Напоминание в день Джума

Напоминание в день Джума

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

فَلَا تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ وَلَا تَشْتَرُوا بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلًا وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُون
«...Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.»
(сура 5 "аль-Маида", аят 44).

Мы живём в очень непростое время и видим сами воочию многие малые признаки приближения Судного дня, которые практически все уже настали. Осталось только дождаться больших признаков Последнего времени.

Богослов (муфтий), в наше время стало именем нарицательным. Муфтий, он же хафиз и он же кори. Не просто красивый чтец Корана, а знающий всё из книги Аллаха, и не просто знающий, а который может дать исчерпывающий ответ на любой вопрос из 8 тысяч. 

Что же это за чтецы Корана, которые заслуживают наказания, а не награды за свое чтение? 

Это люди, не проявляющие должного уважения к Корану. Не соблюдающие правил таджвида. Не менее важно читать Коран, правильно произнося арабские буквы. Как известно, есть слова, которые сильно разнятся по смыслу, но их произношение отличается всего одним звуком. Человеку, который не знает арабского языка, эти слова кажутся на слух одинаковыми, и он по невежеству и небрежности может заменить одно слово похожим на него по звучанию, от чего смысл аята полностью изменится. Такого также допускать нельзя. Небрежно относящиеся к выученным словам Корана. Если человек выучил какое-то количество сур и аятов из Корана, их следует регулярно повторять, чтобы не забыть. 

Но самого большого наказания удостоятся те люди, которые будут читать Коран, но невнимательно относиться к его смыслу, не следовать тому, что в нем написано. К примеру, они читают аят, где говорится об уважении к родителям, но, если в этот момент в комнату зайдут их мать или отец, и попросят их о каком-то одолжении, они небрежно (а то и грубо) отмахнутся от их просьбы. Такие люди будут читать аят, где говорится о проклятии лжецов или притеснителей, но при этом не видят проблемы в том, чтобы солгать или иным образом нарушить права других людей. Они читают аяты о порицании скупости и жадности, но при этом у них, как говорится, «зимой снега не выпросишь» - они не готовы пожертвовать для помощи человеку даже малостью из своего имущества. 

Иными словами, суры и аяты Корана для этих людей являются лишь красивыми словами, которые они произносят машинально, не вдумываясь в их смысл. Как говорится в хадисе, у таких людей «Коран не опускается ниже их глоток» - то есть, слова Корана остаются для них только на языке, они не спускаются в их сердца, не заставляют их менять свою жизнь и поведение. Более того, они могут вести себя перед людьми как люди набожные, благочестивые, читать Коран в мечети громко, напоказ, чтобы люди слышали, как они умеют его красиво читать. Но если вы познакомитесь с таким человеком поближе – а тем более, будете вести с ним какие-то дела, вы быстро поймете, что их набожность – лишь красивый фасад, за которым скрывается весьма неприглядная сущность. Про таких людей Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) однажды сказал: «Большинство лицемеров из моей общины будут чтецами Корана». Иными словами, поскольку лицемеры – это неискренне, притворно набожные люди, они будут стараться произвести на других хорошее впечатление, читая Коран красиво и громко. 

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) также говорил людям: «Читай Коран, пока он не станет для тебя помехой в совершении грехов! В противном случае ты не являешься чтецом Корана». Если человек не пропускает слова Корана через свое сердце – так что, если он чувствует побуждение совершить что-то дурное, он тут же вспоминает о запретности этого дела, ему не будет пользы от его чтения. Более того, слова Корана будут в свое время свидетелями против него – говоря, что он читал эти аяты, но не следовал им. 

Разве вы не видели тех, кто знает истину, но поступает вопреки ей? Разве мы сами не поступаем так, уступая своим желаниям или проявляя слабость? А ведь пытаемся бороться со своими страстями и испытываем чувство стыда, когда не получается. Только в нашем случае для достижения цели одних стараний мало. Потому мы и просим Аллаха: «Веди нас прямым путём». Как же точно эти слова передают нашу бесконечную нужду в руководстве Аллаха! 

Размышляя об этом, понимаешь смысл слов нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кому Аллах желает добра, того Он учит разбираться в религии» (аль-Бухари и Муслим). То есть добиться успеха дано лишь тем, кто обладает ясными знаниями или следует советам знающего и мудрого наставника.

Мусульманин не должен бояться людей, а должен бояться только своего Господа и не продавать Его знамения за ничтожную цену. Он не должен скрывать истину и проповедовать ложь ради приобретения ничтожных мирских благ. Если ему удается избежать этих недостатков, то он следует прямым путем. Он сможет обрести счастье только в том случае, если все его помыслы будут связаны с приобретением знаний и обучением людей. Он должен понимать, что Аллах поручил ему сохранить то знание, которым он наделен, и сделал его свидетелем об истине. Он обязан бояться только Его, и страх перед людьми не должен мешать ему исправно выполнять свои обязанности. Кроме того, он не должен отдавать предпочтение мирским благам перед религией. 

Скверный ученый ('алим ас-су), плохой знающий, человек, который отбросил знание, которое даровал ему Аллах, – это невежественный знающий ('алим-джахиль). Этот человек последовал за своими страстями, припал к земле, продал свою религию за тленные мирские блага.

Качества скверных знающих (ученых):

Первое качество – они приказывают людям благочестие (аль-бир), но забывают самих себя.
Второе их качество
– это то, что их действия противоречат их словам: они говорят одно, а делают противоположное.
Третье качество
– Аллах дает им знание, а они отбрасывают его, потому что они хотят только мирской жизни (дунья).
Четвертое качество
– это то, что они зовут к адскому огню, зовут к вратам Ада.
Пятое качество
– скверный знающий (ученый) отбросил знания, которые дал ему Аллах, потому что на самом деле он хотел последовать за своей страстью и за своими желаниями.

Именно так охарактеризовал Пророк Мухаммад ﷺ определённую группу лиц, которые внешне проявляют усердие в поклонении Богу, читают Коран и намазы, но своими поступками отвращают людей от религии Творца, закрывая страждущим сердцам путь к спасению. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: «Есть люди, которые читают Коран, но он при этом их проклинает». Мы привыкли думать, что чтение Корана всегда есть богоугодное занятие. Однако некоторые чтецы не заслуживают при этом ничего, кроме проклятия - гнева Всевышнего.

Когда твёрдых знаний нет и рядом нет того, кто подскажет прямой путь, шайтану не составляет труда ввести человека в заблуждение. Он и без того блуждает в потёмках, в лучшем случае пытаясь интуитивно отличить хорошее от плохого. Но даже тогда, когда человек руководствуется ясными доводами, шайтан не оставляет попыток расправиться с ним. Он редко довольствуется тем, что склоняет верующего к дурным поступкам. 

Его цель — сердце верующего и его акыда - убеждения. Ведь убеждения — это основа любого деяния, и если они подпорчены, то человек поступает неправильно, даже не сожалея об этом. А что может быть желаннее для нашего врага? Искушая верующего, шайтан изучает его поведение. Он постепенно отдаляет его от всего, что помогает устоять на прямом пути. Он удерживает его от дополнительных молитв и чтения Корана, подбивает закрывать глаза на мелкие грехи, возбуждает интерес к праздным занятиям и развлечениям. Он прекрасно знает, что такие интересы отдалят его от набожных и знающих людей, которые могут дать полезный совет или предостеречь от греха. 

Наконец, когда человек остаётся один и ничто, кроме богобоязненности в сердце, не удерживает его от заблуждения, шайтан прибегает к своему излюбленному средству. Он подбрасывает в его сердце сомнения относительно веры или её отдельных положений. Нащупав слабое место, шайтан продолжает давить на него, пока не добьётся желаемого. А почувствовав твёрдость, он пытается увести верующего в противоположную крайность. 

Нам надо не позволять эмоциям управлять нами и соотносить наши поступки с тем, чему нас обучил Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Искать истину нужно не отталкиваясь от того, что мы не понимаем своим разумом или не принимаем сердцем. Возможно, позабытые грехи не дают нам отделить зёрна от плевел, а страсти мешают нашему сердцу вместить то, что сделает его мягче и добрее. Лишь тот следует прямым путём, кто руководствуется ясными доводами и движим любовью к своему Господу миров. И знайте, что человека не совершающего пятикратный намаз шайтан не боится, зная что этот человек идёт против Аллаха и не совершая обязанность перед ним… 

Аллах Алим!