Напоминание верующим

Напоминание верующим

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Покаяние не принимается в двух случаях: во время предсмертных хрипов, как это произошло с Фараоном, и в тот день, когда начнется конец света и солнце взойдет на западе. В остальное время покаяние принимается, если оно было искренним, каким бы не был совершенный грех.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока солнце не взойдет на западе. Когда же оно взойдет оттуда, и люди увидят это, они уверуют все вместе. Однако тогда вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» (Ахмад, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа).

Сообщается, что посланник Аллаха, сказал: Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему своё покаяние более семидесяти раз в день!

Сообщается также, что посланник Аллаха,'(салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: - О люди, кайтесь перед Аллахом, я же, поистине, приношу Ему своё покаяние по сто раз в день!

Сообщается также, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: Аллах простит того, кто скажет: "Астагфиру-Ллаха-ль- Азыма-ллязи ля иляха илля хуа-ль-Хайу-ль-Кайуму ва атубу иляй-хи!" "Прошу прощения у Аллаха Великого, помимо которого нет иного бога. Он - Живой, Вечносущий, и я приношу Ему своё покаяние!" -, даже если он бежал от наступавшего противника!

Сообщается также, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: Господь наиболее близок к рабу в конце ночи (Речь идет о середине последней трети ночи), и если сможешь ты стать одним из тех, кто поминает Аллаха в это время, то стань им!

Сообщается также, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: Ближе всего к Господу своему раб находится в то время, когда он совершает земной поклон, так почаще же взывайте к Аллаху в это время!

Сообщается также, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: Поистине, сердце моё окутывается (Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), постоянно поминал Аллаха, взывал к Нему и занимался прочими делами благочестия, а если он отвлекался или забывал об этом, то считал, что совершил грех и просил за это прощения. Таким образом, под словом "окутывается" подразумеваются те короткие периоды, когда пророк по тем или иным причинам не занимался этим.), и, поистине, я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день!

Покаяние не будет искренним и правильным и Аллах не примет его, если не будут соблюдаться определенные условия, доказывающие искренность кающегося. Из этих условий:

Условие искреннего покаяния

Во-первых: раскаяние должно быть ради Аллаха. Всемогущий Он и Великий - и иметь цель угодить Ему, поскольку Аллах Всевышний не принимает никаких деяний, если они не сделаны только ради Него и не имеют цель угодить Ему и не соответствуют Его повелению следовать Его посланнику - да благословит его Аллах и приветствует. Это значит, что любое дело должно иметь цель угодить Аллаху Всевышнему и должно быть благочестивым, т.е. должно соответствовать Сунне.

Во-вторых: Отказ от совершения грехов. Если человек, будучи грешником, совершает нечестивые и запретные поступки, то он должен немедленно отказаться от них, а если он не исполняет предписания Аллаха, то он должен без промедления исполнить их и возместить то, что он упустил, если это можно возместить.

В-третьих: Человек должен испытывать угрызения совести и сожалеть о том, что он раньше совершил прегрешения и должен немедленно отказаться от совершения грехов и иметь искреннее намерение не совершать их в будущем. Ведь покаяние не будет искренним и правильным, пока человек не испытает сильное сожаление, угрызения совести, досаду и печаль за то, что он ослушался Аллаха, будучи грешником.

В-четвертых: Твердое намерение не совершать грехи в будущем. Человек должен раскаяться Аллаху в своих грехах, имея твердое намерение не совершать грех в будущем, и регулярно исполнять предписания Аллаха, возмещая то, что он не исполнял из них, всегда повиноваться Аллаху и не совершать нечестивые дела до самой своей смерти, имея твердое намерение всю жизнь выполнять то, что Аллах приказал и предписал и оставить все, что Аллах запретил.

В-пятых: Отсутствие преднамеренности и настойчивости в совершении грехов. Преднамеренность и упорство в совершении грехов значит, что человек заранее решил совершить грех и насладиться им, не повинуясь Аллаху и намереваясь повторять эти грехи. Раскаяние в этом случае - раскаяние лжецов, которые оставили грех временно и ждут подходящий случай, чтобы совершить их.

В-шестых: Кающийся должен раскаяться не только сердцем и языком, но и тем, что он должен творить добрые деяния, которые доказывают, что он искренне раскаялся своим сердцем. Ведь повиновение Аллаху, исполнение религиозных обязанностей и совершение добрых дел усиливают веру в сердце кающегося и помогают ему отказаться от прегрешения и возместить то, что он проводил часть своей жизни, забавляясь, наслаждаясь и совершая грехи.

В-седьмых: Кающийся должен постоянно придерживаться покаяния и не должен нарушать его поскольку это - условие истинного, искреннего, полезного покаяния.

В-восьмых: Покаяние должно быть своевременным, т.е. до того, как придет смерть к человеку, и до того, когда взойдет солнце с запада.

Чьё покаяние не принимается?

С момента появления на этот свет и до самого последнего дыхания она становится полем сражений между человеком и дьяволом. В случае поражения человек теряет свою душу…

Но всякая война ведётся с переменным успехом. Бывают моменты, когда человек начинает побеждать, и тогда его душа взлетает ввысь. Но бывают мгновения, когда человек теряет бдительность и подпускает врага слишком близко, позволяя ему наносить удары. Тем более, враг человека – опытный, бескомпромиссный, беспринципный Иблис, который за долгие века существования неплохо изучил слабые места своего противника. Используя страсть, алчность, жадность, страх и другие слабости, он наносит удары, заставляя человека совершать грехи. И тогда кажется, что душа падает в бездонную пропасть, из которой уже никогда не выбраться.

Ислам рассматривает процесс исцеления человеческой души в двух аспектах:

1. Душа обладает изначальной природой (фитра), которая тянется к добродетели и, обретя её, ощущает состояние радости. Зло омрачает её, и совершение зла порождает в душе скорбь.

2. В душе также присутствуют легкомысленные порывы, сводящие её с истинного пути, приукрашивающие для неё поступки, которые погружают её в бездонную пропасть.

Между этими двумя порывами происходит обоюдная борьба за лидерство над душой. Окончательный же исход зависит от того, чему она подчинится.

Всевышний Аллах говорит: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её» (Коран. 91:7–10).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если бы человек заимел долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две. И никогда его утробу не наполнит ничто, кроме земли. Аллах же примет покаяние тех, кто покается».

Ислам обращает внимание человека на то, что потакание страстям и подчинение им не насытит душу и не удовлетворит её. Душа такова, что каждый раз, когда она привыкает к какой-либо из своих похотей, она тут же проявляет желание перейти к следующей, пребывая, таким образом, в постоянной погоне, не обращая внимания на греховность и неправедные деяния.

Коран же предупреждает нас от следования запретным страстям: «…И не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчёта» (Коран. 38:26).

Покаяние

Может возникнуть вопрос: в чём же помощь и исцеление?

Они заключены в искреннем покаянии за совершённые грехи.

Покаяние – это не только и не столько произнесение языком известной фразы «астагфирулла».

Покаяние включает в себя три элемента:

во-первых, человеку следует отказаться от совершения самого греха;

во-вторых, раскаяться в том, что он совершал его;

в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, то покаяние не может считаться правильным в полной мере. В том случае, когда грех, совершённый человеком, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от прегрешения. Так, если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу.

Высокомерие

Может случиться так, что гордость и высокомерие могут затмить рассудок, что может помешать признанию грехов и искреннему покаянию. Это и случилось с нашим злейшим врагом Иблисом. «…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он (Аллах) сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он (Иблис) сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (Коран. 7:11–12). Вместо покаяния он возгордился и был проклят…

Признание своих грехов будет знаменовать покорность перед своим Господом и возвращение к Нему. Ведь даже само слово «Тауба» (покаяние) означает возвращение.

Отчаяние

На пути покаяния и возвращения к Господу могут быть и другие препятствия. Человек может окинуть взглядом прожитую жизнь и ему может показаться, что кроме грехов у него ничего нет. Он действительно мог совершать много больших и малых грехов. И тут Иблис может внушить ему, что он безнадёжный грешник, которому нет прощения. Человеком может овладеть отчаяние. Или же он может внушить человеку ложный стыд, из-за которого человек будет стесняться покаяться перед Аллахом.

Но как обстоят дела в реальности?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что все дети Адама ошибаются, и лучшие из них те, кто кается. От совершения же грехов не защищён никто, кроме пророков и посланников Аллаха.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также говорил о том, что Всевышний постоянно ждёт и принимает покаяние Своих рабов: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит».

Также Всевышний Аллах успокаивает верующих, чтобы они не отчаивались в Его милости. «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран, 39:53).

Удивительный хадис

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать людей, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха из числа сынов Исраиля. Он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и спросил принесёт ли ему пользу покаяние? Тот сказал: «Нет», – и тогда он убил этого монаха, доведя количество погубленных им душ до сотни. Потом он снова стал спрашивать людей о том, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. Встретившись с ним, он сказал, что убил сто человек, и спросил, принесёт ли ему покаяние пользу? Тот сказал: «Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле творится зло!» И он отправился туда, но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: «Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!» Что же касается ангелов мук, то они сказали: «Поистине, он никогда не совершал ничего благого!» И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: «Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали ангелы милости».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И Аллах Всевышний внушил одной части земли отдалиться, а другой – приблизиться, после чего сказал: «Измерьте расстояние до них». И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой (куда направлялся), после чего его прегрешения были ему прощены».

Этот рассказ Пророка никак не говорит о том, что можно делать всё что угодно, а потом покаяться языком, и всё простится. Нет! Этот хадис лишь не даёт отчаиваться в великой милости Аллаха, Который принимает искренние покаяния от всех людей, сколь великими ни были их грехи. «Кто же мешает кающемуся принести покаяние?..»

К тому же это покаяние должно быть искренним, исходящим из глубин сердца. Такое покаяние может принести только человек, осознавший всю пагубность совершённых им ранее грехов. Такое покаяние полностью меняет его. Тот, кто хоть раз в жизни приносил искреннее покаяние, поймёт, о чём идёт речь…

Заключение

У Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

Сподвижник ибн Масуд говорил: «Правдивая клятва – это когда ты больше не возвращаешься к греху, в котором покаялся ранее».

«Ведь человек создан слабым». Да, это так… Человек по своей слабости периодически даёт волю своей душе, калеча её и вкушая «сладость» греха. Ибн аль-Кайим говорил, что грехи подобны ранам на теле, а множество ран приводят к смерти.

Следующим шагом, сопряжённым с покаянием, является совершение добрых дел, которые будут удалять предыдущие грехи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! И пусть за каждым твоим грехом следует благодеяние, которое удалит грех. И относись к людям хорошо».

И всякий раз, когда ислам говорит о человеческой слабости, он даёт понять, что очищение от этих пороков кроется лишь в следовании путём религии и её заветам. Ведь «тауба» — это возвращение к Богу, возвращение на Его путь…

«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (Коран; 66:8).

chernovik

О покаянии (Ат-Тауба), его важности и условиях

Языковое и шариатское определение термина «ат-тауба» (Покаяние)

Ибн Фарис говорил, что в языковом значении слово «ат-тауба» означает: "Возвращение". См. “Му’джам аль-макъаис” 1/357.

А Ибн Манзур сказал, что слова: “Таба иля-Ллах (Он вернулся к Аллаху)", означают: "Отстранился от своих грехов и обратился к повиновению Аллаху”. См. “Лисан аль-‘араб” 1/223.

В шариате же "покаяние" означает: Отстранение от греха из страха перед Аллахом; ощущение мерзости греха; сожаление того, что произошло ослушание Аллаха; решимость впредь никогда не возвращаться к подобному и принятие для этого всех мер предосторожности для этого.

Имам Ибн Муфлих сказал: “Ат-Тауба – это сожаление за совершенные прошлые грехи и ослушания, твердое решение оставления этого навсегда и только ради Аллаха Всевышнего, а не ради мирской выгоды или же предотвращения вреда, и оставления грехов по собственному выбору, а не из-за принуждения”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/84.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Значение «ат-тауба» в шариате – это оставление греха по причине его мерзости, раскаяние за его совершение, решимость впредь никогда не совершать его, вернуть притесненному его право, если таковое имело место или же попросить его о прощении”.См. “Фатх аль-Бари” 11/103.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Покаяние бывает двух видов: обязательное и желательное. Обязательное покаяние – это покаяние за оставление обязанностей и совершение запрещенного. Этот вид покаяния обязателен для каждого совершеннолетнего, как велено это Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха). А желательное покаяние – это покаяние за оставление желательных деяний и совершение нежелательных поступков”. См. “Рисаля фи-ттауба” 21.

Важность и обязательность покаяния

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему”» (аз-Зумар 39: 53-54).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Этот благой аят является призывом для покаяния ко всем грешникам из числа неверных и прочих людей. Этот аят извещает о том, что Аллах прощает все грехи тому, кто отказался от их совершения и принес покаяние за это, какими бы они ни были и даже если они по количеству подобны пене морской”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/345.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5735.

Этот и подобные ему хадисы указывают на то, что у каждого верующего есть грехи и недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи грехи и насколько искренне они каются перед Аллахом. Сообщается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Имам аль-Хаким, имам Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Всевышний Аллах сказал: «И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Быть может, вы преуспеете» (ан-Нур 24: 31). Всевышний Аллах также сказал: «А кто не кается, те – несправедливые!» (аль-Худжурат 49: 11).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему свое покаяние по сто раз в день». Муслим 2702.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Община мусульман единогласна в том, что покаяние – обязанность всех правоверных”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 5/90.

Условия покаяния

Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!» ан-Насаи 3140. Хафиз аль-Мунзири, имам аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Прекращение совершения греха

Всевышний Аллах сказал: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль 8: 38).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Истинное покаяние – это раскаяние за совершенные грехи, мгновенное прекращение его совершения, и твердая решимость не совершать этого впредь!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/191.

А что касается покаяния того, кто просит прощение у Аллаха и в то же самое время продолжает совершать свой грех, то оно не является действительным, и саляфы относительно этого высказывались очень строго! Ибн 'Аббас говорил: “Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен издевающемуся над своим Господом”. Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауба” 85, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 10/154.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов!” См. “аль-Азкар” 492.

Сожаление (раскаяние) за совершенный грех

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сожаление о грехе – это покаяние». Ибн Маджах 4252. Имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, аль-Бусайри, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если человек не сожалеет о том скверном, что он совершил, то это указывает на то, что данный человек довольствуется этим грехом и упорствует в его совершении!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/182.

Имам ас-Синди сказал: “Сожаление должно быть вызвано именно по причине совершения греха! Если же человек проявит сожаление по иной причине, как например, он стал сожалеть, что пил вино из-за траты на него денег, то такое сожаление не имеет к покаянию никакого отношения!” См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 4/492.

Мольба о прощении

Несмотря на то, что сожаления является самым важным условием покаяния, также для искреннего раскаяния необходимо и просить прощения у Всевышнего своими устами, как повелел это Аллах, сказав: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» (Худ 11: 3).

И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!”» ат-Тирмизи 3540. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Музани и шейх аль-Альбани.

И прося прощения у Аллаха, следует проявлять настойчивость, не говоря: "О Аллах, прости меня, если пожелаешь" и т.п. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: "О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь", но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». аль-Бухари 6339, Муслим 4/206.

Решимость больше никогда не совершать этот грех

Всевышний Аллах сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!» (Али ‘Имран 3: 135-136).

Ан-Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Я спросил ‘Умара ибн аль-Хаттаба о значении аята: «Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8), и он сказал: «Это раскаяние за допущенный грех и не возвращение к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему»”.Ибн Аби Шайба 901, аль-Хаким 2/495. Хафиз Ибн Хаджар и хафиз аль-Бусайри назвали иснад достоверным.

Загладить свою вину перед тем, с кем человек поступил несправедливо

Если мусульманин своровал или причин какой-либо материальный или физический вред другому, то упомянутых условий покаяний будет недостаточно до тех пор, пока он не загладит свою вину перед пострадавшим, либо вернув ему причитающееся ему по праву, либо попросив у него прощения.

Со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». аль-Бухари 2449.

Покаяния принимаются только до предсмертного хрипа и восхода солнца со стороны запада

Всевышний Аллаха сказал: «И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: "Поистине, теперь я раскаялся!"» (ан-Ниса 4: 17-18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы». ат-Тирмизи 2537. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Сообщается от Абу Мусы, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, куда оно заходит». Муслим 2759.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не настанет Час Судный, пока не взойдет солнце с запада, а когда оно взойдет оттуда и люди увидят его, все они уверуют, но произойдет это в такое время, когда не принесет человеку пользы его вера», – после чего он прочитал следующий аят: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений Господа твоего, не принесет человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не обрел блага в вере своей» (аль-Ан’ам 6: 158). аль-Бухари 4635, Муслим 157.

О необходимости быстрого покаяния после совершения греха

Каяться за совершенный грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершенного им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Ниса 4: 17).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние». ат-Табарани в "аль-Кабир" 2/25, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2/349. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами'» 2097.

Тот, кто открыто совершал грехи или открыто призывал и совершал нововведения, обязан покаяться открыто

Каждый, кто совершал грехи или нововведения открыто или заявлял, что эти грехи дозволены или же вводил в заблуждение других людей путем нововведения, обязан раскаяться открыто и разъяснить то, что совершенное им было заблуждением и грехом! Доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 159-160).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто совершил грех тайно, пусть покается тайно, и он не должен говорить открыто о своем грехе. Если же раб Аллаха совершил грех явно, то он обязан принести покаяние явно!” См. “Маджму’уль-фатауа” 15/302.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из числа условий покаяния того, кто призывал к нововведению – это разъяснение этого заблуждения и нововведения, и указание прямого пути!” См. «‘Уддату-ссабирин» 93.

Хасан ибн Шакыкъ рассказывал: “Однажды мы были с Ибн аль-Мубараком и к нему пришел один человек. Ибн аль-Мубарак сказал ему: «Ты тот самый джахмит?!» Тот ответил: «Да». Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Уходи от меня и никогда не возвращайся!» Тот сказал: «Но я покаялся!» На это Ибн аль-Мубарак сказал: «Нет, до тех пор пока твое покаяние не будет столь же явным, каким было явным твое нововведение!»” Ибн Батта в “аль-Ибана ас-сугъра” 154.

И если все упомянутые условия покаяния раб Аллаха выполнил таким образом, как установил это шариат, то пусть обрадуется обещанию пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Важные вопросы, связанные с покаянием

О желательности совершения благодеяния вслед за грехом

Совершение благого деяния вслед за грехом, стирают грех, как об этом говорится в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (Худ 11: 114).

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, совершающий плохие дела, а затем благие, подобен человеку, на которого надета кольчуга, сдавливающая его. Он совершает одно благое деяние, и расслабляется одно кольцо кольчуги, затем другое, и расслабляется второе, пока она не спадет на землю». Ахмад 4/145, ат-Табарани в "аль-Кабир". Достоверность подтвердили Хафиз аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.

Намаз-покаяния

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак'ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады» (Али ‘Имран 3: 135). Абу Дауд 1521, ат-Тирмизи 406, Ибн Маджах 1395. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Наилучшая мольба покаяния

От Шаддада ибн Ауса передается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Господином мольбы о прощении, являются такие слова: "О Аллах, Ты – Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!" – Тот, кто произнесет эти слова днем, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесет их ночью, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». аль-Бухари 6306.

اللهم أنت ربي لا إله إلا أنت خلقتني وأنا عبدك وأنا على عهدك ووعدك ما استطعت أعوذ بك من شر ما صنعت أبوء لك بنعمتك علي وأبوء لك بذنبي فاغفر لي فإنه لا يغفر الذنوب إلا أنت

/Аллахумма, Анта Рабби, ля иля-ха илля Анта, хъалякътани уа ана 'абдук, уа ана 'аля 'ахдика уа уа'дика мастата'т. А'узу би-ка мин шарри ма сана'т, абу-у ля-ка би-ни'матика 'аляйа, уа абу-у ляка бизанби. Фагъфирли, фа иннаху ля ягъфиру зунуба илля Ант/.

Делает ли повторное совершение греха после покаяния, недействительным предыдущее покаяние?

Некоторые ученые говорили, что если человек раскаялся за грех, а затем снова совершил именно этот грех, то его предыдущее покаяние недействительно. Однако правильным мнением является мнение большинства ученых, что искреннее покаяние с его условиями, включая и твердое намерение не повторять этот грех никогда, стирает данный грех, словно его и не было, даже если после этого он вновь его совершил! И доводом этому служит хадис: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: “Если человек покаялся в грехе, а затем вновь его совершил, то его предыдущее покаяние за этот грех не становится недействительным. И также если он кается в одном виде греха, пребывая при этом в другом виде греха, то его покаяние действительно!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один из рабов Аллаха совершил грех, он сказал: "О Аллах, прости мне мой грех!", – Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех". Потом (после покаяния), он снова совершил грех и сказал: "О господь мой, прости мне грех мой!", – и Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех". Потом он снова совершил грех и сказал: "О Господь мой, прости мне грех мой!", – и тогда Всевышний и Благословенный Аллах сказал: "Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!"» аль-Бухари 7507, Муслим 2758.

Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Раджаб сказали, что смысл этого хадиса в том, что пока раб Аллаха будет поступать таким образом, т.е. совершив грех, каяться искренне за него, Аллах будет его прощать! 'Укъба ибн 'Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и сказал: "О посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: "А если он попросит за это прощения?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознагражден». Он спросил: "А если он снова совершит грех?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему он будет записан». Тот спросил: "А если он попросит за него прощения и покается?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете»". аль-Хаким 1/59, ат-Табарани 17/287. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. "Маджма'у-ззауаид" 10/200.

Таким образом, Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться.

Есть ли покаяние для вероотступника?

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверными, затем опять уверовали, затем опять стали неверными, а затем приумножили свое неверие!» (ан-Ниса 4: 137).

В данном аяте речь идет о том случае, если вероотступник не вернется вновь в Ислам до своей смерти, так как Аллах за его неверие после его смерти не простит ему никогда! Ибн 'Аббас в толковании этого аята, в отношении слов: «а затем приумножили свое неверие» сказал: "Пребывали в своем неверии до самой смерти!" См. "Тафсир Ибн Аби Хатим" № 6114. Также говорил и хафиз Ибн Касир. См. "Тафсир Ибн Касир" 2/117.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (Али ‘Имран 3: 90).

Также обстоит с пониманием и этого аята. Смысл его в том, что Всевышний Аллах не примет от вероотступника покаяние именно за совершенные им грехи, ибо деяния неверного становятся тщетными, а вероотступник и есть неверный. То же самое обстоит с христианами и иудеями, которые также каются за свои грехи, но их покаяние не принимается, поскольку покаянием неверия является только истинная вера, т.е. принятие Ислама. Что же касается вероотступника, если он вновь примет Ислам и искренне покается за свое вероотступничество, то Аллах примет его покаяние, как это разъяснил имам Ибн Джарир ат-Табари. См. “Тафсир ат-Табари” 6/579.

И довод этому слова Всевышнего Аллаха: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3: 86-89).

Имам Ибн Къудама говорил, что разногласие относительно покаяния вероотступника касается только принятия его покаяния в мире этом среди мусульман, а что касается того, что Аллах его простит, если он искренне покаялся, то относительно этого нет разногласия! См. "аль-Мугъни" 12/271.

О покаянии приверженцев нововведений

Нововведения в убеждении являются причиной того, что Всевышний Аллах не принимает покаяние Своего раба! От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не принимает покаяние от приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани 4360, Абу аш-Шейх 259, Ибн Аби ‘Асым 37. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Суфьян ас-Саури говорил: "Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!" аль-Лялькаи в "Шарх усуль аль-и'тикъад" 238.

Таким образом, условием для покаяния какого-либо приверженца нововведения, является оставление религиозного нововведения, ибо оно и есть величайшее из грехов после неверия, за которое следует каяться в первую очередь.

О запрещении рассказывать про свои грехи

Нельзя рассказывать о своих грехах, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все члены моей общины будут помилованы, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: "О такой-то! Я совершил вот такой грех". И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как Ма’иза аль-Аслями подвергли бичевания камнями за прелюбодеяние, сказал: «Остерегайтесь этой мерзости (прелюбодеяния), которую запретил Аллах! Если же кто-либо совершит нечто из этого, то пусть скроет это, как покрыл его Аллах и покается перед Ним. А что касается того, чей грех станет для нас явным, то мы применим в отношении него наказание в соответствии с Книгой Аллаха Всевышнего!» аль-Хаким 4/425, аль-Байхакъи 8/330. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Сакан, Ибн аль-Муляккъин и аль-Альбани.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир” 3/323.

Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фатхуль-Бари” 10/586.

Прекрасное наставление саляфов

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “О сын Адама, поистине, легче оставить грех, чем совершить потом покаяние!” См. “аз-Зауаджир” 1/45.

Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху - Господу миров!