Мудрое наставление: «Как вести себя с близким человеком, который разгневался?»

Мудрое наставление: «Как вести себя с близким человеком, который разгневался?»

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Хафиз Ибн аль-Джаузи (510-597 г.х.) сказал: “Если ты увидел, что близкий тебе человек разгневался и стал говорить то, чего не подобает, то не следует тебе придавать значение его словам и взыскивать с него за это, ведь поистине, его положение подобно положению опьянённого, который не осознает действительность того, что происходит.

Напротив, прояви терпение перед его вспышкой гнева и не обращай внимания, ибо шайтан взял верх над ним, его нутро бушует, а разум закрыт.

Если же ты станешь обижаться на него и будешь отвечать ему согласно его поступку, то тем самым ты уподобишься здравому человеку, столкнувшемуся с сумасшедшим, или подобно тому, кто, находясь в сознании, порицает того, кто потерял сознание, и ты сам заслужишь грех.

Однако отнесись к нему с милостью и посмотри на то, что было предопределено для него и на то, как его эмоции играют с ним. И знай, что когда он придёт в себя, то станет сожалеть о том, что произошло, и признает твоё достоинство за проявленное терпение к нему.

Самое меньшее, что ты можешь сделать – это уступить ему и его действиям, которые он допускает в состоянии гнева в пользу того, что может успокоить его.

Такому поведению необходимо обучиться детям при гневе родителей и жене при гневе мужа. Пусть жена оставит мужа, пока он не выскажется, не цепляясь за его слова, и тогда он станет сожалеть о случившемся и извинится.

А если состояние и слова разгневанного встретить ответом ему, то вражда только окрепнет, а в здравом состоянии он возжелает отплатить за то, что было сделано с ним во время «опьянения».

И многие люди не придерживаются первого пути, отвечая разгневанному согласно тому, что он говорит и делает, а это противоречит тому, что требует мудрость, а мудрость заключается именно в том, что я упомянул. «Но осознают это только обладающие знанием» (29: 43)”.

См. “Сайд аль-Хатыр” (стр. 468-469).