Напоминание для мусульман об обязанностях в отношении своих имамов

Напоминание для мусульман об обязанностях в отношении своих имамов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

"Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60.)

Всевышний Аллах в этом аяте выделил восемь категорий людей, которые имеют право на средства закята, и одна из категорий те, кто занимается сбором и раздачей закята, - это люди, которых амир назначил выполнять какую-либо работу, связанную с закятом, например, сбор, учёт, хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики, кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики и другие лица. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним здравомыслящим надёжным мусульманином, справляющимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если он богат и не нуждается в средствах. Также к этой категории можно отнести имамов, кадиев и всех тех кто занимается дааватом.

В России имам выполняет гораздо больше функций, он не только проводить пятничные проповеди. Обычно он является лидером общины, ее руководителем, представляет общину перед государством и обществом, является «кади» (судьей), муфтием, дающим религиозные заключения, и др...

Имам должен:

- принимать решения, предварительно посоветовавшись с общиной: «И советуйся с ними о делах» (Коран, 3:159)

- учитывать мнение общины прежде всего, даже если сам не согласен с ним;

- советы и замечания прихожанам высказать открыто с минбара, но без указания имен, или лично, без свидетелей;

- передавать мусульманам свои знания: «Наставляй же, ведь ты - наставник» (Коран,88:21), «Предостереги своих ближайших родственников» (Коран, 26:214)

- дать фетвы наиболее легкие для исполнения, а не наоборот;

- быть мягким в обращении с людьми: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Коран, 3:159)

- проводить проповедь (хутбу) и намаз не слишком долго и не очень коротко;

- выбрать тему проповеди наиболее актуальной, предусматривающей настоящий момент, в которой имеется полезная информация для людей;

- соблюдать то, к чему сам призывает, быть примером для окружающих: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (Коран, 61:2-3)

- любить и прощать прихожан общины, найти для нее оправдание: «Прости же их, попроси для них прощения» (Коран, 3:159)

- заключать браки, участвовать в похоронах, проводить религиозные уроки;

- быть верным представителем мусульман перед государством, защищать их интересы;

- разрешать конфликты между мусульманами, выступать посредником в семейных конфликтах, денежных разногласиях, укреплять братские отношения;

- поступать правильно, справедливо, боясь только Аллаха Всевышнего;

- иметь намерение служить исламу, а не зарабатывать деньги;

- не приказывать, а призывать: «Вмени в обязанность только себе и побуждай верующих» (Коран, 4: 83).

Прихожане обязаны:

- уважать и ценить имама, как знающего человека: «Неужели равны те, которые знают и те, которые не знают?» (Коран, 39:9);

- слушаться и повиноваться ему, только если это не противоречит Воле Аллаха и его посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Коран, 4: 58);

- давать советы и делать замечания имаму без свидетелей;

- уважать решение имама, даже если оно не совпадает с мнением прихожанина;

- не отказаться молиться за имамом и уходить из общины по причине разногласий с ним;

- не повышать голос на имама, не ругать его;

- обращаться к нему уважительно;

- содержать имама, не вынуждая его заниматься иной работой, которая повлияла бы на выполнение его обязанностей как имама. Имам должен жить достойно, его внешний вид должен соответствовать его положению. Община не должна заставлять его просить о помощи или брать в долг. Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал халифом, Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел, как тот пошел на рынок торговать. Тогда Умар спросил Абу Бакра, зачем он это делает, и кто будет выполнять его обязанности. Абу Бакр сказал, кто же будет кормить его семью, на что Умар ответил, что мы тебе будем давать определенную сумму денег на твое содержание. Абу Бакр ответил, что этого ему недостаточно. Тогда Умар удвоил эту сумму, на что Абу Бакр согласился.

Если зарплаты у имама нет или она недостаточна для него, тогда он вправе искать себе другую работу, зарплата которой его удовлетворяет, и, по мере своих сил и возможностей, заниматься обязанностями имама. В Коране сказано: «О, мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах! (11:29).

Если какого-либо мусульманина, члена общины, не устраивает что-либо в работе имама, тогда он, без свидетелей, сначала дает совет имаму по данному вопросу. Если имам принимает свое решение, противоречащее мнению этого человека, тогда тот должен слушаться имама.

Но если член общины посчитал, что решение имама является недопустимым для мусульман, тогда он может созвать общину (или ее лидеров) на собрание, на котором будет присутствовать сам имам. В братской атмосфере каждый человек на этом собрании может высказать свои доводы в пользу одного или другого. Большинством голосов решается, кто прав и как следует поступить имаму в этом случае.

Если имам противоречит мнению большинства, тогда община имеет право освободить его от своих обязанностей путем простого голосования. А если большинство решает согласиться с мнением имама, тогда инициатор собрания должен уважать и соблюдать мнение общины, даже если он не будет согласен с ними. Выход из джамаата этого человека считается греховным и недопустимым.

Одним из основных вопросов, решением которых занимается руководитель религиозной общины, является вопрос «где взять деньги на содержание и развитие организации». С этой точки зрения все руководители религиозных организаций - одинаковые, с той лишь разницей, что одни из них ищут несколько миллионов рублей на отделку мечети, а другие – несколько десятков тысяч рублей на оплату труда имама или преподавателя в воскресной школе общины.

В последнее время кризис добрался и до мусульманских общин и затронул их руководителей. Как не прискорбно, участились случаи когда имамам мечетей не хватает средств не только для поддержания организации, но и для содержания своих семей, близких. Конечно это испытание от Всевышнего, но и проверка на прочность имамов и их общины.

Пусть Аллах Тааля окажет свою милость мусульманам, даст пережить трудные времена и укрепит умму на прямом пути! Всё во власти Аллаха!