Не прерывайте молитву, пока не убедитесь в выделении газов

Не прерывайте молитву, пока не убедитесь в выделении газов

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим.

Из этого хадиса не следует, что омовение становится недействительным только в тех случаях, когда человек услышал звук выделения газов или почувствовал запах. Оно становится недействительным тогда, когда человек убежден и не испытывает сомнения по поводу того, что выделение газов действительно произошло. А два перечисленных в хадисе признака упомянуты, потому что чаще всего выделение газов сопровождается этими явлениями. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 31.

Аш-Шаукани сказал: «Этот хадис свидетельствует о том, что мусульманин должен отбрасывать возникающие в намазе сомнения и навязчивые мысли, которые Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. назвал наущениями сатаны. Мусульманин не должен прерывать намаз, если он не убежден в необходимости такого шага. А для этого он должен услышать звук, почувствовать запах или почувствовать выделение газов. 

Ан-Навави сказал, что этот хадис является одной из основ мусульманского права и содержит в себе одно из важнейших правил мусульманской религии. Это правило заключается в том, что все сущее находится в своем обычном состоянии до тех пор, пока не доказано обратное. И любые сомнения при этом не могут причинить вреда. Именно этот вопрос поднимается в обсуждаемом нами хадисе. Если человек уверен в том, что он очистился от осквернения, но сомневается в том, осквернился он после этого или нет, то он остается в состоянии ритуального очищения. При этом не имеет значения, когда у него возникли подобные сомнения: в намазе или вне намаза. 

Этого мнения придерживаются наши соратники и многие ранние и поздние мусульманские богословы. Передают, что Малки высказывал по этому поводу два мнения. Согласно одному сообщению, он считал, что надлежит совершить омовение, если такие сомнения появились вне намаза, и не следует совершать омовения, если такие сомнения появились во время намаза. Согласно другому сообщению, он считал, что совершить омовение следует в обоих случаях. Первое мнение имама Малика также разделял аль-Хасан аль-Басри. Подобные высказывания являются крайне редкими, и очень мало богословов придерживались таких взглядов. 

Богословы, которые разделяли наши взгляды, отмечали, что мусульманин не должен совершать омовение, если он в одинаковой степени сомневается в том, стало его омовение недействительным или нет. Он также не должен совершать омовение, если одно из этих предположений пересиливает другое в большей или меньшей степени. Между этими случаями нет принципиальной разницы. Но если мусульманин уверен в том, что он осквернился, и не помнит, совершил он после этого омовение или нет, то он обязан совершить омовение. Мусульманские богословы единодушны по этому вопросу. Вышеупомянутое правило распространяется на случаи, когда человек сомневается в законности развода, отпущении на волю раба, осквернении воды, чистоте оскверненных вещей, осквернении одежды, продуктов или других вещей, числе совершенных рак‘атов, совершении поясного или земного поклонов, намерении поститься или совершить намаз, намерении совершить омовении или уединиться для поклонения, если он уже приступил к совершению этих обрядов поклонения. Это правило также распространяется на все подобные случаи. И это значит, что сомнения не должны приниматься во внимание, поскольку за основу принимается отсутствие поступка». См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 195.

e-minbar

Религиозно-правовое решение о сомнении в выходе ветров во время молитвы

Мусульманин совершал коллективную послеполуденную молитву /‘аср/ и сдерживал газы, чтобы они не вышли. Через несколько секунд давление от газов он прекратил ощущать, и мы совершили земной поклон. После этого он что-то почувствовал возле анального прохода, но не уверен, вышли ли газы: ничего не услышал ни звука, ни запаха. Поэтому, вспомнив правило о том, что уверенность в чем-то не удаляется сомнением, закончил молитву. Но я не знаю, сделал ли я все верно или нет? Ведь давление газов ощущал буквально за несколько секунд до этого. Необходимо ли мне совершить молитву вновь? Можно ли нам использовать это правило в отношении любого сомнения в делах Шариата, или это правило касается только вопроса омовения и молитвы?

Во-первых: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку молиться, сдерживая при этом позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника, а также занимать себя их сдерживанием (в молитве).

Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды (Муслим № 560).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в своих комментариях в Сахих Муслим сказал: Этот хадис свидетельствуют, что совершать молитву, когда подали еду, и человек желает её съесть, нежелательно. Молитва потеряет смирение, так как сердце человека в этом случае будет занято мыслями об угощении. Также нежелательно совершать молитву, сдерживая позывы к мочеиспусканию и к опорожнению кишечника (Шарх сахих Муслим. Т. 5. С. 46).

Однако эта нежелательность касается только человека, который преступил к молитве, уже испытывая позывы облегчиться. Если же человек преступил к молитве, не ощущая позывов к большой нужде или малой, но начал испытывать их посреди молитвы, то в сдерживании этих позывов нежелательности нет, если только они не станут препятствовать его молитве.

Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Иногда я чувствую необходимость опорожнить кишечник до молитвы, но молюсь, и в молитве уже этого не ощущаю. Будет ли моя молитва верной? А иногда происходит наоборот? Верна ли молитва в этом случае?

Молящемуся нельзя приступать к молитве, сдерживая большую или малую нужду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет молитвы, если подали еду, и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды“ (Муслим). Мудрость и польза этого запрета, а Аллах знает лучше, в том, что это мешает смирению в молитве. Однако если человек совершил молитву в подобном состоянии, то молитва его верна, но не полноценна, не совершенна, однако совершать её вновь не нужно. Если ты приступил к молитве, не ощущая позывов к большой или малой нужде, и они появились посреди молитвы, то молитва также верна, и в сдерживании этих позывов нет порицаемости, если только они не помешает закончить молитву (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 7. С. 25-26).

Во-вторых: Человек, который сомневается в выходе ветров, из-за этих сомнений малого омовения не теряет. Он должен продолжать молитву, и она в этом случае будет верной. Ему не требуется совершать её вновь, если только у него нет твердой уверенности, что ветры всё-таки вышли.

Передается от Са‘ида ибн Мусаййба, от ‘Аббада ибн Тамима, от его дяди, что однажды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожаловался человек, которому казалось, что он находит что-то во время молитвы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах (аль-Бухари № 137, Муслим 361).

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-либо станет чувствовать в своем животе что-то, и станет в этом сомневаться: вышли они (газы) или нет, то пусть не покидает мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах (Муслим № 362).

Следует обратить внимание, что слышание звука и ощущение запаха указывают на то, что необходимо убедиться в осквернении и нарушении омовения, какой бы ни была сама причина осквернения.

Хафиз ибн Хаджар сказал: Этот хадис доказывает, что молитва того, кто не уверен осквернении, остается верной. Но для уверенности не обязательно только услышать звук или почувствовать запах (Фатху-ль-Бари би-шархи сахихи-ль-Бухари. Т. 1. С. 238).

Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Каждый ли запах нарушает омовение? Я знаю, что ощущение запаха (испускаемых ветров) нарушает омовение, но мой вопрос в следующем: когда он нарушает? То есть нарушает ли омовение ощущение запаха наряду со звуком и ощущением выхода ветров? Или при ощущении запаха и слышании звука, без собственных ощущений? Прошу вас разъяснить этот вопрос, так как я запутался.

Что касается действий или явлений, которые нарушают омовение, то, если человек убедился, что вышли газы, услышав звук, или почувствовав запах, или другим способом, который убеждает его в нарушении омовения, то омовение нарушено. Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о мужчине, который обнаруживает что-то (у себя в кишечнике) во время молитвы, сказал: „Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах“ (аль-Бухари, Муслим)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 5. С. 255).

В-третьих: Правило о том, что уверенность или твердая истина не может быть удалена сомнениями, является правилом общим и касается не только омовения и молитвы.

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис представляет собой один из принципов ислама и важное правило исламского правоведения. Правило гласит, что о вещах следует судить по их изначальному положению, пока нет убежденности в обратном. Внезапное сомнение не вредит изначальной убежденности. Примером служит вопрос, который упоминается в главе, где приводится этот хадис. Вопрос состоит в том, что когда человек уверен, что у него есть малое омовение, и у него появились сомнения в осквернении и нарушения омовения, то следовать нужно основе, а именно убежденности в наличии омовения. И нет разницы во времени возникновения сомнений: в молитве или вне её. Таков наш мазхаб и мазхаб большинства ученых-предшественников и современников.

Другими примерами этого же правила являются следующие ситуации: когда человек сомневается в том, что дал развод жене, или что освободил раба, или сомневается в загрязнении нечистотой чистой воды, или в очищении от нечистоты, или в присутствии нечистоты на одежде, в пище и прочем, или в том, совершил он три рака‘ата молитвы или четыре, или в том, совершил он земной и поясной поклоны или нет, или имел ли намерение поститься, совершить молитву, омовение или намерение пребывать в мечети для поклонения, уже совершая эти виды поклонения или нет, и т.д. Во всех этих случаях сомнения не влияют на верность основы, и нужно придерживаться того, что действия, в котором человек сомневается, не было.

Ученые исключали из этого правила некоторые ситуации, которые известны и описаны в книгах по исламскому правоведению /фикх/. Для упоминания всех их объема этой книги не достаточно. Эти ситуации общеизвестны, в отношении их имеются возражения, ответы, и есть ситуации, в отношении которых есть разногласия» (ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 4. С. 49-50).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Это правило – необходимость опираться на то, в чем человек уверен, и отбросить сомнение – очень важно. На него указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Если кто-то из вас станет сомневаться в молитве, то путь отбросит сомнение и опирается на то, в чем он уверен“. Этот хадис применяется во многих областях фикха: в (вопросах) развода, договоров и прочее. Если человек станет следовать этому правилу, то решатся многие его проблемы, исчезнут многие сомнения и наущения. Такова благодать слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также это облегчение, которое дал ислам людям, так как Аллах не желает, чтобы мусульмане ощущали беспокойство и затруднение. Но желает, чтобы дела их были ясны. Если человек отдастся этим сомнениям, то его жизнь станет тяжелой, беспокойной, так как дьявол не остановится только на внушении наущений и сомнений в отношении верности очищения, но станет внушать их в вопросах, связанных с молитвой, постом и пр. И даже во всех жизненных вопросах, а также в вопросах, связанных с семьей. Шариат изначально закрыл дверь, ведущую к этим наущениям, велел оставить их и отталкивать, чтобы эти сомнения и наущения не имели никакого воздействия на душу человека» (аш-Шарху-ль-мумти‘ ‘аля зади-ль-мустакни‘. Т. 1. С. 312).

А Аллах знает лучше.

islamqa.info