Намаз мусафира

Намаз мусафира

Сокращение молитв

1. Доводы о законности сокращения молитв в пути

Доводом на то, что мусульманам разрешается сокращать молитвы в пути, являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» (Сура «Женщины, аят 101).

Также передается от Я’ла ибн Умайи, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«Я спросил Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Всевышний Аллах сказал: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов…». А если люди будут в безопасности?» Тогда Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Меня удивило то, что удивило тебя». Тогда я спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, об этом и он сказал: «Это милостыня, которой Аллах одарил вас, так примите же ее». [1]

Этот хадис указывает на то, что сокращение намазов не связано только лишь со страхом.
Вся мусульманская умма единогласна во мнении, что сокращение намазов дозволено в пути [2], будь на суше, на море или в воздухе. [3]

2. Молитвы, которые можно сокращать в пути

Сокращение намазов ограничено лишь четырех ракаатными, которые человек совершает в пути. Это обеденный, предзакатный и ночной намазы.

Утренний и вечерний намазы не укорачиваются согласно Иджме (единогласному мнению ученых-муджтахидов уммы). Потому что, если укоротить утренний намаз, то он не будет четным и потеряет свою суть, а вечерний намаз нельзя сокращать до двух ракаатов, потому что количество его ракаатов всегда бывает нечетным (витр). Также его нельзя сократить до одного ракаата, так как этим он будет отличаться от других молитв.

Нельзя укорачивать намаз-назр. [4] Это намаз, выполнение которого мусульманин сделал для себя обязательным путем обета. В пример можно привести слова человека: «Если у меня родится сын, то я обязуюсь выполнить четырех ракаатный намаз». Этот намаз в сафаре не сокращается до двух ракаатов.

Желательные намазы также не укорачиваются. Как, к примеру, четырех ракаатные намазы ратиба, которые совершаются до обеденного намаза или до предзакатного. Они не сокращаются до двух ракаатов, потому что у этого действия нет основы из преданий (хадисов).

Также во время сафара не сокращаются молитвы, которые были пропущены вне пути, потому что эти намазы остались за путником полными. Не укорачиваются и пропущенные намазы, в которых есть сомнения, пропущены ли они в сафаре или вне сафара, потому что основа молитв — полноценность, а не сокращение.

Что же касается молитв, которые были пропущены во время сафара, то достоверное мнение относительно них, что их можно совершать, сокращая в этом же пути или в другом сафаре, потому что это облегчение связано с причиной, а причина присутствует в пути. Но нельзя сокращать эти намазы вне сафара, даже если они пропущены во время него, так как отсутствует причина, по которой намазы можно укорачивать и это – сафар. [5]

3. Описание пути (сафара)

Мусульманину нельзя укорачивать молитвы в сафаре, кроме того случая, когда его сафар является длинным (соответствует нормам шариата). Длина сафара будет рассмотрена позже, в разделе условий сафара.

Если сафар является коротким, то молитвы во время него не сокращаются, так же, как не сокращаются в сафаре, в длине которого есть сомнения.

Как уже было сказано, наличие страха не является условием для сокращения молитв в пути, поэтому дозволено сокращение намазов в пути в безопасности и страхе, согласно достоверному мнению.

Условием сокращения молитв является дозволенность пути, будь то обязательный сафар, как поездка на хадж; желательный, как для приобретения знаний; дозволенный, как для торговли; или нежелательный, как сафар в одиночку. Но не разрешено укорачивать молитвы в недозволенном сафаре, как сафар с целью убийства мусульман или для совершения прелюбодеяния, потому что рухса (облегчение) не связывается с ослушанием Всевышнему Аллаху. Также одна из причин в том, что облегчение в недозволенном сафаре есть помощь этому греху, а это не дозволено.

Если мусульманин совершает сафар в определенную сторону, следуя за кем-либо, как жена вместе с мужем или солдат, следуя за командиром, и не знает причины пути, или же едет чтобы исполнить то, что написано в письме и не знает о содержании письма, дозволенное там или запретное, то такой путь считается дозволенным и ему можно сокращать молитвы.

Если выйти в дозволенный сафар, а по пути этот сафар перейдет в недозволенный вид, например, появится намерение совершить грех по прибытию, то достоверное мнение заключается в том, что с того момента, как появилось намерение на грех, возможность сокращать молитвы отпадает. Потому что недозволенный сафар лишает возможности сокращать намазы. Если же мусульманин начал недозволенный сафар, а во время пути покаялся, сделал намерение на дозволенный сафар и продолжил свой путь, то его сафар начинается с этого места и если от пути осталось расстояние равное двум мархалам (82 км) или больше, то он может сокращать молитвы. Если же не осталось, то не может.

____________________________________________________________

[1] Муслим 5\196 (686); Абу Дауд 1\274; Ат-Тирмизи 7\257; Ан-Насаи 3\95; Ибн Маджа 1\339; Ад-Дарими 1\254; Ахмад 1\25.

[2] Сафар (путь) имеет несколько видов: Обязательный сафар, как сафар на хадж, умру или джихад; желательный сафар, который считается богослужением, как сафар с целью приобретения знаний или сафар для посещения родителей; дозволенный сафар, как сафар для совершения торговли; недозволенный сафар, который является греховным, как сафар для разбойничества или убийства; нежелательный сафар, как сафар в одиночку. Аль-Хауи 2\449; Мугниль мухтадж 1\263.

[3] Мугни-ль мухтадж 1\262; Аль-Мухаззаб 1\334; Аль Маджму’ 4\209; Аль-Хауи 2\449; Аль-Анвар 1\132; Хашия Кальюби 1\255.

[4] Назр – обещание Всевышнему Аллаху обязательно выполнить какое-либо действие.

[5] Мугни-ль мухтадж 1\362; Аль-Мухаззаб 1\340; Аль-Маджму’ 4\244; Хашия Кальюби 1\255; Аль-Хауи 2\459, 472; Аль-Анвар 1\134.

4. Начало сокращения молитв

Мусульманину не дозволено сокращать молитвы, пока он не отправится в путь и не расстанется с местом пребыва¬ния. На это указывает аят Корана: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов».

Из этого аята нам становится ясно, что сокращение намазов связано с началом путешествия, которое определяется по следующим признакам:

1. Если населенный пункт полностью огражден стеной или же только с той стороны, куда направляется путник, то путешествие начинается с пересечением границ этого ограждения. Даже если это ограждение охватывает посевные поля и развалины, сафар все равно начинается после его пересечения, так как они относятся к данному населенному пункту.
Ров или рухнувшие стены, которые изначально служили ограждением, подобны в данном вопросе целой стене.

2. Если населенный пункт не огражден стеной или же огражден частично, но не с той стороны, куда направляется путник, то началом путешествия считается переход границы последних построек населенного пункта, даже если эти постройки являются разрушенными.

Если на окраине населенного пункта расположены развалины, которые хозяева используют для посева, но не для проживания, то путнику нет необходимости переходить их границу, чтобы его путешествие началось. Если же хозяева не используют эти местности для посева и там остались основы строений, то путешествие путника не может начаться, кроме как с переходом границ этих местностей.

Что касается посевных полей и садов, то путник не обязан переходить их границы, чтобы начать свое путешествие, даже если там будут постройки, в которых хозяева этой местности проживают в течение определенного времени года.

3. Если два населенных пункта неразрывно связаны друг с другом, то необходимо перейти границы обеих населенных пунктов. Однако если между ними есть даже небольшое расстояние, то путнику разрешается сокращать молитвы с переходом границ своего населенного пункта.

Если два близлежащих населенных пункта, между которыми имеется расстояние, ограждены одной стеной, то путнику необязательно переходить границу этой стены, чтобы его сафар начался.

4. Если человек проживает в палатке или в пустынной местности, то для начала сафара ему необходимо покинуть пределы территории данной местности, где протекает его повседневная жизнь. В эту территорию также входят такие места, как детская площадка, мусорная свалка, сарай и т. д.

5. Если путник отправляется в путь на корабле с населенного пункта расположенного на берегу моря, то его сафар начинается с отплытием корабля из порта или пристани [6].

5. Конец пути и сокращения молитв

Если путник покинет населенный пункт и перейдет его установленные границы, после чего вернется обратно по какой-либо нужде, не пройдя необходимого расстояния для сокращения молитвы, или сделает намерение окончательно вернуться, то сокращать молитвы нельзя ни в одном из двух случаев. Исключением является случай, если он вновь отправится в путь уже во второй раз с этого населенного пункта, считающегося местом его проживания.

Путь, в котором допускается сокращение намаза, завершается по прибытию на Родину и переходе установленных границ населенного пункта. Сокращение намаза возможно до пересечения этих границ.

Так же путь завершается, если сделать намерение остаться в точке пребывания четыре сутки или же остаться навсегда в назначенной местности в независимости от того, является оно пригодным для пребывания или нет, как пустыня, согласно достоверному мнению. Путь прерывается по прибытию в этот пункт в независимости от того, был он изначальной целью прибытия или же стал им в пути, как и в случае, если сделать намерение на пребывание четыре сутки. Если же он такого намерения не сделал, то путь завершается по истечению этого срока, потому что Всевышний Аллах допустил сокращение молитв с условием продолжения пути, в ином случае сокращение молитв не допустимо.

Доводом в пользу этого является сунна, в которой говорится, что пребывание менее четырех дней не прерывает путь.
Аля’ ибн Аль-Хазрами, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Путник после прибытия в место назначения остается три дня». [7]

Допустимость сокращения намазов в течение трех дней указывает на то, что путник все еще находится в пути, в отличие от четырех дней. Потому, когда Умар, да будет доволен им Аллах, запретил «ахлу з-зимма» (иудеи и христиане, находящиеся под защитой мусульман) оставаться в Хиджазе, позднее он разрешил одному из торговцев остаться на три дня. [8] Три, означает более трех и меньше четырех, потому и намерение пребывать в течение четырех дней означает завершение пути.

Если же путник сделал намерение завершить путь, находясь в дороге, то это не вредит, потому что причиной сокращения молитв является сам путь.

В четыре дня не входят дни приезда и уезда, согласно достоверному мнению, потому что в эти дни путник находится в дороге. День приезда и день отъезда включаются в сафар. Остановки на короткие сроки не являются помехой для пути, так как любой путник совершает остановки, а трудность дороги не проходит без остановок на один целый день.

Так же солдат, находящийся в битве рассматривается как путник, остановившийся на три дня, то есть не сокращает молитвы, если сделал намерение остаться на четыре дня. Если битва затягивается или идет подготовка к ней, то можно сокращать молитвы в течение восемнадцати дней, как об этом пойдет речь далее.

Если же путник остановился в городе, или в селении по какой либо нужде с намерением уехать, как только она будет исполнена, или корабль попал в шторм, то можно сокращать намаз в течение восемнадцати дней, согласно достоверному мнению. Есть и другие мнения по этому вопросу.

Если путник точно знает, что его дело не завершится раньше четырех дней, не считая день прибытия и отъезда, например, из-за торговой сделки или же из-за ожидания пятничного намаза, ради чего необходимо остаться на четыре дня, то в таком случае он не считается путником и сокращение молитв не допустимо. В состоянии ожидания с намерением отъезда сразу после завершения дела можно сокращать молитву в течение восемнадцати дней. [9]

6. Когда сокращать молитвы лучше?

Когда длина пути достигает расстояния прохождения трех дней (т.е. достигает расстояния трех мархалов, как будет сказано дальше), то укорачивать молитвы лучше, нежели совершать их полноценными.

Передается, что Имран ибн Хусейн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я совершил хадж с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и [я видел, как] он совершал молитвы по два ракаата. Я также был в пути с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата до своей смерти. Я также был в пути с Умаром, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата до своей смерти. Я также был в пути с Усманом, да будет доволен им Аллах, и он также совершал по два ракаата в течение шести лет, а после этого, находясь в долине Мина, он совершил намазы полноценными». [10]

Все же следовать за посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучше.

Сокращение молитв является облегчением для нас в шариате, но это не обязанность. Поэтому, если че-ловек оставит сокращение и будет совершать молитвы полноценными, в этом не будет ни каких проблем. Также дозволено укорачивать одну молитву и совершать полноценной другую или укорачивать молитвы в один день и совершать их полноценными в другой.

Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я вышла вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в путь на умру в месяц рамадан, и он не постился, а я постилась, он укорачивал молитвы, а я совершала их полноценными. Когда мы вернулись, он сказал мне: «Что ты сделала в своем пути?» Я ответила: «О Посланник Аллаха, ты не постился, а я постилась, ты сокращал молитвы, а я совершала их полноценными» Он сказал: «Молодец, Аиша!»». [11]

Эти слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывают на то, что сокращать молитвы в пути и не поститься, дозволено и это рухса (облегчение), поэтому можно оставить сокращение.

Также Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молитвы в пути и совершал их полноценными, постился и разговлялся». [12]

Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы были в пути вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и среди нас были сокращающие молитвы и совершающие их полноценными, постящиеся и не постящиеся. И сокращающий молитвы не упрекал совершающего их полноценными, а совершающий полноценными не упрекал сокращающего. Постящийся не упрекал того, кто не постился, а тот, кто не постился, не упрекал постящегося». [13]

Однако поститься в месяц рамадан, находясь в пути лучше, чем не поститься, если это не причинит вреда организму. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Сура «Аль-Бакара», аят 184).

Что касается того случая, когда пост может принести вред организму, то лучше оставить пост, и возместить его после прибытия.

Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прошел рядом с человеком, лежащим под деревом, которого обливали водой, и спросил: «Что с ним?» Ему сказали: «Он постится, о посланник Аллаха» Тогда он ответил: «Не из благочестия поститься в пути (сафаре)». [14]

Если путь человека будет меньше расстояния трех дней, то лучше совершать молитвы полноценными для того, чтобы не противоречить мазхабу имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, который полностью запрещает сокращать молитвы, если расстояние пути будет меньше прохождения трех дней. На это указывает сам имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

Тому человеку, который находит в себе нежелание сокращать молитвы и нежелание следовать сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сомнения в дозволенности сокращения молитв, лучше их сокращать. В этой ситуации ему нежелательно совершать молитвы полноценными, для того, чтобы все эти чувства прошли. То касается всех видов рухса (облегчение).

__________________________________

[6] Мугни-ль мухтадж 1\263; Аль-Мухаззаб 1\335; Аль-Маджму’ 4\225; Аль-Хауи 2\461; Аль-Анвар 1\133; Хашия Кальюби 1\256

[7] Бухари 3/1431 ( 3718); Муслим 9/121 ( 1352)

[8] Хадис от Умара передал Малик в книге «Муватта» с достоверной цепочкой, стр. 556; Аль-Маджму’ 4/239; так же это передает Аль-Байхаки 3/138

[9] Мугни-ль мухтадж 1/264; Аль-Мухаззаб 1/339, Аль-Маджму’ 3/238; Хашия Кальюби 1/257, Аль-Хауи 2/466; Аль- Анвар 1 /133-134

Аль-Маварди сказал: «Если путник пересекает населенный пункт или город, в котором есть его дом, имущество или родственники, то сокращение молитвы допускается. Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в прощальном хадже, будучи в Мекке сокращал молитвы и вместе с ним сподвижники. При этом у многих из них в Мекке были дома и имущество». Аль-Хауи 2/468.

[10] Ат-Тирмизи сказал, что он хасан-сахих (хороший и достоверный) 3\106. Также с подобным смыслом в версии от Ибн Мас’уда и Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, приводит Аль-Бухари 1\367 (1032); Муслим 5\197, 203, 204 (689, 694, 695); Ат-Тирмизи 3\101; Ан-Насаи 3\97, 99

[11] Ан-Насаи 3\100; Ад-Дарукутни с хорошим иснадом 2\188; Аль-Байхаки с хорошим и достоверным иснадами 3\142

[12] Аль-Байхаки 3\141

[13] Аль-Бухари 2\687 (1845); Муслим 7\235 (1118); Абу Дауд 1\560; Аль-Байхаки 4\244; Малик в книге «Муватта» стр. 197

[14] Аль-Бухари 2\687 (1844); Муслим 7\233 (1115); Ахмад 3\299, Аль-Байхаки 4\242

7. Условия сокращения молитв

Для возможности сокращения молитв необходимо наличие следующих условий:

Дальность пути

    Это расстояние двухдневного пути. Определяется в сорока восьми хашимитских милях, это четыре буруда, или шестнадцать фарсахов [15], что равно восьмидесяти одному километру. Расстояние меньше этого не считается сафаром.

    Доводом в пользу этого служит асар, который передается от Ибн Умара и Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими:
    «Они совершали намаз в два ракаата и разговлялись на расстоянии четырех бурудов и больше этого» [16].
    Эти действия были основаны на знаниях, перенятых от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
    Ата’, да помилует его Аллах, спросил Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Сократить ли мне до (долины) Арафа?», Ибн Аббас сказал: «Нет». Ата’ спросил: «Сократить ли до мины?», Ибн Аббас сказал: «Нет, но можешь сократить до Джидды, Асфана и Таифа»[17].

    Имам Малик передает от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что: «Он сокращал молитву на расстоянии в четыре буруда»[18]. Имам Малик сказал: «Между Таифом, Меккой, Джиддой и Асфаном четыре буруда, потому что на таком расстоянии ощущаются трудности пути»[19].

    Это расстояние так же учитывается и на воде. Если это расстояние можно пройти за час или еще меньшее время, то сокращение намазов также дозволено. Допустим, что этот путь пройден на верховом животном за более короткий срок, чем два дня. В этом случае для сокращения молитв также нет помех. Такие ситуации часты в наше время, как путешествие на автомобиле или самолете. Говоря вкратце, учитывается только расстояние, а не время за которое пройден путь.

    Наличие определенной цели

      Вторым условием является то, чтобы путник определил конечную точку прибытия, для установления расстояния, во время которого дозволенно сокращать молитвы. В случае если человек не может определить конечную точку, то сокращение намазов недопустимо, даже если при этом расстояние будет превышать необходимое для сокращения молитв.

      Например, если путник отправится в поисках должника или пропавшего человека, не зная о его местонахождении, с намерением вернуться, как только обнаружит его, то ему нельзя сокращать молитвы в пути, даже если он окажется дальним, как и в предыдущем случае.

      Если путник дойдет до своей цели и сделает намерение вернуться обратно на родину, при этом путь до дома с этого места будет соответствовать должному расстоянию, то сокращение намазов допустимо. Так же если он начал свой путь, зная при этом, что до цели не добраться за время меньшее, чем прохождение двух мархалов [20], то можно сокращать молитвы, даже если он встретит свою цель до завершения этого пути.

      В случае, если путник сделает намерение отправиться в путь на расстояние, при котором дозволено сокращать молитвы, а после этого вознамерится вернуться, как только найдет своего должника, то, если это изменение произошло до того, как он покинет населенный пункт, сокращение намазов недопустимо для него, а если после, то сокращать молитвы дозволенно, пока он не найдет своего должника. При встрече с ним его сафар закончится.

      Если путник сделает намерение отправиться в один город, а потом в другой с остановкой в первом городе на четыре дня, то это два разных сафара. Ему нельзя сокращать молитвы, кроме случая, когда между городами есть необходимое для сокращения молитв расстояние.

      Если путник сделал намерение отправиться в населенный пункт, расстояние до которого не составляет двух мархалов, но будучи в пути сделал намерение пересечь этот населенный пункт, то его путь начинается с того места, с которого он обновил намерение, и ему можно сокращать молитвы, если до его новой цели будет расстояние большее чем два мархала (81 км).

      Если путник вознамерился отправиться в путь, но будучи в дороге решил вернуться обратно, то его сафар прерывается и ему нельзя сокращать молитвы, пока он находится в этой местности. А после того, как он покинет эту местность вновь, начнется новый сафар.

      Путник имеет право сокращать молитвы, если условия расстояния соблюдаются, вне зависимости от того, направится он домой или продолжит путь к предыдущей цели.

      Если солдат отправится в путь с военачальником, не ведая о конечной цели, то ему нельзя сокращать намазы. Но если при этом он сам сделает намерение отправится в путь, то сокращение допускается, так как он не находится под абсолютной властью военачальника. Жена, которая отправилась в путь с мужем также, не зная пункта назначения, не имеет права сокращать молитвы, даже, если она сделает намерение, отправиться в сафар как в случае с солдатом. Если же солдат и жена знают о конечной цели и путь к ней достигает нужного расстояния, то им можно сокращать молитвы.

      Если неверные возьмут в плен мусульманина и отправятся с ним в путь, и он при этом не знает, куда они направляются, то нельзя сокращать намазы кроме как, не преодолев расстояния равное двум мархалам. После этого сокращение молитв является дозволенным. Если он знает о том, куда они направляются, но при этом он хочет сбежать, как только появится возможность, то ему также нельзя сокращать молитвы, не преодолев расстояние равное двум мархалам. Если же он сделает намерение сбежать туда, куда они направляются или в другое место, расстояние до которого превышает два мархала, то сокращение молитв допустимо [21].

      С предыдущими двумя условиями также связано то, что если до пункта назначения можно добраться двойным путем и каждый из них достигает двух мархалов, то можно отправиться по любому из них и сокращать молитву, даже если одна будет длиннее другой.

      При наличии двух дорог, одна из которых равна длине двух мархалов (минимум 81 км.), а длина второй дороги меньше 81 километра, и путник пойдет по второй, то сокращать молитвы нельзя. Если он пойдет по длинной дороге по какой-либо религиозной или мирской причине, как например легкость дороги, безопасность, или же из-за торговли, то сокращение молитвы дозволено. Но если он пойдет по длинной дороге, лишь для того, чтобы можно было сокращать молитвы, или он пойдет по ней, не имея на то каких-либо причин, то это недопустимо. Это все равно, что отправиться по короткой дороге и удлинять ее, шагая зигзагами вправо и влево [22].

      Совершение молитв полностью в сафаре

        Нельзя сокращать молитвы, если они не совершаются полностью в сафаре. Например, если путник начнет совершение молитвы на корабле, который находится в порту, а во время совершения молитвы корабль отплывет, то сокращать молитву в таком случае нельзя, по причине отсутствия намерения на сокращение в начале молитвы, которую он начал, находясь вне пути. Точно также нельзя сокращать молитву, если путник вступит в намаз, будучи в сафаре, а во время его совершения корабль прибудет в точку назначения или путник сделает намерение остановиться в той местности, в которой он находится (например, если корабль стоит в порту, который не является пунктом прибытия путника). В этих случаях необходимо завершить молитву в ее полной форме, потому что в данном случае в одной молитве объединяются две составляющие, связанные с сокращением молитвы и ее полноценным совершением. В таком случае предпочтение отдается полноценному совершению.

        Если время намаза наступило во время сафара, но при этом путник не совершил молитву до прибытия в свой город, то сокращать молитву дома не дозволяется, так как он уже не является путником, а сокращать молитвы дозволено в пути [23].

        Что касается случая, когда время молитвы наступило до того, как человек отправился в путь, но он не совершил ее и вышел в дорогу, то он может сократить эту молитву, находясь в пути, потому что учитывается состояние во время совершения молитвы, а не состояние во время наступления ее обязанности.

        ______________________________

        [15] Четыре буруда равны шестнадцати фарсахам, один фарсах равен трем милям, одна миля — это четыре тысячи шагов. Хашимитский: от племени бану Хашим. Один фарсах равен 5544 метрам. Мугни-ль Мухтадж 1/266, Аль-Маджму’ 4/211, Аль-Фикху-ль исламийю ва адиллятуху 1/75, Аль-Хауи 2/451.

        [16] Аль-Байхаки с достоверной цепочкой 3/137.

        [17] Аш-Шафии , «Бадаиу с-сунан» 1/115, Аль-Байхаки с достоверной цепочкой 3/137.

        [18] Имам Малик в книге «Аль-Муватта» стр.110.

        [19] Аль-Мухаззаб 1/335, Аль-Маджму’ 4/210.

        [20] Два мархала = 81-82 км.

        [21] Аль-Минхадж, Мугни-ль Мухтадж 1\267, Аль-Мухаззаб 1\335, Аль-Маджму’ 4\210, Хашия Кальюби 1\260,261, Аль-Анвар 1\132.

        [22] Аль-Минхадж, Мугни-ль Мухтадж 1\267, Аль-Мухаззаб 1\335, Аль-Маджму’ 4\210, Хашия Кальюби 1\260, Аль-Хауи 2\482, Аль-Анвар 1\132.

        [23] Аль-Мухаззаб 1\337, Аль-Маджму’ 4\230, Мугни-ль мухтадж 1\271, Хашия Кальюби 1\264, Аль-Хауи 2\461,476, Аль-Анвар 1\135.