Напоминание в день Джума. 20 Джумада ас-Сани 1444х.

Напоминание в день Джума. 20 Джумада ас-Сани 1444х.

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Не нужно иметь большие познания в религии или богатый жизненный опыт, чтобы понимать, какое негативное влияние оказывает леность на нашу жизнь. Испокон веков люди осуждали лень и высмеивали лентяев. Пословицы и поговорки на эту тему мы находим в разных языках, и призыв изживать в себе это качество пронизывает литературу разных народов. 

Ислам не просто не одобряет лень — он учит, что в жизни верующего ей не должно быть места. Лень — одна из величайших помех на пути верующего к успеху и счастью в обоих мирах. Призыв много трудиться, спешить к успеху и бороться с ленью мы находим в Коране, в Сунне и в высказываниях авторитетных имамов. 

Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, обращаясь к Аллаху с мольбами: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от тревог и печалей, от слабости и лени, от трусости и скупости, и от бремени долга и от притеснения людей» [Бухари]. 

Наши праведные предшественники (да смилостивится над ними Аллах) также много говорили о лени, предостерегая от неё и разъясняя её скверное влияние на жизнь верующего. Имам Абу Хатим (да помилует его Аллах) говорил, что причина успеха — отказ от промедления, а путь к лишениям — лень. А известный мусульманский учёный Сыддик Хасан Хан (да помилует его Аллах) утверждал: «Надежды ленивого потерпят крах». 

Один из наших праведных предшественников мудро заметил: «От союза слабости и промедления рождается горькое сожаление, а от союза уныния и лени рождаются лишения». Бессилие и лень — спутники. Если раб Аллаха упускает пользу или отдаляется от неё и причина тому — неспособность, то это — бессилие, а если причиной является нежелание, то это — лень. 

Имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) упоминал о том, что Аллах сделал лень и бездеятельность ключом к неудачам и лишениям и что лень — подруга потерь и лишений. В одном из своих трудов он пишет: «Вот тут-то шайтан и получает простор для своей деятельности, ибо слабость и лень — врата, через которые он входит. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Аллаха защиты от этих двух качеств. Они — ключ ко всякому злу, и они приносят тревоги, печаль, трусость, скупость, бремя долга и притеснение со стороны людей. Причина всего этого — слабость и лень» [Заду-ль-маад]. 

У отдыха есть предел. Это должна быть передышка для души, цель которой — восстановление сил. И, конечно же, сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и хлопоты не истощали их. Если человек переходит предел в отдыхе, то его бездеятельность превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, и он упускает большую часть того, что приносит пользу рабу Аллаха. 

Врачеватель сердец Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) призывал обратить внимание на лень и причиняемый ею вред и когда дело касается воспитания подрастающего поколения: «Воспитатель должен оберегать своего воспитанника от лени и бездеятельности, расслабленности и чрезмерного отдыха. Напротив, он должен позволять ему отдых лишь в той мере, в какой он необходим душе и телу, чтобы собраться с силами и продолжать свою деятельность. Ведь, поистине, лень и бездеятельность влекут за собой скверные последствия, тогда как серьёзная деятельность и приложение усилий, напротив, влекут за собой благие последствия — либо в этом мире, либо в мире вечном, либо в обоих мирах, и самые умиротворённые люди — самые деятельные». 

Однако в своей борьбе с ленью верующий не должен впадать в другую крайность, то есть доводить себя в своих попытках совершать как можно больше поклонения и благих дел до полного изнеможения, до такого состояния, когда у него не останется сил не только на дополнительные проявления покорности Аллаху, но и на исполнение основных религиозных обязанностей. Мы знаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев привязанную в мечети верёвку и узнав, что за неё держится Зейнаб, когда устаёт от своих долгих молитв, велел отвязать эту верёвку и сказал: «Пусть любой из вас молится, пока он бодр, а когда у него не останется сил, пусть ложится» [Бухари; Муслим]. 

Периоды расслабленности у стремящегося к довольству Аллаха неизбежны. Однако верующий может использовать их, чтобы приблизиться к цели и исправить то, что нуждается в исправлении, так что расслабления эти не уведут его от совершения обязательного и не подтолкнут к запретному. В этом случае у нас есть основания надеяться, что он продолжит свой путь, став даже лучше, чем был ранее. Благородный сподвижник и второй праведный халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, сердца имеют свойство идти вперёд и отступать, и когда они устремляются вперёд, то загружайте их дополнительным поклонением. А когда они отступают, требуйте от них совершать обязательное». 

Какой же вред наносит нам лень, когда она одолевает нас? Прежде всего, она становится серьёзной помехой в нашем поклонении и отбивает у нас желание совершать благие дела. Поддаваясь лени и идя у неё на поводу, мы лишаем себя награды. При этом мы забываем один из важнейших принципов нашей веры: трудись в поте лица сейчас, в этом мире, чтобы не знать горя и утомления потом, в мире вечном. Ленивый человек, как правило, безответственный. Он склонен к попустительству, халатно относится к своим обязанностям, нерадив в соблюдении прав и Господа, и окружающих.

Ленивым людям свойственно много говорить вместо того, чтобы делать что-нибудь полезное. А Коран предостерегает нас от того, чтобы наши слова не сопровождались действиями: «Весьма ненавистно Аллаху, что вы говорите то, чего не делаете» (сура 61 «Ряды», аят 3). 

Человек, отдавший себя во власть лени, теряет своё драгоценное время. Минуты, часы, дни и даже месяцы и годы его жизни пролетают, а он не сеет семена и не собирает урожай. Конечно, чем-то он заполняет его, но это, как правило, дела или пустые и бесполезные, или приносящие столь ничтожную пользу, что их можно и нужно заменить другими, действительно важными, способными принести реальную пользу ему самому и его близким. Привыкая к ленивому образу жизни, человек всё больше заботится о том, чтобы избежать обязанностей, ответственности, любой серьёзной деятельности, требующей усилий. А это означает, что он фактически отказывается от использования способностей, талантов и сил, которыми наделил его Всевышний, и умышленно упускает возможности для полезной деятельности, которые Он ему предоставляет. 

Лень может довести и до того, что человек начинает критиковать какое-нибудь нужное и полезное дело просто потому, что ему нужно найти отговорку, дабы освободиться от участия в нём. А это значит, что лень открывает путь к таким грехам, как ложь, обман, вероломство, малодушие, и к отказу людям не только в посильной помощи, но даже в соблюдении их важнейших прав. 

Как и у любого явления, у лени есть причины, и одна из самых опасных среди них — лицемерие. В Коране приводится такое описание лицемеров: «Когда они встают на молитву, то встают лениво, делая это напоказ людям и поминая Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142). В Книге Аллаха также говорится о них: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают молитву и нехотя делают пожертвования» (сура 9 «Покаяние», аят 54). 

К причинам лени относится и привычка откладывать на потом, которая, увы, есть у многих из нас. Зачастую мы и не подозреваем, как важно нам научиться не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, особенно когда речь идёт о таких жизненно важных действиях, как покаяние: ведь завтра для нас может просто не наступить. 

Есть и менее серьёзные, но всё же заслуживающие пристального внимания и срочных мер причины. Это, например, воздержание от поминания Аллаха при пробуждении. Благородный сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: “Ночь твоя будет долгой, спи”. Если человек проснётся и помянет Всевышнего Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла; а если совершит молитву, то развяжутся все узлы и утром человек будет бодрым и в хорошем настроении, а иначе он будет с утра в скверном настроении и будет ленивым» [Бухари; Муслим]. 

Ещё одна причина, которую многие упускают из вида, — переедание. После слишком сытного обеда или ужина человек расслабляется, его клонит ко сну. И ему уже не до чтения Корана, не до ночных молитв, не до сосредоточенного поклонения Господу, не до приобретения полезного знания. Ислам проповедует умеренность во всём, и в данном случае умеренность приносит огромную пользу, помогая бороться с ленью и экономить время. 

Способствует лени и неправильное понимание предопределения. Встречаются невежественные люди, которые думают, что раз всё предопределено Всевышним и чему быть, того не миновать, то и действия бесполезны. Когда нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) спросили, для чего нужно трудиться, если конец каждого из нас уже известен Аллаху, он ответил: «Трудитесь, ибо каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворён» [аль-Бухари и Муслим]. Иными словами, человек сам пишет свою историю, которая хотя и известна Всевышнему, но зависит от воли самого человека и его выбора. 

Как же бороться с ленью? 

Во-первых, конечно же, обращаться к Аллаху с мольбами. 

Во-вторых, напоминать себе о том, что Всевышний Аллах повелел нам состязаться в совершении благих дел и что земная жизнь очень коротка, и к тому же мы не знаем, когда она прервётся. Ведь жизнь эта для этого и дана, чтобы трудиться здесь, а потом бесконечно отдыхать в Раю. Разве не к этому мы стремимся? 

В-третьих, больше общаться с серьёзными, деятельными людьми, которые спешат совершать благие дела, ценят своё время и умеют правильно распорядиться им. Благой пример — отличный стимул. 

Помогает и изучение жизнеописаний наших праведных предшественников, жизнь которых была наполнена усердным поклонением, полезным трудом и благими делами. 

Лень — это болезнь, которая быстро прогрессирует, если её не лечить. И в следующий раз, когда вы почувствуете, что лень одолевает вас, вспомните о награде, которая у Всевышнего, о Рае, который ожидает усердствующих тружеников, о людях, которые были прекрасным примером для нас, и о нашем злейшем враге — шайтане, который будет ехидно злорадствовать, если вы всё-таки поддадитесь лени. Борьба с ленью — это борьба за наше собственное счастье в обоих мирах. 

О Аллах! Помоги нам победить лень и совершать больше благих дел только ради Тебя, чтобы Ты был доволен нами!