Напоминание в день Джума. 8 Джумада аль-уля 1444х.

Напоминание в день Джума. 8 Джумада аль-уля 1444х.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Какой верующий не помышляет об искреннем покаянии? Каждый из нас совершает грехи и оступается. Иногда шайтан застает нас врасплох, иногда мы сознательно уступает низменным желаниям. Даже получая знаки, удерживающие от непристойных поступков, мы порой отворачиваемся от них и упорствуем во грехе. 

А все потому, что вера наша слаба и искушения легко одолевают ее. Говорю об этом, о братья по вере, не для того, чтобы обидеть или упрекнуть кого-либо. Отнюдь нет! Но мы не должны закрывать глаза на наши прегрешения, обольщаясь тем, что уверовали. Мы не должны обманывать себя пустыми надеждами, выдавая желаемое за действительное. 

Вера вере рознь, и иной раз веры может не хватить для спасения после смерти. Не потому ли говорит Всевышний Господь: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и писание, которое Он ниспослал Своему посланнику» (сура 4 «Женщины», аят 136)? 

Задумайтесь над этими словами. Недостаточно просто уверовать в Аллаха и в Судный день. Аллах желает, чтобы чистая и искренняя вера пустила глубокие корни в наши сердца и приносила свои плоды, подвигая нас на великие добрые дела и удерживая от грехов. Всевышний для того и отпускает нам жизненный срок, чтобы мы доказали свою правдивость. Не для того, чтобы мы наслаждались преходящими земными радостями, но для того, чтобы очистили свои сердца и обрели подлинную веру, необходимую для обретения Его довольства. В этом весь смысл испытания и истинное предназначение земной жизни. 

Путь может различаться в зависимости от жизненных обстоятельств, склонностей и умений самого человека, но высшая цель всегда одна — познание Всевышнего и достижение духовной чистоты. Достигший этой ступени спасется, ибо сказано в писании: «В тот день ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с непорочным сердцем» (сура 26 «Поэты», аяты 88-89). 

Но как быть с грехами, от которых так трудно избавиться? Ведь есть грех, который человек совершает раз в жизни, а потом уже никогда не возвращается к нему, и есть грех, который он совершает время от времени, а есть грех, с которым он не расстается всю жизнь. У каждого свои слабости и пороки, и шайтан умело пользуется ими, и даже малый грех может сыграть роковую роль в нашей судьбе. 

Много ли нужно для того, чтобы привести в отчаяние или посеять зерно сомнения в душе? Сколько усердно поклонявшихся Аллаху не вытерпели и сошли с пути! Сколько искренних людей стали жертвами грехов, которым они не придавали значения! 

Благоразумный верующий помнит свои грехи, изучает свои слабости и постоянно находится начеку. Он знает, что его враг бодрствует и сидит в засаде. Он знает, что и Всемогущий Господь наблюдает за ним, слышит его разговоры и ведает сокровенные тайны его сердца. Ничто не ускользает от Его взора и не остается сокрытым от Него. «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в день воскрешения, Он поведает им о том, что они совершили» (сура 58 «Препирательство», аят 7). 

Как же важно помнить об Аллахе и ощущать на себе Его взор, если хочешь отдалиться от греха и сохранить верность покаянию! Забывая об Аллахе, мы делаем первый шаг к греху, ибо только отъявленный нечестивец грешит, ощущая на себе Его взор. Помня о Его присутствии рядом, мы не только исправляем свои дела, но и очищаем мысли и намерения. Даже присутствие рядом уважаемых и праведных людей не приносит такой пользы, ибо им открыта лишь внешняя сторона наших деяний. Аллах же видит наши сердца и не упускает даже случайный взгляд. Он понимает то, что не понимают люди вокруг. Он предоставляет отсрочку и не лишает надежды. Он покрывает грехи и прощает многое. Он радуется нашему покаянию, а наше упорство… 

Наше упорство и невежество вызывают Его гнев, и потому Он говорит: «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, кому писание было дано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых нечестивцы» (сура 57 «Железо», аят 16).

Мусульмане не должны упускать из виду тот факт, что богатство, добытое в одной из их стран, является собственностью мусульман, и растрата этих средств является большим грехом, и не имеют значения географические границы, установленные между ними их врагами. В хадисе, который привел Бухари в своем сборнике, наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует говорит: «Есть люди, которые распоряжаются имуществом Аллаха неподобающим образом, но в день воскрешения им достанется адский Огонь». Имущество, о которых здесь идет речь, - это общественные средства мусульман, приписываемые Аллахом Самому Себе, чтобы сохранить их неприкосновенность и максимально возвеличить преступление присвоения этих средств кем-либо. И если рабочий присвоит несколько динаров из этих средств, то ему грозит адский Огонь. Что же тогда говорить об присвоении огромных средств, размер которых почти невообразим! Всевышний Аллах говорит: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования». 

Поэтому имущество это – средство существования нашей Уммы. Они подобны позвоночнику, и их растрата впустую ломает нам хребет. Однако при отсутствии концепции единой общины некоторые вопросы стали обсуждаться и сосредоточиваться в них на второстепенных вещах и «достижениях», а это более серьезное дело было забыто. 

Богатство считается искушением, устоять перед которым могут только сильные духом верующие, и поэтому Коран порицает страсть к накопительству. Человек становится подлинным владельцем своего состояния только тогда, когда расходует его на добрые дела. В противном случае богатство обременительно и лишает его владельца возможности обрести душевную гармонию. Пророк сказал: «Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы». 

Согласно Исламу, все богатства в действительности принадлежат Аллаху. Он вверяет имущество людям на время, чтобы те использовали его в благих целях. Если человек расходует имущество во благо себе, своим близким и окружающим, то он поступает правильно. Если же он использует его на цели, запрещённые Аллахом, то проявляет по отношению к Нему неблагодарность. 

Бедность тоже не считается пороком в исламе. Арабское слово гина, означающее «богатство», подразумевает отсутствие нужды в чём-либо. Поэтому, если бедный человек богат душой и не ощущает нужды в материальном богатстве, то его нельзя назвать бедным в полном смысле этого слова. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не обилие имущества приносит богатство — богатством является богатство души».

Со слов ‘Убайдуллаха ибн Михсана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто из вас застал утро, будучи в безопасности за себя и свою семью, будучи в добром здравии, и имея достаточно пропитания, чтобы хватило ему на один день, то можно сказать, что весь мир был дарован ему». Этот хадис приводят имамы аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 300, ат-Тирмизи 2346, Ибн Маджах 4141 и др. 

Имам аль-Мунауи в отношении этого хадиса сказал: “Кому Аллах даровал здоровье, спокойствие сердца во всем, наделил необходимым пропитанием на день и семья его пребывает в безопасности, тому Аллах даровал все милости, свыше которых не дано даже тому, кто владеет всем миром! Следовательно, человеку необходимо встречать свой день, будучи благодарным, используя эти блага в подчинении Аллаху, который облагодетельствовал его ими, а не использовать эти милости в ослушании и отдалении от поминания Аллаха”. См. “Файдуль-Къадир” 6/68. 

Этот величайший хадис указывает на то, что безопасность, здоровье и пропитание, которого достаточно на один день, являются величайшими милостями Аллаха. И в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал с безопасности, ибо безопасность превосходит по своей важности и значимости здоровье и удел.

О Аллах, Всевидящий, Всеведущий, Слышащий, Близкий! Помоги нам ощущать на себе взор Твой и поклоняться Тебе так, словно мы видим Тебя! Окружи нас благочестивыми рабами Твоими, которые будут напоминать о Тебе и предстоящем расчете! Вдохнови нас на искреннее покаяние и удержи от грехов, ведь Ты — Прощающий, Милостивый! Аминь!