Сунны. Воистину, если ты не будешь поступать именно так, то погибнешь сам и погубишь других!»” Этот асар приводят Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/15, ад-Дарими в “аль-Муснад” 166, аль-Хатыб “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” 702.
Исследователь “Муснад ад-Дарими” (1/264) назвал иснад хорошим, а шейх Уалид Сайф ан-Наср в «И’лям аль-атба’ би хакыкъа таухид ан-наби биль-иттиба’» (117) назвал его достоверным в главе “Рвение саляфов к аргументу и доводу при обучении самим и обучении других".
Аллах Знающий